Иден Филлпоттс

Литературная карьера английского писателя Идена Филлпоттса растянулась на семьдесят пять лет, связав викторианскую эпоху с современностью. За время своей жизни, писатель мог видеть смену пяти английских монархов. Одной из самых характерных черт его творчества была необыкновенная продуктивность, Филлпоттс выпускал в среднем в год по три книги, а общее их число перевалило за две сотни. Диапазон его произведений также очень широк, ведь автор оставил свой след почти во всех литературных жанрах, среди них были: 95 романов, 45 пьес, 23 тома рассказов, 28 томов детских рассказов и сказок, 19 томов детективных историй и даже 3 тома воспоминаний, очерков о путешествиях и мемуаров.

Иден Филлпоттс. Биография

Иден Филлпоттс (Eden Phillpotts) родился 4 ноября 1862 года на горе Абу в Индии. Его родителями были офицер индийской армии, капитан Генри Филлпоттс и Аделаида Матильда София Уотерс Филлпоттс. Когда мальчику исполнилось три года, скончался его отец, и овдовевшая мать с Иденом и его двумя братьями вернулась в Англию, где ее дети получили прекрасное классическое образование.

Уже в семнадцать лет Иден, после окончания школы, уехал в Лондон, где устроился работать клерком страховую фирму и на которую проработал чуть больше 10 лет. Но его всегда привлекало искусство, поэтому он сперва записался на курсы актерского мастерства в школу драматического искусства, а после двух лет обучения, решил, что работа на сцене ему не подходит и переквалифицировался на изучение письменного мастерства. Все это время он днем работал в страховой компании, а вечера посвящал учебе или попытками освоения литературного мастерства.

В 1888 году выходит первый роман Идена Филлпоттса — Мои приключения на Летучем Шотландце: Роман о Лондоне и Северо-Западном железнодорожном товариществе (My Adventure in the Flying Scotsman: A Romance of London and North-Western Railway Shares), который рассказывает приключенческую историю о похищении акций железной дороги. Критики полагают, что этот роман был написан как рекламная акция Лондонской и Северо-Западной железной дороги, поскольку автор получил внушительный гонорар (400 фунтов), после чего ушел из страховой конторы. Иден устроился помощником редактора в журнал Черное и Белое, а поскольку работа была всего три дня в неделю, и такой график позволял ему интенсивно работать над собственными произведениями.

Но спустя год Филлпоттс бросил работу редактора и целиком посвятил себя литературе. Он уезжает из Лондона и поселяется в Девоне, а в 1929 году он переселился в Бродслист, неподалеку от Эксетера, оба местечка находились в Дартмуре. Поразительно, что автор прожил там безвылазно много лет и ни разу, после своего отъезда, не побывал в Лондоне. В 1892 году он женится на Эмилии Топхам (Emily Topham), которая родила ему девочку Аделаиду и сына Генри. После ее смерти в 1928 году Филлпоттс еще раз женился на Люси Робине Джойс Уэбб (Lucy Robina Joyce Webb).

Отец и дочь

Относительно его необычных отношений с дочерью ходило множество слухов, особенно подогреваемых самой Аделаидой, которая утверждала, что их отношения более чем тесные и больше напоминают инцест. Это во многом подтверждалось жестоким отношением Филлпоттса к ее мужу и ревностью, Иден даже разорвал всякие отношения с молодоженами. Но в конце 20-х и начале 30-х годов Аделаида выступала как соавтор целого ряда произведений. А после разрыва с отцом она стала вполне самостоятельным автором.

Работа писателем

В своей повседневной жизни Филлпоттс настойчиво подражал многим великим авторам, таким как Диккенс, Свифт, Ибсен. Он вел крайне размеренный и чрезвычайно упорядоченный образ жизни, отличавшийся особой дотошностью в деталях. Писатель вел дневник, куда скрупулезно вносил записи о всех мельчайших деталях и событиях своей жизни, будь то количество полученных или потраченных денег за день, а также количество слов написанных за день.

Все время его личной жизни было целиком посвящено литературному труду. С 7:30 утра до 23 часов вечера, с небольшими перерывами на еду, прогулки и его любимое садоводство Филлпоттс работал писателем. Все свои книги он написал от руки, а когда подагра не давала ему возможности писать правой, он научился писать левой. Иногда Филлпоттс отрываясь от стола и пера, совершал небольшие путешествия в различные уголки Дартмура, где внимательно наблюдая за местной флорой и фауной, о чем делал небольшие заметки.

Дартмур

Сегодня имя Филлпоттса является почти синонимом Дартмура, поскольку он здесь прожил большую часть своей жизни, а также о котором написал самые свои известные произведения, который объединены в так называемый Дартмутский цикл. Подобно йоркширским болотам Эмили Броне, Лондону Диккенса, Дорсету Томаса Харди, Дартмур — символ и вдохновение Идена Филлпоттса.

Харди который жил по соседству, часто переписывался с Филлпоттсом, а последний подражая великому писателю, создал свою литературную территорию. Каждая книга Дартурского цикла сосредоточена на определенной части болотистого района и дает подробнейшее описание, насыщенное множеством деталей. Современный читатель может посетить эти места и вместо путеводителя использовать книги английского автора.

Хотя не все романы цикла представляют собой гениальные творения, сочетание сельских пейзажей и реалистичное описание персонажей в ряде книг являются лучшими местами во всем творчестве Филлпоттса. Здесь же стоит отметить, что пьесы Филлпоттса поставили настоящий рекорд, одна из них ставилась на сцене театра в течение трех лет и выдержала за это время 1329 постановок.

Писатель скончался 29 декабря 1960 года в своем доме в Эксетере.

Детективы Филлпоттса

Уже в ранних своих романах Филлпоттс использует элементы криминального жанра, но впервые полноценный детектив Три мошенника (The Three Knaves) автор написал только в 1912 году, а регулярно стал публиковать детективные романы только начиная с 1920 года.

Его детективы очень высоко ценили многие известные критики и писатели. Так в 1972 году видный британский критик Джулиан Саймонс отмечает, что детективы Филлпоттса одни из самых смешных за всю историю жанра. Классик американского интеллектуального детектива Уиллард Хантингтон Райт, больше известный под псевдонимом С.С. Ван Дайн отмечал, что Иден Филлпоттс написал один из лучших детективов в Англии, а в 1929 году Дороти Сэйерс очень высоко оценила его работу в детективном жанре.

В своих воспоминаниях Филлпоттс пишет о молодой Агате Кристи, жившей по соседству, которой он одолжил комплект своих книг, чтобы она могла ускорить свое знакомство с детективным жанром.

Английский автор благодаря своей высокой репутации в литературном обществе публикует свои детективы не только в Англии, но и в США, где они пользуются большой популярностью. К примеру, знаменитый детектив Серая комната (The Grey Room, 1921) был сперва опубликован в США, и лишь затем его переиздали в Британии. Популярность книг Филлпоттса можно объяснить тем, что он публиковал свои романы под раскрученным псевдонимом Харрингтон Хекст (Harrington Hext), но этот рекламный ход привлек внимание читателей его романов в США, в консервативной Англии подобные выкрутасы расценивали как популизм.

Детективы Филлпоттса подобно мозаике складываются из нескольких ключевых мотивов, свойственных традиционной английской чопорной манере: усадьба, высокая роль Скотланд-Ярда, конфликт с наследником, из-за своевольной женитьбы последнего и другие. Среди нововведений Филлпоттса — смерть детектива и психологическое объяснение возможной причины убийства.

В его романах есть и мотив закрытой комнаты, но он не очень развит автором, из-за этого элемент скорее остается лишь декором в развитии сюжета. Есть и популярные сквозные герои. Один из них английский детектив, офицер полиции Марк Брендон. В одном из нестандартных романов Филлпоттса Брендон теряет объективность и влюбляется в молодую девушку Дженни Пендин, которая оказывается одной из убийц. Выручает незадачливого влюбленного более объективный и сдержанный американский полицейский Питер Ганн.

Иден Филлпоттс пришел к сочинению детективов, будучи уже опытным романистом, а вместе с этим привнес навыки опытного рассказчика, создал ярких персонажей, описания которых впечатляют своей реалистичностью. Развитие сюжета в его романах, поиски мотива и решения преступления в прошлом, обеспечивают его детективам большой интерес среди читателей. Но его стремление к чтению моралей слишком навязчиво, отчего романы покажутся современному читателю скучными. Наконец, слабость его детективов в использовании внешних, часто скрытых поначалу от читателей средств для убийства или мотивов совершения преступления. Позднее участники Детективного клуба рекомендовали не использовать подобные методы для создания детективов.

Среди огромного наследия оставленного этим писателем о многих романах даже и не вспомнят, но он навсегда вошел как топограф Дартмура и один из создателей детектива. Среди его лучших работ обычно называют и три детектива: Серая Комната (The Grey Room), Найденная утопленница (Found Drowned, 1931) и Красный Рэдмайнс (The Red Redmaynes, 1922).

Самое важное за спиной

Детективы, которых описывает английский писатель Иден Филлпоттс в своих романах, делятся на две категории. Первая, малоопытные неудачники, взявшиеся за очередное непростое расследование и вторая категория, опытные расследователи, чей потенциал не виден на первый взгляд, а обнаруживается лишь по ходу действия.

Мировоззрение писателя, как свидетельствуют его сочинения, не сильно отличается от стандартных взглядов простых англичан начала XX века.

Злодеи Филлпоттса прежде всего люди с недостатком в характере, но обычно обеспеченные и уважаемые члены общества, правда их личные взгляды — это главные улики, по которым они себя и выдают.

Например, в романе Самое важное за спиной (The Thing at Their Heels, 1923), опубликованном под псевдонимом Харрингтон Хекст (Harrington Hext), описана история об убийстве четырех человек священнослужителем. В ходе расследования сыщик убеждается, что взгляды священника больше соответствуют мировоззрению фанатика, озабоченного социальной реформой общества, чем человеку призванному умиротворять общество. Именно эти крайние взгляды и выдают настоящего преступника.

Иден Филлпоттс рисует идеальную картинку, где тяжелый труд, честность и бережливость в большинстве случаев вознаграждаются, а жадность лишь способствует росту зла и других пороков, скрытых в человеке.

Особое значение английского писателя Идена Филлпоттса для истории детектива основано на его случайном открытии. Писатель обнаружил, что для описания вымышленного преступления особое значение имеет описание окружающей обстановки. Филлпоттс был настоящим фанатом Национального парка в одном из округов Англии — Дартмуре, содержащем сотни миль болот, которые создавали особую атмосферу с таинственными туманами, резкими ветрами и безлюдными деревнями. Попытка возродить дух этого района, использовать пейзажи для создания настроения и передать атмосферу действия привела к неожиданным результатам.

Филлпоттс всю жизнь стремился к литературной славе и его романы о торфяниках не более чем подражание гениям английской литературы, но опыты в жанре детектива способствовали признанию этого жанра в качестве достойной литературы для читающей английской публики.

Оцените статью
Добавить комментарий