Энтони Беркли

Энтони Беркли

Энтони Беркли — известный английский писатель, чье имя заслужено вошло в пантеон лучших авторов детектива эпохи Золотого века.

Биография

Энтони Беркли (Anthony Berkeley) урожденный Энтони Беркли Кокс (Anthony Berkeley Cox), появился на свет 5 июля 1893 года в Уотфорде (Херфоршир, Англия). В детстве он посещал общеобразовательную школу в родном городе, а также Шерборнский колледж в Уэссексе. Пиком его образования стал Университетский колледж в Оксфорде, где он получил классическое образование.

С началом Первой мировой войны он добровольцем записался в армию, где со временем получил звание лейтенанта, но последствия войны для Беркли были плачевными. На территории Франции вместе с однополчанами Беркли стал жертвой газовых атак и вернулся войны с массой болезней и психических осложнений, вызванных отравлением газом.

Вернувшись с войны, Энтони Беркли женится на Маргарет Фернли Фаррар (Margaret Fearnley Farrar). Этот брак продержался чуть больше 14 лет, а когда Энтони и Маргарет в 1931 году развелись, писатель горевал недолго и уже в следующем году женился на женщине, сведений о которой весьма туманы, биографы даже расходятся в точном определении ее фамилии. По одним данным это Хелен Макгрегор (Helen Macgregor), по другим — Хелен Питерс (Helen Peters). Но в любом случае брак с ней не продлился и десяти лет.

Все это время Энтони Беркли работал, поскольку основной доход ему приносила не литература. Он был руководителем различных компаний, по продажи недвижимости или оказывавшим рекламные услуги. Он даже открыл собственную контору, которая в соответствии с нормами того времени носили его инициалы и фамилию A. B. Cox, Ltd. Впрочем о его личной жизни известно также не много, поскольку он тщательно оберегал и скрывал ее от любых внешних посягательств за стенами фешенебельного лондонского района, известного как Св. Джон-Вуд.

Классическое образование позволило Беркли попробовать себя и на журналистской стезе, будущий писатель изредка выдавал остроумные статьи для юмористического журнала, а когда после 1925 года во время литературного бума литературное творчество стало приносить авторам значительные доходы, Беркли стал все чаще браться за перо.

Повальное увлечение британцев детективным жанром не обошло и Берки, который не просто увлекся, но стал активно практиковать опусы в модном жанре. Более того Энтони Беркли был одним из основателей Детективного клуба, а в 1929 году опубликовал свой шедевр, где члены клуба появляются как ряд замаскированных вымышленных персонажей. Влияние Беркли на Детективный клуб можно обнаружить до сих пор, поскольку клятва, которую приносили и приносят до сих пор все вступающие в клуб, была ничем иным как остроумной пародией на текст церковный обряд конфирмации, сочиненной писателем вместе со своими друзьями. Произведения Беркли неизменно включали в различные антологии, публикуемые клубом, а потому он неизменно ассоциировался с этой организацией.

В 1939 году в творчестве Беркли наступает перелом, он публикует свой последний классический детектив. Всю оставшуюся жизнь он публикует свои произведения под псевдонимом Френсис Айлс (Francis Iles) меняя каноны и ломая устоявшиеся традиции детектива. Под псевдонимом выходит не так много романов, но зато все они оказываются вехами в истории детективного жанра, поскольку являются по-сути первыми психологическими детективам. В этот же период писатель активно работает на различные лондонские газеты и журналы, публикуя в них публицистику. В этот период Беркли пытается осмыслить свое увлечение криминальным жанром и публикует ряд аналитических статей, из которых, пожалуй самая известная — Был ли Криппен убийцей? (Was Crippen a Murderer?).

Несмотря на закрытость в личной жизни, Энтони Беркли был очень чувствителен к своему творчеству. Подобно Чарльзу Диккенсу и Конан Дойлю он активно использовал читательские предложения в своих романах, вероятно поэтому его самый известный герой-детектив Роджер Шерингем является симпатичным и привлекательным человеком, основной целью которого является стремление к лучшему обществу.

Энтони Беркли скончался 9 марта 1971 года, навсегда обеспечив себе бессмертие в литературном пантеоне английской криминальной литературы.

О творчестве

Известность как автор популярных детективных романов Энтони Беркли получил одновременно с восхождением детектива как жанра. В 20-е годы критики единодушно включали английского писателя в квартет лучших авторов детектива, где помимо него были Агата Кристи, Дороти Л. Сэйерс и С. С. Ван Дайн. Гений Беркли замечали все ведущие авторы и критики криминального жанра. Например, один из гигантов детектива Д. Д. Карр называл роман Дело об отравленных шоколадках одной из лучших детективных историй из когда-либо написанных.
Но писатель однозначно и бесповоротно расстался с этой славой и попытался выйти за пределы, сломать традиции к тому времени прочно устоявшиеся. Вероятно он завал себе вопросы, которые волновали многих писателей и исследователей того времени: Что делать если читатель с самого начала будет знать кто убийца? или, Останется ли интрига, если посмотреть на детектив не глазами сыщика, а глазами жертвы? В отличие от своих коллег Беркли сделал решительный шаг и переступил черту, написав несколько романов, который перевернули жанр с ног на голову.

В своих экспериментальных детективах Энтони Беркли не уходит в интеллектуализм с головой. Романы остаются понятны, а героям невольно сочувствуют читатели. Сложные проблемы, преодоленные Беркли словно растворяются в глубине психологических характеристик его героев и убийственных мотивах, который ярко изображены на фоне их психологических портретов. И хотя сюжеты чуть более закручены, чем в обычных классических детективах, все же эти истории пронизаны элегантностью, интеллектом и добротой.

Мимо нашумевших романов не могли пройти кинематографисты, который с завидной регулярностью пытались адаптировать сюжеты Беркли для экрана. После неудачного фильма Методом проб и ошибок по рассказу Беркли, снятого в 1931 году по сюжету одного из рассказов, на творчество английского писателя нацелился мастер саспенса Альфред Хичкок. Он снял по роману Перед фактом свой знаменитый фильм Подозрение с Кэри Грантом и Джоан Фонтейн, которая получила за эту роль Оскара. После этого сюжеты Беркли пытались реализовать посредством сериалов в 50-е и 60-е годы, но по силе воздействия шедевр Хичкока превзойти никто не смог до сих пор. Совсем недавно в Британии попытались еще раз воплотить сюжет романа Злой умысел на телевизионном экране, в главной роли даже снялся Ронни Мастерсон, но сегодня революционные идеи Берки кажутся старомодной классикой, поскольку любые перевернутые детективы насколько заезжены не только писателями, но и кинематографистами. А потому фильм кажется обычным детективом, одним из многих, а идеи Берки сегодня воспринимаются как Золотое правило, без которого просто не возможно снять захватывающий триллер.

Перед фактом

Роман Энтони Беркли Кокса Перед фактом (Before the Fact)1, опубликованный под псевдонимом Френсис Айлс, является одним из шедевров детективного жанра. Так утверждают большинство исследователей детективного жанра роман роман, изменивший лицо жанра, Кристофер Морли уточняет, одно из лучших исследований убийства из когда-либо написанных, а другой критик, Ховарт Хэйкрафт добавляет шедевр жестокости и остроумия.
Роман Перед фактом своей славой обязан тому факту, что именно этот детектив фактически перевернул принятую традицию классического детектива. Конечно, следует сказать несколько банальностей о том, что детектив хорошо написан, а автор, прежде чем совершить революционный переворот, успел сделать себе имя, написав несколько детективных романов в традиционном стиле.

Этому роману предшествует другой, аналогичный по структуре роман Энтони Беркли — По злому умыслу, где преступление является логической кульминацией. Романа, написанного как психологическое расследование обстоятельств вынудивших человека убить собственную жену.

Беркли в предисловии к роману Второй выстрел (The Second Shot, 1932) обращает внимание читателей на своих предшественников — на сборник рассказов Р. Остина Фримена Поющие кости (The Singing Bone, 1912), представляющих собой перевернутый детектив, то есть, сперва в них рассказывается о том как преступник сумел совершить преступление, а затем читателю предлагается история о расследовании этого преступления. Здесь же Беркли упоминает о романе Мари Беллок Лоундес, получившей известность своим романом о Джеке Потрошителе, которая в один год с Фрименом опубликовала детектив Щель в броне (The Chink in the Armour), где рассказ о готовящемся убийстве велся от лица будущей жертвы.

И тем не менее, именно роман Перед фактом является значительным событием в истории жанра, поскольку именно после него сочинители детективов заговорили не столько об оригинальности сюжета, сколь о необходимости изменения жанра, углублении и расширении психологических характеристик персонажей.

В своем предисловии к роману Второй выстрел Беркли поясняет, дни старого преступления-головоломки, чистого и простого, основанного на сюжете, без дополнительных характеристик персонажей, изысканного стиля или веселого юмора, уже сочтены, или по крайней мере находятся на завершающей стадии. Но в каком направлении будет развиваться детектив дальше? Загадка останется загадкой, но вместо времени, места, мотива и возможности, он станет загадкой характеров. Вопрос кто убил старика в ванной? сменится вопросом, что подвигло человека на убийство старика в ванной?

Но кроме своей революционной формы книга Беркли имеет еще множество достоинств. В первую очередь, это блестящий английский юмор, подчас очень дикий юмор, Она так никогда и не поняла, что процент счастливых браков среди жителей Великобритании, вероятно, меньше 0,0001 процента. Или чего стоит дикая пародия на Дороти Л. Сэйерс, замаскированную под Изабель Седбаск.
Но нигде так не искрит юмор Беркли как в описании сексуальных отношений. Большинство английских детективов, написанных в духе английской традиции, очень скупо и зажато высказывались на эту тему, ведь тема была табу для времен викторианской Англии. А Беркли смело пишет о мокрой рыбе в постели.

И все же главной заслугой Беркли является именно психологическая глубина персонажей. Как пишет Генри Китинг люди не только впервые описаны с такой правдоподобностью, но способны меняться и развиваться. Здесь не просто детектив перевернут с ног на голову, впервые здесь дана загадка характера.

Роман был экранизирован Альфредом Хичкоком. Картина получила название Подозрение, но под влиянием продюсеров, революционная композиция и финал были изменены на более традиционные, чтобы, по словам продюсеров, Кэри Грант снимавшийся в главной роли не был похож на психопата.

Из рукописей

Своей первой жене Энтони Беркли Кокс посвятил два романа. Первый «Профессор на лапах». Фантастический роман о профессоре, мозг которого пересадили симпатичному коту. Представляете, какие события последовали за этим.

С первой женой Маргарет Фернли Фаррар будущий писатель обвенчался в декабре 1917 года. Беркли позволили на несколько дней вернуться в Лондон с передовой, где громыхала Первая мировая. Ему был двадцать один, ей — девятнадцать, а потому он ласково звал ее Пегги.

Маргарет Кокс была большой поклонницей театра и принимала самое активное участие в деятельности любительского театра в Уотфорде, который поставил пьесу по роману Энтони Беркли — «Семейная ведьма». Маргарет разрабатывала женские костюмы для спектакля, а мужа уговорила сыграть роль дворецкого.

Маргатер и Энтони развелись в 1931 году. Резкие высказывания писателя об «аморальных и устаревших законах о разводе» в Британии, оставленные в полемическом романе «О, Англия», свидетельствуют, что расставание было полюбовным.

