vldmrvch.ru

Дафна дю Морье

Дафна дю Морье – английская писательница, заложившая основы мистического детектива и триллера, а также романа ужасов. Ее произведения оказали колоссальное влияние на культуру и в частности литературу.

Дафна дю Морье и отель Ямайка

Дафна дю Морье и отель Ямайка

Дафна дю Морье (Daphne du Maurier) родилась 13 мая 1907 года в Лондоне. Родителя Дафны были известными актерами и мало внимания и времени уделяли своим дочерям. Несмотря на компанию из двух сестер, подлинным другом для Дафны всегда оставался ее отец — Джеральд дю Морье. Знаменитый импресарио, он всегда привлекал дочь своим безграничным воображением и темпераментом. Современники описывают его как интересного, романтичного и несколько безответственного человека. Прохладное отношение матери было компенсировано любовью гувернантки Мод Уоделл (Maud Waddell), которая стала для девочки образцом для подражания. С раннего детства Дафна увлекалась чтением, ее любимыми авторами были Вальтер Скотт, сестры Бронте и Оскар Уайльд.

Гораздо позднее, став известной писательницей, дю Морье признавалась, что еще будучи молодой девушкой всегда жалела о том, что родилась именно девочкой, а не мальчиком. Ей казалось, что мальчики более свободны, им доступна жизнь полная приключений, а их быт менее ограничен различными правилами и запретами. Дафна пыталась изменить отношение к себе и в юности под вымышленным именем Эрик Эйвон (Eric Avon) участвовала в соревнованиях по крикету в составе мужской сборной, где была выбрана капитаном.

Подобное отрицательное отношение, вероятно было сформирована после сравнения романтического ореола, распространяемого отцом и ограниченной и закомплексованной матери. Дю Морье в своих романах часто описывает образ отца, поэтому любой читатель может легко понять и прочувствовать ее восприятие познакомившись с ее книгами. Ее муж был также очень похож на Джеральда дю Морье, а все лесбийские приключения возникли на фоне ее попыток подражать мужчинам в более зрелом возрасте. Романтические отношения и долгая дружба с некоторыми представительницами женского пола стала поводом для скандалов в желтой прессе, но были не более чем шумихой не имеющей под собой оснований, а лишь раздутой скандальными газетчиками.

В детстве Дафна дю Морье посещала частную школу в Англии, после чего в 1923 году родители отправили ее в пансионат в небольшом городке Компосене, неподалеку от Парижа. Жестокое обращение с ученицами, компенсировалось близостью Парижа, а единственной формой поощрения была поездка в великолепный город, где Дафна регулярно бывала. Здесь она начала практиковать написание небольших рассказов. Все ее творчество пронизывают три темы — история ее семьи и в целом Конуолла, интерес к морю и загадки таинственного старого дома. Эти темы постоянно поднимаются и варьируются в ее творчестве, сплетая ее наследие в единый клубок.

В 1931 году дю Морье публикует свой первый роман Дух любви (The Loving Spirit, 1931), который быстро стал популярным, помог обрести молодой девушке финансовую независимость. Роман также стал причиной знакомства с будущим мужем, тридцатипятилетним майором гренадерского гвардейского полка Фредериком М. Браунингом (Frederick A. M. Browning). Майору очень понравился роман и он искал встречи с автором. Свидание оказалось судьбоносным и в июле 1932 года Дафна вышла замуж за Фредерика.

Ее муж был убежденным роялистом и состоял на высоких должностях (казначей королевской семьи). От него Дафна родила троих детей: двух дочерей Тессу и Флавию и сына Кристиана. Семья была вынуждена постоянно менять место проживания, путешествуя с Фредериком, который по делам служебным постоянно менял место жизни. Но в своих мыслях дю Морье постоянно стремилась вернуться в Конуолл, даже когда они жили в Египте, где она написала самый свой известный роман Ребекка, из которого мы видим как она скучает по любимому пейзажу.

Непростая сексуальная жизнь писательницы окружена множеством слухов и домыслов. Достоверно известно только о связи дю Морье с американской светской львицей Эллен Даблдэй и английской актрисой Гертрудой Лоуренс.

Популярность и неплохие прибыли от продаж ее книг, выпускавшихся первоначально в серии для женской аудитории, стали ее шире после того как по ее роману снял фильм мастер саспенса Альфред Хичкок. Все ее книги неизменно становились бестселлерами. Ее произведениям покровительствовали многие высоколобые рецензенты, оставляя лестные отзывы, но с такой же неизменностью ее творчество игнорировали академические критики, вероятно, смущенные широкой популярностью ее новаторских произведений.

Невероятная читательская любовь и литературные достоинства ее произведений, привели к тому, что в 1952 году Дафна дю Морье была награждена Орденом Британской империи и стала Дамой Командором за свои заслуги в области литературы. Несмотря на почести и славу дю Морье с возрастом все больше предпочитала одиночество и уединение, добровольно оставаясь отшельницей в таинственном особняке, в который они перебрались вместе с мужем еще в 1943 году.

Сэр Фредерик Браунинг скончался в 1965 году, и после его смерти Дафна перебралась в Корнуолл, который был любовью всей ее жизни, где были написаны лучше ее произведения.

Конец жизни был ознаменован кризисом, случившимся спустя четыре года после смерти мужа. Аренда особняка, в котором они прожили более 25 лет, истекла, и непрактичная в бытовых вопросах писательница была вынуждена съехать в другое поместье, которое купили по бросовой цене, неподалеку от прежнего места, там же на побережье Корнуолла.

