Английский писатель Сирил Хейр, один из самых известных авторов детективного жанра, создатель романов Трагедия закона и Чисто английское убийство.

Биография

Альфред Александр Гордон Кларк (Alfred Alexander Gordon Clark), Сирил Хейр (Cyril Hare) — псевдоним, родился 4 сентября 1900 года в городе Миклхэм, графство Суррей, Англия. Альфред был третьим сыном Генри Герберта Гордона Кларка, торговца вином. Школьные годы будущего писателя совпали с тяжелыми послевоенными годами (после Первой мировой войны), когда по его словам, был недостаток продовольствия и избыток обучения. Он получил образование в колледже Святого Обина в Роттингдине и Регби, после чего преподавал историю в Новом колледже (Оксфорд). Но молодому человеку больше нравилось право, чем история, он продолжил изучать юриспруденцию в уголовных судах Лондона и был даже принят в коллегию адвокатов, как сотрудник одного из самых престижных лондонских адвокатов Роланда Оливера в 1924 году.

После женитьбы на Мэри Барбаре Лоуренс, которая была родом из знаменитой семьи баронетов Лоуренс (Lawrence), переселился в особняк Сирил в Баттерси,, название которого стало первым именем в псевдониме писателя, второе имя Хейр — это название суда, в котором работал Альфред Кларк. Кларк работал как разъездной судья, а свой опыт позднее отразился в романе Трагедия закона. После 1942 года был назначен генеральным прокурором, а затем некоторое время служил в Министерстве военной экономики. В 1950 году был назначен окружным судьей в графстве Суррей. Хейр был большим любителем музыки и часто принимал участие в музицировании любительских коллективов. Его также очень ценили за великолепное ораторское искусство.

В 1937 году опубликовал свой первый детектив Смерть в аренду, но настоящая известность пришла с публикацией четвертого романа Трагедия закона, где появляется не очень успешный адвокат Фрэнсис Петтигрю (Francis Pettigrew), которому приходится вместе с инспектором Маллетом (Inspector Mallett), главным героем его ранних романов, расследовать преступления. Персонаж адвоката настолько понравился читателям, что Хейр был вынужден сделать его главным героем еще четырех последующих детективов. А богатый юридический опыт позволил ему с максимальной достоверностью и хорошим знанием юридических тонкостей воспроизвести процесс судопроизводства, которому автор уделяет большое внимание в своих произведениях. Романы Хейра отмечены вниманием к изображаемым персонажам и стремлением к правдоподобию. Его герои — яркие и выпуклые представляют контраст стандартным и простым детективным головоломкам, вероятно, подобную контрастность между персонажами автору удается создать, благодаря их принадлежности к разным социальным группам. Диалоги, которые большинство английских писателей использую как антураж, в романах Хейра дают дополнительную характеристику персонажам и эпизодам. Хейр достоверно и точно воспроизводит характерные для разных социальных слоев английского общества лексику и манеру речи. Детективы Хейра предвосхищают приемы, которые писатели использовали при написании романов, после Второй мировой войны.

Всего перу английского писателя принадлежит 10 романов и один сборник рассказов Лучшие детективные истории Сирила Хейра (Best Detective Stories of Cyril Hare). Романы были не просто популярны, в Англии самым популярным романом является детектив Трагедия закона, а в СССР получил особую популярность детектив Чисто английское убийство, по которому был снят одноименный фильм.

Сирил Хейр скончался 25 августа 1958 года от туберкулеза, хотя никогда не жаловался на здоровье.

Из статей

Лаконичный стиль Сирила Хейра

Альфред Александр Гордон Кларк (1900-1958), писавший под псевдонимом Сирил Хэйр, в смысле литературно-детективной продуктивности явно стоит особняком. Его единственный недостаток заключается в том, что он мало публикуется, — писала известная английская писательница Элизабет Бауэн. Действительно, по сравнению с Агатой Кристи и Джоном Кризи, Жоржем Сименоном и Рексом Стаутом Сирил Хэйр может и вовсе показаться литературным молчальником. Им написано менее десятка детективных романов и сборник рассказов. Вместе с тем его принадлежность к английской детективной элите очевидна, как не вызывает сомнений и то, что в его сюжетах есть нечто большее, чем детективная загадка и описание расследования с традиционной неожиданной развязкой на последних страницах.

Учился будущий писатель в одной из старейших закрытых школ Рагби, где, по его словам, сильно страдал от голода физического, но никак не духовного: знаниями питомцев Рагби потчевали усиленно, что не оказалось для них лишним. С отличием окончив Нью-Колледж Оксфордского университета, получив диплом бакалавра по истории, в дальнейшем Кларк связал свою судьбу с юриспруденцией. В 1924 году он был принят в адвокатуру, получив место в одной из престижнейших юридических контор Лондона. Работа отнимала немало сил, но Кларк выкраивал часы для литературных занятий. Некоторое время он сотрудничал в юмористическом журнале Панч, а в 30-e годы — без отрыва от основной деятельности — переключился на детективную прозу, благо юридическая практика поставляла обширный и благодатный материал для вдохновения.

Детективные рассказы и романы он подписывал псевдонимом Сирил Хэйр. Это имя он придумал, сложив части домашнего и служебного адресов — жил он в Сирил-Меншнз, а работал в Хэйр-корт.

Хэйр — продолжатель традиций классического интеллектуального детектива. Он проявлял неизменную изобретательность в разработке детективных загадок, подозрение читателя поочередно падало то на одного, то на другого персонажа, но, разумеется, в конце ему был всегда заготовлен сюрприз, заставляя сетовать на собственную читательскую недогадливость и уважительно оценивать авторскую фантазию. Впрочем, если бы этим дело и ограничивалось, репутация Хэйра вряд ли была бы столь высокой. В конце концов по части неожиданных концовок и нестандартных способов убийства нелегко было тягаться с той же Агатой Кристи, а кроме нее, с Дороти Сейерс, американцем Эрлом Стенли Гарднером и многими другими. Одной из наиболее сильных сторон Хэйра-прозаика является умение создать в высшей степени достоверный литературный эквивалент объективной реальности, по крайней мере того достаточно узкого пласта, который он знал очень неплохо. Его герои бизнесмены законники, финансисты — словом, те, кого по давней британской традиции именуют представителями высших слоев среднего класса. Персонажи Хэйра словно сошли со страниц очень добротного романа нравов. Диалог жив, изобретателен, описания проникнуты легкой, но от того не менее заметной иронией. Поступки мотивированы только психологически, но и социально, и хотя автору приходится не вмешиваться в живую жизнь для создания хитрой детективной загадки с ее последующей — естественно, неожиданной — разгадкой, проделывает он это с немалым тактом и изяществом.

При желании в книгах Хэйра можно отыскать элементы социальной критики, обнаружить столь дорогие сердцам наших блюстителей литературных приличий обличения, хотя, если говорить серьезно, Хэйр обличает пороки и изъяны, замечаемые им в британской жизни ровно в той степени, в какой это должен делать всякий порядочный гражданин. К радикалам и экстремистам, жаждущим все разрушить ДО основания, его отнести никак нельзя.

В СССР его знали исключительно как автора романа Чисто английское убийство (1949). Это и в самом деле один из главных его детективов, хотя сам писатель особенно ценил Судейскую трагедию (1942). В соответствии с классической детективной традицией Хэйр прибегает к услугам гениальных сыщиков. Блестящие аналитические способности кроются за самой ординарной внешностью инспектора Джона Маллета, здоровяка, любителя хорошо поесть, обладающего. Однако, неутомимой работоспособностью, блестящей памятью и умением появляться в нужном месте, в нужный момент. Иногда в расследовании принимает участие и пожилой юрист Френсис Петтигру, который ведет вполне обычную, но не очень насыщенную событиями жизнь, заполненную хлопотами по работе, не приносящей златых гор. Он отнюдь не стремится снискать лавры Шерлока Холмса, просто обстоятельства складываются так, что он становится детективом поневоле.

Суд и закон Сирила Хейра

Сирил Хейр сначала был адвокатом, а потом стал судьей в суде графства. Он выбрал себе псевдоним по названию своего лондонского поместья Сирил-Мэншенс, расположенного в районе Баттерси, и его судебного присутствия в Хейр-Корт. Создавая своего героя, он, как и Эдмунд Криспин, использовал свой собственный жизненный опыт и знания. Его Фрэнсис Петигрю — не особенно успешный адвокат, который в отличие от профессора Фена скорее неохотно берется за очередное расследование, у Хейра, как и у Криспина, есть свой стиль и чувство юмора, однако его тонкая ирония скорее вызовет у читателя улыбку, чем взрыв смеха. Его самая известная книга Трагедия закона была опубликована в 1942 году. Этот роман, который до сих пор успешно издается, можно считать исторической достопримечательностью, поскольку читатель путешествует вместе с достопочтенным сэром Уильямом Херевардом Барбером, судьей Верховного суда, по Юго-Восточному округу. Мы переносимся во времена ассизов1 (теперь, после введения Суда короны, отошедших в прошлое), когда судья был очень важной фигурой.

Поскольку действие романа происходит в самом начале Второй мировой войны, мы можем почерпнуть из него интересные сведения об относительно недавнем историческом времени, а также об исчезнувших обычаях. Сюжет достоверен и хорошо проработан. Как в большинстве книг Хейра, он основан на букве закона. Хейр пишет живо и образно, его диалоги убедительны, персонажи жизненны, а сюжет увлекателен. На первых страницах книги судья жалуется, что из-за трудностей военного времени его не встречают как должно — звуком фанфар. Персонаж, время и место обрисованы сразу, в одном абзаце, и читатель сразу оказывается вовлечен в атмосферу книги, как если бы фанфары действительно звучали.

О творчестве

Фрэнсис Петтигрю

Мы хорошо знаем сюжет детективного романа английского автора Сирила Хейра Чисто английское убийство благодаря прекрасному переводу, а также одноименному популярному двухсерийному фильму с Алексеем Баталовым в роли доктора Ботвинка. В Англии более популярным является роман Трагедия в законе, который вышел в 1942 года.

В этом романе в качестве друга детектива-инспектора Маллета появляется адвокат Фрэнсис Петтигрю (Francis Pettigrew). Этот персонаж насколько понравился издателям и читателям, что уже следующем романе он становится главным персонажем, которому приходится самостоятельно распутывать детективный клубок.

В отличии от большинства детективов для которых убийство это событие нарушающее их монотонную жизнь и первый камень для целой лавины событий, для Фрэнсиса преступление — это монотонная работа, от которой он стремится уйти, а основной площадкой для адвоката конечно же является судебный процесс, где он может показать все свое умение. Во многом Хейр реализовал в Петтигрю свое восприятие судебного процесса, поскольку сам был хорошо знаком с юридическим процессом, проработав большую часть жизни окружным судьей и прокурором.

В личной жизни Питтигрю не так успешен как в суде, его преследует яркий провал в ухаживаниях за Хильдой Маттеусон, которая вышла замуж за другого. Любовные отношения отображены Хейром как явная слабина в совершенном образе, к примеру Петтигрю влюбляется в одну из подозреваемых, а в более поздних романах мы узнаем, что он женился. В отношениях с людьми адвокат также часто ошибается, полагая. что другие будут мыслить логично, но из-за этого Петтигрю часто попадает впросак. Несмотря не это его не покидает оптимизм, остроумие и блестящее умение поддерживать беседу.

Этот портрет Хейр не выдумал из головы, прототипом этого персонажа послужил блестящий адвокат А. А. Гордон Кларк, выступавший против Хейра в судебном процессе, а позднее достоверно обрисованный в ряде романов. Френсис Петтигрю представляется нам образцовым английским джентльменом и преступления, с которым он сталкивается и расследует тоже не выходят за рамки привычного английского стиля, но вот в отличие от традиционных английских сыщиков основные баталии в романах Хейра разворачиваются в суде, где автор был своим.

Избранная библиография

Серия об инспекторе Малетте

Смерть в аренду (Tenant for Death, 1937)
Смерть — не охотник (Death is No Sportsman, 1938), на русском Смерть — не азартный охотник
Самоубийство исключается (Suicide Excepted, 1939), другой перевод Предполагаемое самоубийство

Серия об инспекторе Малетте и Фрэнсисе Петтигрю

Трагедия закона (Tragedy at Law, 1942)
Загадочная смерть (He Should Have Died Hereafter, 1958)

Серия о Фрэнсисе Петтигрю

Простым ударом шила (With a Bare Bodkin, 1946) иногда переводят Одной лишь скрепкой
Когда дует ветер (When the Wind Blows, 1949), иногда переводят Смерть играет, в США публиковался под названием Когда ветер бьет насмерть (The Wind Blows Death)
Смерть по лесу (That Yew Tree’s Shade, 1954), в США — под названием Смерть ходит по Вудсу (Death Walks the Woods)

Романы вне серий

Чисто английское убийство (An English Murder, 1951)
Таинственная бутылка (The Magic Bottle, 2008)

  1. Суд ассизов – в недавнем прошлом в Англии выездные сессии Суда королевской скамьи, рассматривавшие дела с участием присяжных. – Прим. переводчика

Добавить комментарий