Ангус Рич

Сегодня мы отмечаем день рождения английского журналиста Ангуса Рича, который приложил свою руку к написанию нескольких детективных романов. А история публикации его романа Климент Лоример является блестящей иллюстрацией трудностей, с которыми писатель детективов сталкивался в период до формирования этого жанра.

 

Ангус Бетьюн Рич (Angus Bethune Reach) родился в Инвернессе. Получил образование в Инвернесской королевской академии и Эдинбургском университете. Его отцу принадлежала газета Инвернесский курьер, где Ангус опубликовал свои дебютные статьи. Когда ему исполнился 21 год, он отправился в Лондон, чтобы помочь отцу испытывающему финансовые трудности в издании газеты.

После смерти отца дела на семейном предприятии совсем расстроились, поэтому Рич с помощью своего друга, шотландского поэта Чарльза Маккейя устроился в газету Монинг Хроникал (Morning Chronicle). Постепенно его статьи получают все больше положительных откликов, а молодому журналисту доверяют колонку новостей музыки и искусства. Его серия статей о труде в засушливых и бедных северных районах Англии получила высокую оценку критиков и была издана в виде отдельной книги.

Критики отмечают, что именно Рич ввел в журналистику стиль, который практикуется и сегодня — статья как чреда нескольких ярких и запоминающихся картин, дающих читателю не подробную информацию, а скорее иллюстрацию события или явления.

Ангус проработал в Хроникал до конца трудовой карьеры, иногда откликаясь на просьбы о статье из других изданий. В эти же годы он нашел время для написания нескольких романов. Изнурительный труд привел к тому, что Рич сходит с ума. Поскольку в те времена информация об умственных расстройствах была скудной, ему оказывают лечение, а газета какое-то время платит зарплату. Чтобы поддержать больного и его семью друзья ставят пьесу, все сборы от которой идут на лечение и содержание семьи.

Но сегодня мы понимаем, что все старания были напрасны и Ангус Рич скончался 25 ноября 1856 года.

Климент Лоример

Смерть в 33 года, кажется удивительной, тем более что за предыдущие 6 лет молодой журналист написал четыре романа. Только один из них является в полной мере стандартным детективом, остальные три содержат элементы детектива.

Детективом можно называть роман Климент Лоример (Clement Lorimer), который несмотря на свои промахи в композиции был опубликован в шести частях с октября 1848 по март 1849 года.

Роман переполнен интригующими вступлениями, каждое из которых ведет в никуда. Каждая глава начинает увлекательным вступлением и раскисает или теряется ближе к финалу. В каждой главе появляются все новые и новые персонажи и некоторые детали сюжета. И хотя сюжет вертится вокруг одного главного героя, читать его нелегко.

Вероятно данная структура обусловлена журналистской практикой Рича, который каждую главу начинает словно заново статью, забывая о связности текста.

Но эти недостатки скрашиваются исключительно детективным построением романа, ведь господствующих до этого готический роман, обычно рисовал персонажей запутавшихся в загадочной ситуации и получал разрешение головоломки только через рассказ, а не через дедуктивное рассуждение или сбор улик.

Лоример пытается разгадать тайну своего прошлого и здесь действительно роман напоминает типичный готический образец. Но появление профессионального сыщика, да еще в художественном романе до этого времени не отмечалось в истории литературы. Правда, иногда профессиональные сыщики появлялись в вымышленных мемуарах, но это было большой редкостью, даже в повседневной жизни эта профессия была не очень распространенна.

Именно в этом романе появляется впервые выражение сыщик собака закона (sleuth hounds of the law). Но в романе Рича нет единой фигуры детектива, поскольку функции расследователя берут на себя несколько персонажей, в том числе и журналисты в поисках репортажа. А соответственно читатель постоянно перемещают от одного персонажа к другому, фактически лишая его радости поисков и открытий.

В последующих романах Рич попытался решить проблему связности повествования, но журналистская манера письма была в нем неискоренима. Хотя последующие романы используют целый набор элементов, характерных для традиционного детектива, тайна, исчезновение, ложные личности, преступление как такового нет, а следовательно эти романы больше напоминают традиционный роман, а не классический детектив.

Несмотря не эти недостатки романы Ангуса Рича были довольно долго популярны среди читающей публики, так что даже выдержали несколько переизданий, последнее из которых вышло в 1924 году. А критики того времени сравнивали его произведения с романами Чарльза Диккенса и Уилки Коллинза, особенно указывая на детективную составляющую творчества этого молодого журналиста.

Добавить комментарий