Альфред Эдвард Вудли Мейсон

Сегодня мы отмечаем день английского писателя АЭВ Мейсона одного из самых популярных рассказчиков первой половины XX века. Его современники вспоминают его добродушный и товарищеский характер, его сердечный смех, и его увлечение альпинизмом.

Лучший его роман Четыре пера успешно сочетают в себе приключенческий сюжет и психологический анализ персонажей. Его вклад в детективный жанр столь же значительный, как и написание рассказов о Шерлоке Холмсе. Использование психологических характеристики в сочетании с приключенческим сюжетом его наиболее значительный вклад в детективный жанр. Новаторский подход Мейсона к детективным романам в период, когда жанр находился еще в зачаточном состоянии, высоко оценен критиками и историками жанра.

Альфред Эдвард Вудли Мейсон (Alfred Edward Woodley Mason) родился 7 мая 1865 года в Лондоне. Детство Альфреда прошло в удушливой семейной обстановке постоянных скандалов, поэтому он был вынужден искать спасение в книгах, а уже в юношестве в театре. Он смог благодаря отличной учебе поступить в Тринити-колледж в Оксфорде, где завел знакомство с многими видными людьми своего времени. Уже с раннего возраста он определился с призванием, желая стать писателем, первоначально это были театральные драмы, которые принесли ему финансовую свободу от семьи и успешное начало карьеры.

Первая же пьеса Дверь в Сир де Малетру (The Sire de Maletroit’s Door) основанная на сюжета Роберта Луиса Стивенсона, постановка которой состоялась в 1894 году принесла ему успех, а ряд видных драматургов, таких как Оскар Уайльд рекомендовали ему начать работу над романом.

Первые романы Мейсона, по словам критиков, содержат избыток пейзажей и чересчур много романтики. Но уже здесь проявляются черты характерные для лучших произведений английского автора, в первую очередь это описания персонажей, твердых, надежных и интересных. Метод написания романов у Мейсона был прост, он собирал группу персонажей, тщательно разрабатывая их характеры и элементы взаимодействия, а затем сочинял сюжет.

В 1901 году Мейсон едет в Судан. Поездка произвела на него такое впечатление, что после нее он написал свой лучший роман – Четыре пера (The Four Feathers) о мальчике, который считал себя трусом, а в результате потерял честь и невесту. Эмоции и яркие пейзажи делают роман незабываемым.  Сюжет этого романа неоднократно использовался режиссерами, последняя экранизация с Хитом Леджером вышла в 2002 году.

В 1903 году Мейсон начинает свою политическую карьеру. Он помогает товарищам, которые состояли в либеральной партии из Ковентри, а уже в 1906 году он был избран в парламент, где добросовестно служил в течение четырех лет. Сразу после окончания депутатского срока, Мейсон продолжает писать детективы, в этом же году выходит первый роман из серии об сотруднике парижской секретной службы Габриэле Ано (Gabriel Hanaud). Позднее автор рассказывал, что он стремился создать профессионального детектива, который в отличие от Шерлока Холмса, обладал бы добродушным и доброжелательным характером, а также был бы склонен доверять своей интуиции, а не сухим логическим построениям. Но Мейсон не довел своего персонажа до завершения, Ано нигде не описан в подробностях. Но Мейсон использует в своих романах театральный прием, когда персонаж раскрывает свой характер через поступки.

Ано был назван потомком инспектора Лекока, созданного Эмилем Габорио. Но в отличие от Габорио Мейсон не использует эмоциональных аффектов, в его романах нет описания кровавых сцен убийства. Вместо этого, читатель довольствуется ссылкой на убийство, после чего появляется инспектор Ано. Мейсон переходит от таинственных историй к настоящему детективу, он перемещает взгляд читателя с преступления на преступника, на подозреваемых и последующее расследование.

После выхода первого романа об Ано – На вилле Роуз (At the Villa Rose), Мейсон не спешит с продолжением. Второй роман Свидетель обороны (The Witness for the Defence) вышел спустя три года.

С началом Первой мировой войны он был вызван в Веллингтон Хаус (Wellington House), который стал штабом государственной пропаганды, объединивший нескольких британских писателей для борьбы против Германии. С целью распространения британской пропаганды, Мейсон посетил Америку, но цели его посещения были опубликованы в газетах, поэтому он был вынужден вернуться в Англию. Его направили в Испанию, откуда он, вероятно, поставлял сведения для британской разведки, а последнее лето войны перебрался в Мексику, где выпускал газету, содержавшую ряд сведений, больше похожих на сознательную акцию по дезинформации немцев. Почти в самом конце войны, Мейсон выпускает третий роман об Ано – Дело в отеле Семирамида (The Affair at the Semiramis Hotel, 1917), в котором появляется еще один сквозной герой, встречающийся еще в нескольких романах английского писателя.

Мейсон в дальнейшем пишет театральные пьесы, иногда возвращаясь к своим героям. Детективные романы иногда успешны, а иногда их постигает провал. Последний роман выходит, когда писателю исполнился 81 год, это был пятый роман об Ано и его последняя книга.

АЭВ Мейсон скончался 22 ноября 1948 года.

Роджер Грин предположил, что Мейсона нельзя признать великим романистом, поскольку основой для его романов были наблюдения, а не опыт. Он был очень искусным писателем, когда искал нужную фразу, поскольку театральный опыт научил его в полную силу использовать драматический эффект. Но в эпоху, когда персонаж детектива превращался в карикатуру, на литературном небосклоне появился Ано, персонаж вымышленный насколько, что походил на реальную личность.

Добавить комментарий