И хотя к концу жизни Дафна дю Морье не писала практически ничего нового, большинство ее последних работ навеяны ее ранними романами, в целом ее творчество со временем получает все большее признание. В 1978 году писательница была удостоена звания Гранд-мастер в Ассоциации детективных писателей Америки. Уже после ее смерти на рубеже веков в 2000 году роман Дафны дю Морье — Ребекка был признан лучшим детективом XX века и получил премию Энтони.

Писатели и критики постоянно обвиняли дю Морье в отсутствии интеллектуальной составляющей, но у читателей и книгоиздателей романы вызывали восхищение, что подтверждали статистические данные о продажах ее книг. Позднее негативные оценки критики были переосмыслены, произведения писательницы была признаны первоклассными триллерами, а писательница – первоклассной рассказчицей, владевшей искусством создавать повествовательное напряжение.

Дафна дю Морье скончалась в своем поместье в Корнуолле 19 апреля 1989 года во сне.

Творчество Дафны дю Морье

Дафна дю Морье написала не так много, но зато три ее романа (Отель Ямайка — Jamaica Inn, 1936; Ребекка — Rebecca, 1938; Моя кузина Рейчел — My Cousin Rachel, 1951) стали настоящими вехами в развитии детективного жанра. Сочетание элементов готического романа и детективного сюжета позволило ей возродить в XX веке, жанр который большинство писателей уже списали со счетов. Работы Дафны дю Морье повлияли на появление современного мистического триллера, например, трудно представить появление романов Джона Коннолли или неизменно основанных на мистических прецедентах детективов Фред Варгас, если бы не было произведений дю Морье. Произведения этой писательницы вдохновляли многих писателей не только связанных с мистикой и, которые никогда не испытывали в своем творчестве ее влияния. Например, Алистер Маклин назвал свое поместье Отель Ямайка, признаваясь, что позаимствовал название одного из ее романов. Другой популярный писатель шпионских триллеров, Кен Фоллетт не только описывает в сюжете своеобразное применение книги дю Морье, как самого британского романа, но использует в ее названии — Ключ к Ребекке.

Таким образом, надо признать, что книги дю Морье получили статус символического наследия.

Писательница не просто вдохнула новую жизнь в забытый жанр. Она создала мир, богатый своими суевериями, опасностями и тайнами. Мир, наполненный темными тайнами и насилием, готовыми заполонить души наивных героинь. Персонажи романов дю Морье, чаще всего девушки, должны преодолевать свои тревоги и неуверенность, перед лицом психологических и физических угроз, стремясь проникнуть в тайну, которая их окружает и пытается поглотить и задавать их спокойную и безоблачную жизнь. Девушки наоборот стремятся к счастью, миру и любви, а для этого им надо стать выше, перешагнуть через себя.

Сюжеты Дафны дю Морье стали своего рода моделями или шаблонами, по которым бесчисленные подражатели создавали свои сказки и романсы, в готическом стиле.

Сюжет Моя кузина Рейчел, менее двух других похож на классический готический роман или детектив, поскольку в нем много внимания уделяется психологии ее главной героини. Открытая концовка романа, из которой непонятно оправданы ли подозрения, и кто является убийцей, также делает его непохожей на стандартный детектив.

Знаменитый рассказы Птицы и А теперь не смотри (в другом издании — Не позже полуночи), развивают тему зарождения ужаса из нарушения привычного порядка вещей. Без видимых причин герои этих рассказов вынуждены сопротивляться существам, которые в обычной жизни являются беззащитными или подконтрольными власти человека. Клише о нашествии живых существ, начиная от муравьев до кроликов и даже инопланетян порожденные на протяжении второй половины XX века, явное указание масштабов того влияния, которое имело творчество Дафны дю Морье на массовое сознание и литературу. Осознание неподконтрольной человеку способности предвидения, другая тема, которая получила глубокое осмысление и многогранное воплощение в кинематографе и литературе.

Избранная библиография

Дух любви (The Loving Spirit, 1931)
Прощай, молодость (I’ll Never Be Young Again, 1932)
Джулиус (Julius, 1933)
Трактир «Ямайка» / Таверна «Ямайка» (Jamaica Inn, 1936)
Ребекка (Rebecca, 1938)
Ребекка (Rebecca, 1940). Собственная адаптация романа для театральной постановки.
Счастливого Рождества (Happy Christmas, 1940)
Приди дождь, приди гроза (Come Wind, Come Weather, 1940)
Французова бухта / Французов ручей (Frenchman’s Creek, 1941)
Голодная гора (Hungry Hill, 1943)
Между годами (The Years Between, 1943)
Королевский генерал / Генерал Его Величества (The King’s General, 1946)
Сентябрьский прилив (September Tide, 1948)
Паразиты (The Parasites, 1949)
Моя кузина Рэйчел (My Cousin Rachel, 1951)
Яблоня (The Apple Tree, 1952)
Козел отпущения (The Scapegoat, 1957)
Ранние рассказы (Early Stories, 1957). В сборник вошли рассказы, написанные между 1927 и 1930 годами.
Синие линзы (The Blue Lenses, 1957)
Замок Дор (Castle Dor, 1961)
«Птицы» и другие рассказы (The Birds and Other Stories, 1963)
Полет сокола (The Flight of the Falcon, 1965)
Дом на берегу (The House on the Strand, 1969)
Не позже полуночи / А теперь не смотри (Not After Midnight, 1971)
Правь, Британия! (Rule Britannia, 1972)

Об авторе
Поделитесь этой записью
1 комментарий к этой записиОтправить свой
  1. If you can do most of these things with style and grace then a pirate’s life really can be for ye.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе