vldmrvch.ru

Ангус Рич

Сегодня мы отмечаем день рождения английского журналиста Ангуса Рича, который приложил свою руку к написанию нескольких детективных романов. А история публикации его романа Климент Лоример является блестящей иллюстрацией трудностей, с которыми писатель детективов сталкивался в период до формирования этого жанра.

 

Ангус Бетьюн Рич (Angus Bethune Reach) родился в Инвернессе. Получил образование в Инвернесской королевской академии и Эдинбургском университете. Его отцу принадлежала газета Инвернесский курьер, где Ангус опубликовал свои дебютные статьи. Когда ему исполнился 21 год, он отправился в Лондон, чтобы помочь отцу испытывающему финансовые трудности в издании газеты.

После смерти отца дела на семейном предприятии совсем расстроились, поэтому Рич с помощью своего друга, шотландского поэта Чарльза Маккейя устроился в газету Монинг Хроникал (Morning Chronicle). Постепенно его статьи получают все больше положительных откликов, а молодому журналисту доверяют колонку новостей музыки и искусства. Его серия статей о труде в засушливых и бедных северных районах Англии получила высокую оценку критиков и была издана в виде отдельной книги.

Критики отмечают, что именно Рич ввел в журналистику стиль, который практикуется и сегодня — статья как чреда нескольких ярких и запоминающихся картин, дающих читателю не подробную информацию, а скорее иллюстрацию события или явления.

Ангус проработал в Хроникал до конца трудовой карьеры, иногда откликаясь на просьбы о статье из других изданий. В эти же годы он нашел время для написания нескольких романов. Изнурительный труд привел к тому, что Рич сходит с ума. Поскольку в те времена информация об умственных расстройствах была скудной, ему оказывают лечение, а газета какое-то время платит зарплату. Чтобы поддержать больного и его семью друзья ставят пьесу, все сборы от которой идут на лечение и содержание семьи.

Но сегодня мы понимаем, что все старания были напрасны и Ангус Рич скончался 25 ноября 1856 года.

Климент Лоример

Смерть в 33 года, кажется удивительной, тем более что за предыдущие 6 лет молодой журналист написал четыре романа. Только один из них является в полной мере стандартным детективом, остальные три содержат элементы детектива.

Детективом можно называть роман Климент Лоример (Clement Lorimer), который несмотря на свои промахи в композиции был опубликован в шести частях с октября 1848 по март 1849 года.

Роман переполнен интригующими вступлениями, каждое из которых ведет в никуда. Каждая глава начинает увлекательным вступлением и раскисает или теряется ближе к финалу. В каждой главе появляются все новые и новые персонажи и некоторые детали сюжета. И хотя сюжет вертится вокруг одного главного героя, читать его нелегко.

Вероятно данная структура обусловлена журналистской практикой Рича, который каждую главу начинает словно заново статью, забывая о связности текста.

Но эти недостатки скрашиваются исключительно детективным построением романа, ведь господствующих до этого готический роман, обычно рисовал персонажей запутавшихся в загадочной ситуации и получал разрешение головоломки только через рассказ, а не через дедуктивное рассуждение или сбор улик.

Лоример пытается разгадать тайну своего прошлого и здесь действительно роман напоминает типичный готический образец. Но появление профессионального сыщика, да еще в художественном романе до этого времени не отмечалось в истории литературы. Правда, иногда профессиональные сыщики появлялись в вымышленных мемуарах, но это было большой редкостью, даже в повседневной жизни эта профессия была не очень распространенна.

Именно в этом романе появляется впервые выражение сыщик собака закона (sleuth hounds of the law). Но в романе Рича нет единой фигуры детектива, поскольку функции расследователя берут на себя несколько персонажей, в том числе и журналисты в поисках репортажа. А соответственно читатель постоянно перемещают от одного персонажа к другому, фактически лишая его радости поисков и открытий.

В последующих романах Рич попытался решить проблему связности повествования, но журналистская манера письма была в нем неискоренима. Хотя последующие романы используют целый набор элементов, характерных для традиционного детектива, тайна, исчезновение, ложные личности, преступление как такового нет, а следовательно эти романы больше напоминают традиционный роман, а не классический детектив.

Несмотря не эти недостатки романы Ангуса Рича были довольно долго популярны среди читающей публики, так что даже выдержали несколько переизданий, последнее из которых вышло в 1924 году. А критики того времени сравнивали его произведения с романами Чарльза Диккенса и Уилки Коллинза, особенно указывая на детективную составляющую творчества этого молодого журналиста.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе