vldmrvch.ru

Агата Кристи — королева детектива

Агата Кристи — безусловно крупнейший мастер детектива двадцатого века. Под этим именем известна англичанка Мэри Кларисса Миллер, в первом браке — жена полковника Арчибальда Кристи. Ей принадлежат около семидесяти романов, множество рассказов, пьес, разошедшихся тиражом почти полмиллиарда экземпляров по всему миру. С 1958 года она была бессменным президентом английского Детективного клуба. Королева Елизавета II пожаловала ей дворянский титул за литературные заслуги.

Двое из созданных Кристи персонажей — Эркюль Пуаро и Джейн Марпл — входят в классический ряд выдающихся детективов мировой литературы.

Из автобиографии Кристи известно, что она была младшей дочерью в семье Миллеров — переселенцев из Соединенных Штатов; получила несистематическое домашнее образование, немного училась музыке во Франции, в середине десятых годов приобрела специальность медсестры и во время первой мировой войны работала в госпитале. В детстве отличалась заметным игровым воображением в сочетании с сильной застенчивостью. Люди, которых я себе представляла, — писала Кристи, — были для меня более реальны, нежели на самом деле окружавшие меня. Считается, что причиной обращения Кристи к детективу был спор со старшей сестрой Мадж (уже проявившей себя как литератор), что ей под силу создать что-либо достойное публикации. В результате появился роман Таинственное происшествие в Сайлз. Только в седьмом по счету издательстве — у Дж. Лэйна в Бодли Хэд роман увидел свет тиражом 2000 экземпляров. Начинающий автор получил 25 фунтов стерлингов гонорара и сочувственный отклик в… медицинском журнале, заметившем труд коллеги, профессионально изобразившем атмосферу госпиталя.

Таким образом, на арене детективной литературы в 1920 году появилась Агата Кристи и маленький усатый бельгиец Эркюль Пуаро, на шестьдесят четвертом году жизни оставивший службу в бельгийской полиции и перебравшийся в Англию.

Впрочем, Пуаро не сразу занял доминирующее положение в мире Кристи. Во втором романе, вышедшем из-под ее пера, в качестве центральных фигур выступила парочка детективов-любителей Таппенс и Томми Бересфорд, еще через год — полковник Рейс, вслед за ним — инспектор полиции Баттл, а спустя десять лет после выхода на сцену Пуаро состоялся дебют шустрой старушки Джейн Марпл. Все перечисленные персонажи являются героями более или менее объемных серий, но в ряде романов и рассказов Кристи ангажирует на роль детективов случайные фигуры либо совмещает жертву и сыщика в одном лице.

Впрочем, Кристи не часто использует такой способ изобличения преступника. Учитывая интересы любителей соревноваться с сыщиком, она готова выложить все ключи, досконально перечисляя факты, предметы, свидетельские показания, которые добыл Пуаро, и дает герою торжествующе заявить: Я ничего от вас не скрываю. То, что известно мне, известно и вам. Можете делать свои собственные выводы. В этом и состоит искусство детектива (Таинственное происшествие в Стайлз); аналогичным образом о всех ключах заявлено в романах Смерть в облаках, Шестнадцать лет спустя и других. Распространен и шерлокхолмсовсий вариант, при котором Пуаро предпочитает оставлять свои догадки при себе до эффектного финала (Я проведу вас тем путем, которым шел сам — Убийство Рождера Экройда). Последний из названных романов примечателен и тем, что в нем Кристи решилась нарушить один из важнейших, строго соблюдавшихся в те годы законов построения детектива, за что была повергнута обструкции собратьями по ремеслу. Другое нарушение канонов жанра (преступник должен быть один) в знаменитом Убийстве в Восточном экспрессе — спокойно сошло с рук автору, то есть само развитие детектива уже в тридцатые годы показало ограниченность законов, сформулированных Ван Дайном и другими, сковывающих фантазию и возможности писателя. Безусловно, читателю не было ровно никакого дела до таких тонкостей, ибо Агата Кристи удовлетворяла самых привередливых любителей разгадывать детективный сюжеты-головоломки. Нельзя сказать, что она смогла при этом ни разу не повториться, но заметны такие повторы с достаточно большой дистанции.

С Агатой Кристи на карте детектива появилась, все более расширяясь, добрая старая Англия — преимущественно провинциальная, сохраняющая традиции викторианской эпохи со своим неспешным образом жизни, отсутствием сколько-нибудь заметных изменений, стандартным набором персонажей (небогатые владелицы усадеб и замков, отставные военные, местная интеллигенция — врачи, адвокаты, молодежь, озабоченная выгодными матримониальными партиями) с не менее стандартными криминальными интересами (борьба за получение наследства, ревность, жажда обогащения). Это, конечно, не единственная область интересов писательницы, но, пожалуй, самая характерная.

Изысканной логикой расследования Кристи, можно сказать, искупает два невыразительных компонента своих романов. Во-первых, ее не интересует изображение убийства. Детектив был рассказом с моралью, — вспоминала она в автобиографии. — Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву… Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости….

Кристи только констатирует смерть — от пули, кинжала, яда (разнообразие способов применения последнего в ее произведениях — тема отдельного исследования).

Во-вторых, достаточно однообразна (за редким исключением) социальная обстановка, в которой развивается действие, — фон романов. Кристи принадлежала к тому слою, который в Англии именуется upper-middle-class (выше среднего), хорошо знала его и, вполне естественно, именно его и изображала в своих произведениях. По степени разработанности деталей быта, нравов, вкусов этого в довольно значительной степени приверженного традициям слоя произведения Кристи можно рассматривать как многократно тиражированный бытовой, нравоописательный роман. Даже когда ее герои плывут на туристском пароходе по Нилу (Смерть на Ниле), по характеру конфликта и пароход мог с тем же успехом плыть по Темзе, и его пассажиры — быть гостями на какой-нибудь вилле в графстве Суссекс…

Преступления совершаются, как правило, в довольно замкнутой обстановке, и все причастные к нему обычно связаны друг с другом узами знакомства или родства. А если учесть, что в тихом омуте светского общества, куда ни глянь, — в каждом можно подозревать чёрта (Кристи весьма заботится об этом), то распутывание таких клубков под силу только таким психологам, как Пуаро или Марпл, прекрасно ориентирующимся в обстановке. Интересно отметить, что Кристи-бытописатель в поисках сюжетов умело использует даже сам интерес к детективу в том самом верхне-среднем слое, о котором пишет. И мисс Марпл (Объявлено убийство), и Пуаро (Каприз) однажды оказываются в ситуации, когда скучающее общество организует игру-детектив, пользующийся большим успехом. Другое дело, что злоумышленники, словно начитавшись романов Кристи, под прикрытием игры совершают реальные преступления, но тут уже в борьбу с ними вступают бесспорные мастера, а не праздные обыватели…

Атмосфера великосветских сплетен и интриг, пропитанная привкусом яда, — неувядаемый источник любопытства; это с блеском использовала писательница. Не чужды такой атмосферы и главные сыщики Кристи, напоминающие порой самих участников этих событий. Особенно это касается мисс Марпл — чрезвычайно любознательной старушки из Сент-Мери-Мид, живущей в своем сельском доме и известной полиции как знаменитый детектив в масштабе деревни (Труп в библиотеке). Ее основной метод — аналогии с мелкими деревенскими происшествиями. И тем не менее полиции чаще всего достается роль Уотсона, когда в действие вступает мисс Марпл. В произведениях с ее участием наиболее ярко проявилась приверженность Кристи к очерку нравов, и читателю, не знакомому лично с тем, о чем пишет Кристи, предоставляется хорошая возможность увидеть жизнь провинциальной Англии первой половины XX века. Словно в компенсацию тем, кто не слишком любит глубокое погружение в дух викторианской эпохи, романы с мисс Марпл предлагают особо утонченные детективные загадки, потрясающую изобретательность преступников. Это относится и к названному выше, и к романам Объявлено убийство, Отель «Бертрам».

Перечисляя все достоинства Агаты Кристи, надо сказать, наконец, что ее всемирная популярность объяснима не только мастерством конструирования головоломок и детективного расследования, но и тем, что даже в самых ее разоблачительных произведениях не могут остаться незамеченными явная доброта и жалость к людям.

А эти чувства идут напрямую к сердцу — пока серые клеточки трудятся над очередной загадкой старушки Агаты.

Об авторе
Поделитесь этой записью
5 всего комментариев к этой записиОтправить свой
  1. Somebody necessarily lend a hand to produce severely posts I’d state.
    This can be the first time I frequented your web page and thus far?
    I surprised using the research you intended to make this actual publish extraordinary.
    Great job!

  2. I blog frequently and I truly appreciate your content.

    The article has really peaked my interest. I’m
    going to book mark your blog and keep checking for new
    information about once per week. I subscribed to your RSS feed
    as well.

  3. Good day I am so excited I found your blog page, I really found you by mistake,
    while I was browsing on Bing for something else, Anyhow I am
    here now and would just like to say thanks for a incredible post and a all round exciting blog (I also
    love the theme/design), I don’t have time to go through it all
    at the moment but I have book-marked it and also added your RSS feeds, so when I
    have time I will be back to read a lot more, Please do keep up the awesome work.

  4. I know this site presents quality depending articles and extra information, is there any other web site which
    gives these information in quality?

  5. Thanks in support of sharing such a pleasant thinking, piece of writing is nice, thats why i have read it fully

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе