Энтони Беркли

Энтони Беркли — известный английский писатель, чье имя заслужено вошло в пантеон лучших авторов детектива эпохи Золотого века.

Энтони Беркли

Энтони Беркли (Anthony Berkeley) урожденный Энтони Беркли Кокс (Anthony Berkeley Cox), появился на свет 5 июля 1893 года в Уотфорде (Херфоршир, Англия). В детстве он посещал общеобразовательную школу в родном городе, а также Шерборнский колледж в Уэссексе. Пиком его образования стал Университетский колледж в Оксфорде, где он получил классическое образование.

С началом Первой мировой войны он добровольцем записался в армию, где со временем получил звание лейтенанта, но последствия войны для Беркли были плачевными. На территории Франции вместе с однополчанами Беркли стал жертвой газовых атак и вернулся войны с массой болезней и психических осложнений, вызванных отравлением газом.

Вернувшись с войны, Энтони Беркли женится на Маргарет Фернли Фаррар (Margaret Fearnley Farrar). Этот брак продержался чуть больше 14 лет, а когда Энтони и Маргарет в 1931 году развелись, писатель горевал недолго и уже в следующем году женился на женщине, сведений о которой весьма туманы, биографы даже расходятся в точном определении ее фамилии. По одним данным это Хелен Макгрегор (Helen Macgregor), по другим — Хелен Питерс (Helen Peters). Но в любом случае брак с ней не продлился и десяти лет.

Все это время Энтони Беркли работал, поскольку основной доход ему приносила не литература. Он был руководителем различных компаний, по продажи недвижимости или оказывавшим рекламные услуги. Он даже открыл собственную контору, которая в соответствии с нормами того времени носили его инициалы и фамилию A. B. Cox, Ltd. Впрочем о его личной жизни известно также не много, поскольку он тщательно оберегал и скрывал ее от любых внешних посягательств за стенами фешенебельного лондонского района, известного как Св. Джон-Вуд.

Классическое образование позволило Беркли попробовать себя и на журналистской стезе, будущий писатель изредка выдавал остроумные статьи для юмористического журнала, а когда после 1925 года во время литературного бума литературное творчество стало приносить авторам значительные доходы, Беркли стал все чаще браться за перо.

Повальное увлечение британцев детективным жанром не обошло и Берки, который не просто увлекся, но стал активно практиковать опусы в модном жанре. Более того Энтони Беркли был одним из основателей Детективного клуба, а в 1929 году опубликовал свой шедевр, где члены клуба появляются как ряд замаскированных вымышленных персонажей. Влияние Беркли на Детективный клуб можно обнаружить до сих пор, поскольку клятва, которую приносили и приносят до сих пор все вступающие в клуб, была ничем иным как остроумной пародией на текст церковный обряд конфирмации, сочиненной писателем вместе со своими друзьями. Произведения Беркли неизменно включали в различные антологии, публикуемые клубом, а потому он неизменно ассоциировался с этой организацией.

В 1939 году в творчестве Беркли наступает перелом, он публикует свой последний классический детектив. Всю оставшуюся жизнь он публикует свои произведения под псевдонимом Френсис Айлс (Francis Iles) меняя каноны и ломая устоявшиеся традиции детектива. Под псевдонимом выходит не так много романов, но зато все они оказываются вехами в истории детективного жанра, поскольку являются по-сути первыми психологическими детективам. В этот же период писатель активно работает на различные лондонские газеты и журналы, публикуя в них публицистику. В этот период Беркли пытается осмыслить свое увлечение криминальным жанром и публикует ряд аналитических статей, из которых, пожалуй самая известная — Был ли Криппен убийцей? (Was Crippen a Murderer?).

Несмотря на закрытость в личной жизни, Энтони Беркли был очень чувствителен к своему творчеству. Подобно Чарльзу Диккенсу и Конан Дойлю он активно использовал читательские предложения в своих романах, вероятно поэтому его самый известный герой-детектив Роджер Шерингем является симпатичным и привлекательным человеком, основной целью которого является стремление к лучшему обществу.

Энтони Беркли скончался 9 марта 1971 года, навсегда обеспечив себе бессмертие в литературном пантеоне английской криминальной литературы.

Творчество Энтони Беркли

Известность как автор популярных детективных романов Энтони Беркли получил одновременно с восхождением детектива как жанра. В 20-е годы критики единодушно включали английского писателя в квартет лучших авторов детектива, где помимо него были Агата Кристи, Дороти Л. Сэйерс и С. С. Ван Дайн. Гений Беркли замечали все ведущие авторы и критики криминального жанра. Например, один из гигантов детектива Д. Д. Карр называл роман Дело об отравленных шоколадках одной из лучших детективных историй из когда-либо написанных.

Но писатель однозначно и бесповоротно расстался с этой славой и попытался выйти за пределы, сломать традиции к тому времени прочно устоявшиеся. Вероятно он завал себе вопросы, которые волновали многих писателей и исследователей того времени: Что делать если читатель с самого начала будет знать кто убийца? или, Останется ли интрига, если посмотреть на детектив не глазами сыщика, а глазами жертвы? В отличие от своих коллег Беркли сделал решительный шаг и переступил черту, написав несколько романов, который перевернули жанр с ног на голову.

В своих экспериментальных детективах Энтони Беркли не уходит в интеллектуализм с головой. Романы остаются понятны, а героям невольно сочувствуют читатели. Сложные проблемы, преодоленные Беркли словно растворяются в глубине психологических характеристик его героев и убийственных мотивах, который ярко изображены на фоне их психологических портретов. И хотя сюжеты чуть более закручены, чем в обычных классических детективах, все же эти истории пронизаны элегантностью, интеллектом и добротой.

Мимо нашумевших романов не могли пройти кинематографисты, который с завидной регулярностью пытались адаптировать сюжеты Беркли для экрана. После неудачного фильма Методом проб и ошибок по рассказу Беркли, снятого в 1931 году по сюжету одного из рассказов, на творчество английского писателя нацелился мастер саспенса Альфред Хичкок. Он снял по роману Перед фактом свой знаменитый фильм Подозрение с Кэри Грантом и Джоан Фонтейн, которая получила за эту роль Оскара. После этого сюжеты Беркли пытались реализовать посредством сериалов в 50-е и 60-е годы, но по силе воздействия шедевр Хичкока превзойти никто не смог до сих пор. Совсем недавно в Британии попытались еще раз воплотить сюжет романа Злой умысел на телевизионном экране, в главной роли даже снялся Ронни Мастерсон, но сегодня революционные идеи Берки кажутся старомодной классикой, поскольку любые перевернутые детективы насколько заезжены не только писателями, но и кинематографистами. А потому фильм кажется обычным детективом, одним из многих, а идеи Берки сегодня воспринимаются как Золотое правило, без которого просто не возможно снять захватывающий триллер.

Избранная библиография

Романы, опубликованные под собственным именем

Профессор на лапах (Professor On Paws, 1926)
Роджер Шерингем и загадка Вейн (Roger Sheringham and the Vane Mystery, 1927), в США — Тайна пещеры влюбленных (The Mystery at Lovers’ Cave)
Проблема мистера Пристли (Mr Priestley’s Problem, 1927), в США — Преступники любители (The Amateur Crime)
Убийства шелковым чулком (The Silk Stocking Murders, 1928)
Дело об отравленных шоколадках (The Poisoned Chocolates Case, 1929)
Убийство на Пикадилли (The Piccadilly Murder, 1929)
Второй выстрел (The Second Shot, 1930)
Убийство на верхнем этаже (Top Storey Murder, 1931)
Убийство в подвале (Murder in the Basement, 1932)
Прыгающая Дженни (Jumping Jenny, 1933), в США — Смерть миссис Стрэттон (Dead Mrs. Stratton) — в России Попрыгунья
Паническая вечеринка (Panic Party, 1934), в США — Остров Мистера Пиджона (Mr Pidgeon’s Island)
Не принимать (Not to Be Taken, 1937), в США — Головоломка в Яде (A Puzzle in Poison)
Методом проб и ошибок (Trial and Error, 1937)
Смерть в доме (Death in the House, 1939)
Совок и то, что за ширмой (The Scoop and Behind the Screen, 1983). Сборник рассказов членов детективного клуба (Агата Кристи, Дороти Л. Сэйерс, Ронадльда Нокса и других). В сборник вошли рассказы Э. Беркли Трассировака Трейси (Tracing Tracey) и Я убил господина Даддена (I Killed Mr Dudden), впервые опубликованые в журнале Слушатель (1931) и (1930)
Истории Роджера Шерингема (The Roger Sheringham Stories, 1994)
Возможная месть и других тайны из папки Роджера Шерингема (The Avenging Chance and Other Mysteries from Roger Sheringham’s Casebook, 2004)

Романы опубликованные под псевдонимом Фрэнсис Айлс

Со злым умыслом (Malice Aforethought, 1931)
Прежде, чем совершить (The Story of a Commonplace Crime, 1931)
Перед фактом (Before the Fact, 1932)
Дело Раттенбэри (The Rattenbury Case, 1936)
Что же касается женщины (As For The Woman, 1939)

Рассказы

Вне закона (Outside the Law, 1934)
Мрачное путешествие (Dark Journey, 1935)

Добавить комментарий