Эмблер Эрик

Эмблер Эрик

Эмблер Эрик (Ambler Eric). 28 июня 1909, Лондон – 22 октября 1998, Лондон, автор шпионских романов. Награжден орденом Британской империи (1981). За литературные заслуги – премией Бриллиантовый кинжал Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании. Родился в семье эстрадных актеров. Изучал инженерное дело в Лондонском университете, выступал на сцене мюзик-холла, работал в рекламном бизнесе. Во время Второй мировой войны служил в артиллерийских войсках, затем в армейской кинематографии, где вместе с Питером Устиновым писал сценарии для учебных фильмов. Многие из которых отвергались как антивоенные. Закончив военную службу в чине подполковника, в течение ряда лет работал в Голливуде в качестве продюсера и сценариста.

Ambler-Eric

Вслед за Сомерсетом Моэмом и Грэмом Грином Эмблер внес существенные изменения в жанр шпионского романа. Свои ранние произведения. Начиная с Невидимой границы (The Dark Frontier, 1936), он задумывал как пародию на авантюрное повествование в духе Джона Бакена (John Buchan). Сюжет Источника опасности (Background to Danger, 1937) и Причины тревоги (Cause for Alarm, 1938) строится по схеме погони и бегства. Их протагонист – англичанин, не имеющий отношения к политике, — оказывается в одной из европейских стран и помимо своей воли втягивается в жестокую войну шпионов в роли то спасающейся бегством жертвы, то пленника, то преследователя. В отличие от любителей романтических приключений у него нет не только никакой страсти к ним, но и способности самостоятельно противостоять опасности. Эрик Эмблер сделал своим протагонистом негероического героя, шпиона поневоле, вынужденного выполнять задания агентов, но не защищенного их корпорацией. Он находится в центре общества и одновременно выброшен из него как беспаспортный бродяга.

В канун Второй мировой войны Эмблер обратился к теме перемещенного лица – человека, не имеющего гражданства в мире, разделенном государственными границами. Наиболее полно она раскрыта в Эпитафии шпиону (Epitaph for а Spy, 1938; русский перевод в 1992), одном из лучших романов Эмблера. Рассказ в нем ведется от имени преподавателя иностранных языков без гражданства. Его жизнь проходила в бесконечной смене мест жительства. По мере того как перекраивалась карта Европы. Он родился в той части Венгрии, которая отошла к Югославии, но его югославский паспорт стал недействительным, когда югославская полиция расстреляла его отца и брата как социалистов. Он преподавал немецкий язык в Лондоне, но, как и других иностранцев, его лишили права на работу. Он нашел пристанище в Париже, но постоянная угроза депортации делает его легкой добычей спецслужб.

Тема границы между государствами, между законом и беззаконием становится одной из постоянных в романах Эмблера. Своего героя он наделяет чертами циника и обманщика; только они и помогают ему выжить в мире, который старается его вытолкнуть. Таков журналист Симпсон, центральный персонаж романов Яркий свет дня (Light of Day, 1963; русский перевод в 1991) и Грязная история (Dirty Story, 1967; русский перевод в 1990). Он родился в Каире, учился в Лондоне, но его британский паспорт, как и египетский, устарел, и теперь он вынужден браться за любую работу и не гнушаться мелким мошенничеством. В первом романе его шантажируют преступники и полиция, во втором – он оказывается между двумя лагерями, борющимися за право на добычу редкой руды в одной из стран Экваториальной Африки. Жизнь научила его быть в обоих лагерях одновременно и действовать в зависимости от обстоятельств. Свое негодование он адресует британскому правительству: Я отказываюсь быть никем. Вы слышите? Отказываюсь! При бегстве из Африки он прихватил паспорта и, с удивлением обнаружив, что их выпускает множество никому не известных государств, решает сам создать государство и за умеренную плату помочь беспаспортным отверженным братьям по племени. Эрик Эмблер менял структуру традиционного шпионского романа. В Маске Димитриоса (The Mask of Dimitrios, 1939) история шантажиста, убийцы и бизнесмена, связанного с фашистами, раскрывается на двух повествовательных уровнях: во фрагментах из его интервью и писем и в расследовании романиста, собирающего о нем информацию и разгадывающего личность загадочного преступника. По той же схеме строится Суд над Делчевым (Judgment on Delchey, 1951) – роман, написанный Эмблером после долгого перерыва, первый после Второй мировой войны. Его действие происходит в неназванной балканской стране, где участника антифашистского сопротивления, главу временного правительства, обвиняют в связях с террористами. Герой романа, английский журналист, ведет собственное расследование, в результате которого обнаруживает сложные политические интриги, стоящие за делом Делчева. По словам писателя, он основывался на рассказах знакомой, пережившей застенки гестапо и сталинские показательные судилища в Восточной Европе. Однако Эмблеру больше удавалось изображение шпионской игры как параноидальной фантазии (Заговор «Интерком» — The Intercom Affair, 1969). Большинство же романов Эмблера 60-70-х годов (Схватка — Passage of Arms, 1959; Доктор Фриго — Doctor Frigo, 1974; Тревожное время — The Care of Time, 1981, и другие), действие которых переносится из Европы в горячие точки Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, приближается к авантюрному типу шпионского романа.

Почти все романы Эрика Эмблера экранизированы; к некоторым из них он сам писал сценарии, хотя считал, что для творчества это губительно.

Соч.: Неге Lies Eric Ambler: An Autobiography. L., 1985; Waiting for Orders: (Short Stories). N.Y., 1990.

Лит.: Cawelti J.G., Rosenberg B.A. At a Crossroads: Eric Ambler and Graham Greene // Cawelty J.G., Rosenberg B.A. The Spy Story. Chicago; London, 1987.

А. Саруханян

54321
(0 votes. Average 0 of 5)