Дейтон Лен

Дейтон Лен (Леонард Сирил) (Deighton Len (Leonard Cyril)), родился 18 февраля 1929, в Лондоне, историк, автор шпионских романов. Родился в бедной семье (отец был шофером, мать – кухаркой). Проходил службу в ВВС Великобритании в качестве фотографа специального разведывательного отдела. После демобилизации в 1949 учился в художественной школе, затем, получив стипендию, — в Королевском колледже искусств. Прежде чем обратиться к писательству, испробовал разные профессии (в том числе официанта, позже написал две книги по кулинарии).

Вторая мировая война оставила в творчестве Дейтона глубокий след (хотя ее участником он не мог быть по возрасту). Он изучал военную тактику и стратегию, собирал материалы о важнейших операциях британских войск. Особое значение Дейтон придавал первому периоду войны, трагическому и героическому для Великобритании. Тогда страна извлекла шок из поражения под Дюнкерком, грозившего национальной катастрофой, а летчики, не только профессионалы, но и любители-спортсмены, несмотря на устаревшую технику, помешали немцам добиться превосходства в воздухе; это, как считал Дейтон, предотвратило оккупацию острова. На основе изученных материалов Дейтон написал документально-исторические произведения: Истребитель: Истинная история Битвы за Британию (Fighter: The True Story of the Battle the Britain, 1977) и Блицкриг: От взлета Гитлера до падения Дюнкерка (Blitzkrieg: From the Rise of Hitler to the Fall of Dunkirk, 1979). В романах о войне Лен Дейтон переводил историю в сослагательное наклонение, создавая картину ее возможного трагического исхода (Бомбардировщик — Bomber, 1970; русский перевод в 1979; СС-ВБ: Оккупированная нацистами Британия, 1941 — SS-GB: Nazi-Ocupated Britain, 1941, 1978).

Наибольший успех имели шпионские романы Лена Дейтона. Публикация его первого романа Дело «Ипкресс» (The Ipcress File, 1962; экранизирован в 1965) совпала с выходом на экраны первого фильма о Джеймсе Бонде по роману Йена Флеминга Доктор Но. Бросался в глаза разительный контраст героя Дейтона, рядового секретного агента, который несет трудную службу на полях холодной войны, в сравнении с суперменом Флеминга. В романах Дейтона действуют двойные, тройные и даже четверные агенты, о которых никто, нередко и они сами, не может с уверенностью сказать, на чьей стороне они на самом деле. В Берлинских похоронах (Funeral in Berlin, 1964; русский перевод в 1994) возникает абсурдная ситуация, заставляющая вспомнить Франца Кафку или   Ярослава Гашека с его бравым солдатом Швейком; абсурдность сюжета оттеняется эпиграфами из правил шахматной игры.

Лен Дейтон и Майкл Кейн на съемках фильма Дело Ипкресс
Лен Дейтон и Майкл Кейн на съемках фильма Дело Ипкресс

В романах Лена Дейтона 60-70-х годов под разными именами выступает тот же герой. Он не хочет быть пешкой в политической игре, но именно такая роль ему уготована. Окруженный людьми, среди которых трудно отличить друга от врага, он уязвим и беззащитен. Он знает карьерные интересы своих начальников, политические цели противоборствующих сил Запада и Востока и все же оказывается обманутым в их хитроумной игре. В Рассказе о шпионе (Spy Story, 1975; русский перевод в 1993) борьба ведется вокруг воссоединения Германии, что, как выясняется по сюжету, не устраивало ни западные, ни восточные службы, поэтому предотвращение нежелательного развития событий стоило пазы секретных агентов. Центральный персонаж Вчерашнего шпиона (Yesterday’s Spy, 1976; русский перевод в 1993) чувствует себя жертвой закона Паркинсона о мерах безопасности, объектом непонятной ему психической атаки (ситуация напоминает Ведомство страха Грэма Грина). Отдельные штрихи сюжета указывают на место протагониста в литературной традиции. Он осознает свою противоположность героям детективов. В его кругу не в чести книги Агаты Кристи: они идут на растопку печки. Зато в трудную минуту ему помогают советы персонажей Льюиса Кэрролла: Начни сначала. (…) Дойди до конца. Потом остановись.

В 80-90-е годы Лен Дейтон стремится к созданию эпических произведений. В романе Винтер: Берлинская семья 1899-1945 (Winter: А Berlin Family 1899-1945, 1993) он вслед за Томасом Манном (Будденброки) задался целью воссоздать на примере одной семьи полувековую историю Германии: зарождение, подъем и падение фашизма. Свои шпионские романы, теперь уже со сквозным героем, он объединяет в три трилогии. Название первой трилогии Гейм, сет и матч (Game, Set and Match, 1989) становится сюжетной метафорой: шпионы враждебных разведок в Берлине, Мексике и Лондоне с переменным успехом ведут игру, подобную игре в теннис. Во второй трилогии Крючок, леса и грузило (Hook, Line and Sinker, 1990) развернута другая метафора – рыбной ловли: здесь рассказывается о том, как обманывают и ловят шпиона. Третья трилогия состоит из романов Вера (Faith, 1994), Надежда (Hope, 1995) и Милосердие (Charity, 1996). Метафорические заглавия дают представление и об истории главного героя Бернарда Сэмпсона, агента Интеллидженс Сервис: он участвовал в игре, обменивался ударами, но не выиграл ни гейма, ни сета, получил лишь раны и шрамы; его поймали на удочку; он перестал верить своим начальникам, но все еще не терял надежду и способности к милосердию. Романы Лена Дейтона отличаются изобретательным, порой запутанным сюжетом; в заключительной части трилогий писатель был вынужден помочь читателю необходимыми пояснениями. Основу сюжета трилогий составляет история предательства жены Бернарда Сэмпсона, но лишь спустя годы он узнает, что вся операция по ее внедрению в КГБ была разработана высшими чинами британских спецслужб, ради чего не жаль было разрушить семейную жизнь Сэмпсонов.

Изображая секретные службы, Дейтон дает срез характерной для Великобритании классовой структуры общества, разделенного не по имущественному, а по образовательному цензу на выходцев из Итона и Оксбриджа, с одной стороны, и тех, кто учился в общедоступных учреждениях, — с другой. В его романах эта структура четко проявляется в разделении на полевых, действующих, агентов и столоначальников (deskmen).

Действие произведений Лена Дейтона развивается преимущественно в Берлине – по обе стороны Стены. Она прочертила новую линию фронта, разделившую мир на две зеркальные политические системы. Протагонист Дейтона ощущает близость к своему восточному противнику: мы люди одной профессии и понимаем друг друга с полуслова. У них сходные внутренние враги: в трилогиях это партийные сволочи у майора КГБ Эрика Стиннеса и партия Оксбриджа у Бернарда Сэмсона. Герой Дейтона, как в ранних, так и в поздних его романах, — это самоотверженный и бескорыстный мастер своего дела. Свойственное ему чувство долга сродни тому, что испытывают герои Редьярда Киплинга. Наряду с Джоном Ле Карре Дейтон изменил характер шпионского романа, противопоставив его приключенческой традиции.

Лит.: Кочеткова И. Лен Дейтон и его шпионы // Диапазон. 1992. №1; Savorberg L.O. Secret Agents in Fiction: Ian Fleming, John le Carre and Len Deighton. L., 1984.

А. Саруханян

Добавить комментарий