Энтони Беркли возмущали не только английские законы. Его произведения позволяют сформировать представление английского писателя о слабом поле и браке. Например, в том же романе «О, Англия» много острых и весьма колких суждений о слабом поле.  В отношениях с женщинами автор придерживался консервативных взглядов, свойственных и сегодня многим англичанам, но тщательно скрываемых за маской приличия. Дико и нелепо сегодня звучат его заявления, что «типично мужские качества приносят обществу гораздо больше пользы, чем типично женские».

К своей бывшей супруге писатель, как и к другим женщинам, питал самые противоположные чувства. С одной стороны по завещанию ей полагалась приличная даже по сегодняшним временам сумма – тысяча фунтов. С другой, ей он посвятил один из самых «убийственных романов» — «Умышленная злоба», который начинается так:

«Только через несколько недель после того, как он принял решение убить жену, доктор Биклей сделал первые практические шаги к осуществлению своего намерения. Убийство — дело серьезное».

В романе «Попрыгунья» Энтони Беркли замечает, что «необходимость описывать жертву женского пола меня сильно раздражает». А в романе «Дело об отравлении в Уичфорде» писатель называет женщин «очаровательными идиотками», которые живут исключительно эмоциями, поступающими «не из головы». Учитывая эти желчные замечания в адрес слабого пола и недавний развод, трудно понять, почему писатель спустя год после развода решился на повторный брак.

Этот брак невозможно называть иначе, как авантюрой. Энтони Беркли женится на Хелен Петерс, бывшей до этого замужем за его литературным агентом А. Д. Питерсом. Подобная «шалость» для любого автора того времени пожалуй могла стать финальным аккордом в литературной карьере, но только не для Беркли.

Вместе с матерью в дом Кокса переезжают двое детей Хелен от первого брака. Регулярные бомбежки Лондона вынудили все семейство перебраться в поместье за городом, о котором остались воспоминания его падчерицы. Она описывает писателя мизантропом, который в целях экономии отказался проводить в дом газ и электричество. В итоге, семейство Коксов коротало вечера при свечах. Ездил он на развалюхе, одевался в протертую до дыр одежду, а дом и мебель молодая девушка из Лондона называет просто рухлядью.

Отношения у супругов не сложились. Формально брак распался в начале 40-х годов. После возращения в Лондон, Хелен с детьми поселилась этажом ниже. Официально Коксы так и не развелись до самой смерти. Никаких громких скандалов и публичных сцен. Хелен даже оказывала своему супругу помощь в хозяйственных делах, например, стирала его одежду. Умерла она на несколько лет раньше Кокса.

Естественно назревает вопрос, а вообще любил ли Энтони Беркли кого-либо кроме самого себя? Да, страстно и безответно.

Своей второй жене Беркли посвятил роман «Перед фактом», который на русском опубликовали под называнием «Замужем за смертью». А начинается он так:

«Некоторые женщины рождают на свет убийц, некоторые с ними спят, а некоторые даже выходят за них замуж. Линда Айсгарт прожила с мужем почти восемь лет, прежде чем поняла, что он — убийца».

9 января 1923 года была казнена Эдит Томпсон. Казнь была окружена множеством мрачных и страшных событий. Палач после этой казни отказался от работы, а спустя несколько лет покончил жизнь самоубийством. Министерство внутренних дел ввело целый ряд новых правил для женской казни. А люди все судачили – она осуждена несправедливо, она невиновна. Бурное обсуждение обстоятельств этого дела свело двух людей из разных миров — Энтони Беркли и Элизабет Монику Делафильд.

Свой первый роман Беркли посвятил отцу, который пристрастил его к детективам. А второй роман — «самой восхитительной писательнице». Мы не имеем документов об отношениях этих людей, зато их историю любви можно отчетливо проследить в их произведениях.

В ответ на любезное посвящение Энтони, Делафильд в своем романе описывает историю молодого человека, который женился в спешке, во время войны. Элизабет рисует собственный автопортрет и рассказывает, как ее героиня без ума влюблена в молодого человека, но из боязни разрушить жизнь маленьких детей отказывает себе в разводе. Так мы узнаем о нелегком выборе, который сделала Элизабет.

В другом романе она описывает героя с аналогичными как у Беркли инициалами, и также увлеченно рассуждающего о несправедливом наказании Эдит Томпсон. В финале героиня пишет молодому человеку откровенное письмо, манящее своей незавершенностью.

В ответ Беркли пишет рассказ, который не был опубликован и известен только благодаря биографам. Рассказ, высмеивал британские законы о браке и разводе. Приписка, сделанная рукой Делафильд, свидетельствует о том, что она его прочла и все отлично поняла. Немудрено, что без ума влюбленный Беркли не переставал твердить о том, что его понимает только один человек в мире.

Свой последний роман Беркли вновь посвятил Делафильд с припиской о «долгой, счастливой и откровенной» дружбе. Сюжет, переходящий из автобиографического в криминальный, говорит о готовности писателя пойти на преступление.

Смерть Делафильд была внезапной. Ее подкосила смерть сына, после чего она узнала, что у нее рак. Она упала прямо во время чтения публичной лекции и больше не оправилась.

Энтони Беркли прожил после этого еще тридцать лет, но не написал больше, ни одного романа.

Избранная библиография

Романы

Профессор на лапах (Professor On Paws, 1926)
Роджер Шерингем и загадка Вейн (Roger Sheringham and the Vane Mystery, 1927), в США — Тайна пещеры влюбленных (The Mystery at Lovers’ Cave)
Проблема мистера Пристли (Mr Priestley’s Problem, 1927), в США — Преступники любители (The Amateur Crime)
Убийства шелковым чулком (The Silk Stocking Murders, 1928)
Дело об отравленных шоколадках (The Poisoned Chocolates Case, 1929)
Убийство на Пикадилли (The Piccadilly Murder, 1929)
Второй выстрел (The Second Shot, 1930)
Убийство на верхнем этаже (Top Storey Murder, 1931)
Убийство в подвале (Murder in the Basement, 1932)
Прыгающая Дженни (Jumping Jenny, 1933), в США — Смерть миссис Стрэттон (Dead Mrs. Stratton) — в России Попрыгунья
Паническая вечеринка (Panic Party, 1934), в США — Остров Мистера Пиджона (Mr Pidgeon’s Island)
Не принимать (Not to Be Taken, 1937), в США — Головоломка в Яде (A Puzzle in Poison)
Методом проб и ошибок (Trial and Error, 1937)
Смерть в доме (Death in the House, 1939)
Совок и то, что за ширмой (The Scoop and Behind the Screen, 1983). Сборник рассказов членов детективного клуба (Агата Кристи, Дороти Л. Сэйерс, Ронадльда Нокса и других). В сборник вошли рассказы Э. Беркли Трассировака Трейси (Tracing Tracey) и Я убил господина Даддена (I Killed Mr Dudden), впервые опубликованые в журнале Слушатель (1931) и (1930)
Истории Роджера Шерингема (The Roger Sheringham Stories, 1994)
Возможная месть и других тайны из папки Роджера Шерингема (The Avenging Chance and Other Mysteries from Roger Sheringham’s Casebook, 2004)

Под псевдонимом Фрэнсис Айлс

Со злым умыслом (Malice Aforethought, 1931)
Прежде, чем совершить (The Story of a Commonplace Crime, 1931)
Перед фактом (Before the Fact, 1932)
Дело Раттенбэри (The Rattenbury Case, 1936)
Что же касается женщины (As For The Woman, 1939)

Рассказы

Вне закона (Outside the Law, 1934)
Мрачное путешествие (Dark Journey, 1935)

  1. В серии Золотой век английского детектива был издан под названием Замужем за смертью
54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий