vldmrvch.ru

Рождение королевы детектива

Нелегко объяснить, почему и как Агата Кристи стала профессиональной писательницей. Первые ее рассказы и роман последовательно отвергались редакциями и журналами. Но она обладала необходимым упрямством и упорством, а кроме того, ей откровенно нравилось это занятие. С детства, будучи застенчивой и малообщительной, она выбрала для себя наиболее простой и удобный тип контакта с окружающим миром — творчество. Биографы усматривают большой смысл во фразе. Оброненной ею в ранней юности — Мне не нравится расставаться с информацией. А вот на бумаге это ей нравилось.

Писать будущая знаменитость стала совершенно случайно. Однажды, выздоравливая после болезни. Агата скучала и не знала, чем себя занять. Тогда мать посоветовала ей написать рассказ. С матерью в доме Миллеров спорить было не принято, и Агата послушно принялась за дело. Тем более что старшая сестра Мадж не только написала, но уже и напечатала в журналах несколько рассказов.

К своим первым литературным опытам Агата отнеслась. По ее собственному признанию, как к вышиванию — занятию рутинному, требовавшему одновременно воображения и основательности. Однако высоко ценя профессионализм, Кристи, пожалуй, излишне сближала писательство с другими видами человеческой деятельности, не оставляя никакого места вдохновению. Ее ведущим эстетическим принципом было доскональное знание основ ремесла. Она намеренно употребляет слово ремесленник — tradesman и уверена, что прежде всего нужно освоить в ремесле техническую сторону дела и потом подчинить свои творческие идеи дисциплине существующей формы.

Подобный подход незамедлительно ведет к принятию запроса и даже диктата рынка, к которому она сознательно приспосабливалась и вовсе этого не стеснялась. Как и положено настоящему и уважающему себя ремесленнику, она нередко писала откровенно ради денег, заставляя себя сочинять тогда. Когда ей этого вовсе не хотелось. Именно поэтому у нее так много проходных, мгновенно забывающихся книг, но именно потому, что она была в своем деле высочайшего класса профессионалом, среди ее созданий вещи, составившие эпоху В развитие жанра, — Убийство Роджера Экройда, Убийство в «Восточном экспрессе», Убийства по алфавиту, Десять негритят, Мышеловка, Свидетель обвинения и другие.

К чести Агаты Кристи надо сказать, что она точно знала границы своих литературных возможностей: Если бы я могла писать, как Элизабет Боуэн, Мюриэл Спарк или Грэм Грин, я бы подпрыгнула от восторга до небес, но я знаю, что не смогу так, и мне никогда не придет в голову подражать им, — пишет она в автобиографии.

После публикации в 1926 году Убийства Роджера Экройда, принесшего Кристи известность и сравнительную материальную независимость, она, так сказать, входит в ритм и выпускает каждый год по книге, а то и по две. Не без юмора рассказывала она о том, что у нее долго не было отдельного стола, работала она на туалетном столике в спальне. Трудности возникали только тогда, когда дотошные журналисты. Приходившие брать интервью у новоиспеченной знаменитости, требовали показать место, где она пишет, хотели сфотографировать ее за письменным столом в кабинете…

Ироническое отношение к занятию сочинительством отчасти проявилось в создании откровенно шаржированного портрета известной писательницы миссис Ариадны Оливер, пишущей популярные детективные романы, в которых действовал финский сыщик Свен Хьерсон, забавный вегетарианец, придумав которого писательница, заметим, как и сама Агата Кристи к Пуаро, оказалась на всю жизнь к нему привязанной. Миссис Оливер, впервые появляющаяся в романе Карты на стол (1936) и действующая в романах Ошибка мертвеца (1956), Вилла «Белый конь» (1961) и других, всегда видит преступника невинным. Пуаро же, скрупулезно сопоставляющий факты, беззлобно посмеивается над выводами своей приятельницы, основанными на дамской и писательской интуиции.

Свой первый детектив Таинственная история (опубликован в 1920 году) Агата Кристи сочинила как бы играючи. Сестра Мадж как-то высказала сомнение в том, что Агата умеет написать детектив, ибо это очень трудно. Пари в строгом значении слова заключено не было, но поскольку сестра во всем и всегда превосходила Агату, то последняя решила всерьез доказать Мадж, на что она способна. Роман был написан и… отвергнут по очереди шестью издательствами. Только седьмой издатель взял на себя смелость его опубликовать. Впрочем, рождение будущей королевы детектива прошло практически незамеченным: был продано около двух тысяч экземпляров, а гонорар составил… 25 фунтов. С тех пор Агата Кристи, не считая себя профессиональным литератором, продолжала писать, если воспользоваться ее сравнением с вышивкой, — планомерно и методически вышивая различные модификации одного и того же узора: преступление — расследование — обнаружение преступника… За почти шестьдесят лет работы — умерла писательница в 1976 году — ею был издано 68 романов, более сотни рассказов и 17 пьес. Последний роман о Пуаро, в котором он погибает, Занавес, вышел в 1975 году. Последний роман о мисс Марпл, в котором она остается жива, вышел уже после смерти автора, в 1976 году. В 1977 году увидела свет автобиография Агаты Кристи. Произведения ее переведены на 103 языка… Пуаро и мисс Марпл, равно как и другие персонажи ее книг, продолжают привлекать внимание читателей самых разных континентов и стран.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе