Эллингем Марджери

Эллингем Марджери Луиз (Allingham Margery Louise), родилась 20 мая 1904 года в Лондоне — скончалась 30 июня 1966 года в Колчестере (Эссекс). Родилась в семье писателя Х. Дж. Эллингема. Училась в женской школе в Кембридже.

Первый роман Эллингем Блэккерчиф Дик: рассказ об острове Мерси (Blackkerchief Dick: а Tale of Mersea Island, 1923) носит историко-авантюрный характер. Близки к авантюрному повествованию и ранние детективы Эллингем, первым из которых была Тайна белого коттеджа (The White Cottage Mystery, 1928). Ее главный расследователь Алберт Кемпион (герой около 20 романов) впервые появляется в Преступлении в Блэк Дадли (Crime at Black Dudley, 1929; русский перевод Черный Дадли, 1998), где он представлен любителем приключений, рыцарем, готовым вступить в прямое столкновение с противником ради спасения своих подопечных. Действие романов большей частью происходит на востоке Англии, в безлюдных районах Суффолка, в окруженной топкими и болотами деревне (Мистери майл – Mystery Mile, 1930; телесериал Би-би-си, 1989), на старинной мельнице с прилегающим к ней домом (Сладостная опасность – Sweet Danger, 1934; телесериал Би-би-си, 1989). Оба романа снабжены картами местности и полуразрушенных владений древних аристократических родов. Стремительное развитие действия с сопутствующей ему романтической линией, неотвратимая гибель таинственного злодея (в одном случае его затягивает трясина, в другом – мельничное колесо), спасение Кемпиона – эти и другие элементы приключенческого романа отодвигают на задний план намеченную в них детективную интригу.

Новые и старые герои Эллингем

С середины 30-х годов произведения Марджери Эллингем приобретают форму типичного романа-загадки с театрально обставленными убийствами, ложными следами и самым неожиданным преступником. Ее сыщик своим аристократическим происхождением, кембриджским образованием, связями с высшими чинами из Скотленд-Ярда напоминает сквозных персонажей Дороти Сейерс и Найо Марш. Хорошо воспитанный и немного рассеянный, всеобщий дядюшка, всегда готовый прийти на помощь, он противостоит суперменам и эксцентрикам. Хотя он и мистер, аристократизмом от него веет не меньше, чем от лорда Питера Уимзи. Его отношения со слугой, отнюдь не потомственным дворецким, но бывшим вором-взломщиком, строятся по типу подобных пар у Сейерс или Пемлема Гренвила Вудхауса. В отличие от многих безвозрастных сыщиков Кемпион, родившийся в 1900, стареет от романа к роману и постепенно теряет вкус к опасным приключениям. Как и герой Сейерс, он окружен родственниками и друзьями, которые время от времени попадают в неприятные истории; как и герой Марш, он обзаводится семьей, и даже его маленький сын оказывается вовлеченным в расследование (Зовущая леди — The Beckoning Lady, 1953).

Действие романов Марджери Эллингем середины 30-х годов перемещается в центральные районы Лондона, в дома художников (Смерть призрака — Death of а Ghost, 1934), издателей (Цветы для судьи — Flowers for the Judge, 1936), актеров и модельеров (Мода на саваны — The Fashion in Shrouds, 1938). Их населяют экспансивные люди, многих из которых легко заподозрить в убийстве. Но убийцами в романах Эллингем оказываются не артисты, а их хозяева, занимающие положение Просперо по отношению к своим Ариэлям, — менеджеры, искусные организаторы всевозможных презентаций. Таланты — это источник их обогащения, и они оберегают его от посягательств со стороны.

Детектив, осложненной моральной коллизией

После Второй мировой войны в творчестве Марджери Эллингем произошли более глубокие изменения, нежели у других авторов, начинавших вместе с ней. Ее серийный персонаж Кемпион прошел войну и вернулся другим человеком — размышляющим и сомневающимся. Меняется его место в романе. Как знамение времени рядом с ним, порой отодвигая его на второй план, начинает действовать другой расследователь – Чарли Люк, полицейский из Скотленд-Ярда, персонаж романа Срочно нужен гробовщик (More Work for the Undertaker, 1949; русский перевод в 1993). Свирепым видом он напоминает гангстера. Рядом с хорошо воспитанным, сдержанным Кемпионом особенно заметны его простецкие манеры (звенит монетами в кармане), режет слух его страстная, спонтанная, сопровождаемая жестикуляцией (говорит всем телом) речь. Воспроизведенная в скором времени сердитыми молодыми людьми, она передает настроение всеобщей рассерженности первых послевоенных лет.

Сохраняется место действия, но меняется его атмосфера: мрачный, затянутый смогом с запахом насилия, молчаливый и серьезный Лондон послевоенного времени. Таким он предстает в лучшем романе Марджери Эллингем Тигр во мгле (The Tiger in the Smoke, 1952; экранизирован в 1956; русский перевод в 1996). Теперь это не маленькая Венеция, где живут художники и располагаются издательские дома, а дымный привокзальный район Паддингтона – квадратная миля порока. Ощущение надвигающегося зла придает этому роману трагическое звучание. Преступник в нем лишен сатанинской силы, он даже может вызывать симпатию, но одновременно внушает мысль о неискоренимости зла, порожденного войной. Преступление переместилось из особняков, где светловолосый и бледнолицый Кемпион был своим, на улицы города здесь легко ориентируется мускулистый, смуглый Люк со смекалкой кокни. Кемпион же не подходил для новой работы: шла охота на человека-зверя, а он не был любителем кровавого спорта.

Моральная философия романа раскрывается в сцене встречи Тигра и старого священника, который узнал в нем обделенного судьбой мальчика из соседнего дома. Но это не отец Браун Г.К. Честертона, путь истины ему неведом, а для Тигра в отличие от Фламбо он закрыт. Их тихий ночной разговор в темной церкви скорее ведет к признанию амбивалентности понятий добра и зла, вины и невиновности в духе Грэма Грина. Сходная проблема затрагивается и в романе Закрой мне глаза (Hide My Eyes, 1958) в ходе тихой ночной беседы преступника (на этот раз он изображен веселым и самоуверенным лгуном, на счету которого 10 убийств) и старой женщины – она все еще видит в нем мальчика, которого любила как сына. Она хочет вразумить его, он – открыть ей глаза. Едва не плача, он пытается отравить единственного человека, который понимал его. Как и в случае с Тигром, это было всего лишь раз, когда нанесенный удар оказался смертельным.

В романах Марджери Эллингем 20-50-х годов обозначилось характерное для детективной прозы движение от приключенческого романа к роману-загадке, а затем к роману с детективной интригой, осложненной моральной коллизией; в рассказах она часто пародировала условности жанра. Детективы Эллингем пережили второе рождение в 1988 и 1989, когда восемь ее романов составили две телевизионные серии Би-би-си – Кемпион.

Соч.: The Allingham Case-Book. L., 1969; The Allingham Minibus. L., 1973; The Return of Mister Campion and Other Stories. L., 1989.

Лит.: Pike В. A. Campion’s Carreer: A Study of the Novels of Margery Allingham. Ohaio, 1987; Martin R. Ink in Her Blood: The Life and Crime Fiction of      Margery Allingham. Michigan, 1988; Thorogood J. Margery Allingham: A Biography. L., 1991.

А. Саруханян 

Добавить комментарий