vldmrvch.ru

Дойл Артур Конан

Дойл Артур Конан (Doyle Arthur Conan). Родился 22 мая 1859 в Эдинбурге — скончался 07 июля 1930 в Кроуборо. Родился в семье ирландских католиков, чья родословная прослеживается со времен Плантагенетов; окончил католический колледж Стонихерст (1870-1875) в Ланкашире, затем медицинский факультет Эдинбургского университета (1880); в это время, увлекшись наукой, разочаровался в католицизме. В студенческие годы подрабатывал, плавая судовым врачом на китобойном судне в Атлантике и на судне, доставлявшем груз в Африку (этот экзотический опыт дал ему материал для ранних приключенческих рассказов). В 1881 открыл небольшую врачебную практику в Портсмуте, продолжая писать и печатать в журналах рассказы. В последующие десять лет он совмещал литературный труд с врачебной практикой и лишь в 1891, когда рассказы о Шерлоке Холмсе покорили английского читателя, оставил медицину.

Жизненные и творческие позиции Конан Дойла сформировались в Викторианскую эпоху, нравственными принципами которой определялось его отношение к реальности XX века. Дойл был яркой фигурой английской социальной и политической жизни: член многих литературных и спортивных обществ и клубов, активный памфлетист, он ратовал за реформы в армии, законодательстве и судебной практике, дважды баллотировался в парламент. Как и Рельярд Киплинг, был патриотом Британской империи и за памфлет Война в Южной Африке, ее причины и ход (The War in South Africa: Its Cause and Conduct, 1902), переломивший враждебное отношение к Англо-бурской войне (участвовал в ней в качестве полкового врача), был возведен в рыцарское звание (1902).

Первый рассказ Конан Дойла – Тайна долины Сэсасса (The Mystery of the Sasassa Valley, 1879) – повествовал о приключениях двух друзей в Африке. В ранних рассказах с их экзотической обстановкой действия, опасными приключениями, мотивами таинственного и сверхъестественного, четкой шкалой нравственных оценок и положительным героем, исповедующим мужественный оптимизм и почти рыцарский кодекс чести, Дойл заявил о себе как представитель неоромантического направления в английской литературе. Пробуя себя в разных приключенческих жанрах, писатель прославился как автор детективов. Тот приключенческий дух, который Стивенсон и Киплинг видели в романтике дальних странствий, Конан Дойл нашел в современном Лондоне, обратившись к темной и таинственной стороне его существования – преступному миру.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон впервые появились в романе Этюд в багровых тонах (А Study in Scarlet, 1887; русский перевод в 1909), который не сразу обратил на себя внимание публики. В 1890 в Америке вышел второй роман о Шерлоке ХолмсеЗнак четырех (The Sign of the Four; русский перевод в 1909), а динамичные рассказы, которые начали печататься в журнале Стрэнд с 1891, сразу принесли успех их автору.

Рассказы о Шерлоке Холмсе составили 5 сборников: Приключения Шерлока Холмса (The Adyentures of Sherlock Holmes, 1892; русский перевод в 1909), Воспоминания Шерлока Холмса (The Memoirs of Sherlock Holmes, 1894; русский перевод в 1911), Возвращение Шерлока Холмса (The Return of Sherlock Holmes, 1905; русский перевод в 1909), Его последний поклон (His Last Bow, 1917) и Записная книжка Шерлока Холмса (The Casebook of Sherlock Holmes, 1927); в 1902 вышла повесть Собака Баскервилей (The Hound of the Baskeryilles; русский перевод в 1902). По этим произведениям снято более ста фильмов и создано множество телеэкранизаций, а всякого рода продолжения историй о Холмсе публиковались в течение всего столетия.

Своими предшественниками в жанре детектива Артур Конан Дойл, считал Эдгара По, лучшего в мире мастера рассказа, и Эмиля Габорио, автора более прозаических полицейских романов 1860-х годов. В образе Холмса причудливо соединились романтические и позитивистские черты: это человек, который стремится к конкретному и точному знанию, имеющему практическое применение, верит в силу холодного и точного разума, но при этом сохраняет романтическую свободу (берется лишь за те дела, которые ему интересны). Необычайные способности делают его на голову выше всех окружающих (подчеркнуты эффектным контрастом с доктором Ватсоном, обыкновенным человеком), а сила воображения позволяет постичь логику действий преступника. Но главное обаяние Холмса составляют героические, почти рыцарские черты характера, неизменное благородство истинного джентльмена, делающие его идеальным героем поздневикторианской литературы, чьи приключения (именно это слово стоит в заглавии большинства рассказов, хотя оно опущено в русских переводах) укрепляют нравственный и общественный порядок. В последних рассказах, действие которых происходит накануне Первой мировой войны, образ Холмса бледнеет: чувствуется, что окончилось то время, когда герой мог ощущать себя вершителем судеб, свободным творцом истории.

Артур Конан Дойл считал сочинение детективов низшим родом литературной деятельности, гораздо важнее был для него жанр исторического романа. Две эпохи сосредоточили на себе основное внимание романиста: зрелое средневековье, которому посвящены Белый отряд (The White Company, 1891; русский перевод в 1907) и Сэр Найджел (Sir Nigel, 1906) и Наполеоновская эра (Великая тень — The Great Shadow, 1893; русский перевод в 1909; Родни Стоун — Rodney Stone, 1896; Дядюшка Бернак — Uncle Bernac, 1897). Наибольшим успехом пользовались два сборника рассказов о бригадире Жераре (Подвиги Бригадира Жерара — Brigadier Gerard, 1896, и Приключения Жерара — The Adyentures of Gerard, 1903), где, живописуя блестящую военную карьеру офицера наполеоновской армии, автор исследует код поведения людей той героической эпохи, феномен культа Наполеона. Жеpap — фигура одновременно героическая и комическая, в нем органично сочетаются бесшабашная храбрость и хвастливое самодовольство, буквальное следование офицерскому кодексу чести и обывательская ограниченность, беззаветная преданность императору и авантюризм.

В исторических романах Конан Дойла ярко выражен приключенческий элемент, при этом все они основаны на тщательном и разностороннем изучении быта и нравов изображаемой эпохи. Писателя интересует прежде всего не широкая историческая панорама эпохи, а отдельная личность, ее менталитет и стереотипы поведения. В Сэре Найджеле, считающемся лучшим историческим романом Конан Дойла, показано становление молодого героя-рыцаря, постепенно усваивающего все тонкости рыцарского кодекса чести; в Белом отряде трое молодых героев из зарождающегося среднего класса перенимают от постаревшего сэра Найджела лучшие черты его рыцарской этики: именно они и составляют, по Дойлу, суть английского национального характера.

Почти все главные герои исторических романов — воины, всюду чувствуется увлеченность автора военной историей. Он написал также два исторических труда, посвященных современным военным кампаниям: Великая бурская война (The Great Boer Wax, 1900) и История Великой войны: Британские кампании (А History of the jreat War: The British Campaigns, 1915-1920). Первую мировую войну он, в отличие от представителей потерянного поколения, описывал в романтических тонах, говоря о доблести и героизме британского солдата.

В 1910-е годы Конан Дойл обращается к научной фантастике. Три его романа, созданные в этом жанре, объединены образами главных героев – профессора Челленджера и трех его спутников и друзей, — хотя резко различны по тематике, колориту, отношению к науке и ее возможностям. Первый роман Потерянный мир (The Lost World, 1912) полон романтики путешествий, исследования земель у истоков Амазонки, куда еще не ступала нога человека. Над вторым романом Отравленный пояс (The Poison Belt, 1913) нависла тень приближающейся мировой войны: здесь те же герои становятся свидетелями того, как пояс отравленного эфира перемещается по земле, уничтожая я все живое. Этот роман-предостережение напоминает о стихиях, над которыми человек не властен. Герой последнего романа Туманный край (The Land of Mist, 1925), профессор Челленджер, постепенно убеждается правоте учения спиритизма.

После Первой мировой войны и гибели сына Конан Дойл становится убежденным приверженцем спиритизма, теперь он видит главный порок со временного человека в грубом материализме мышления как следствии развития европейской науки. Дойл и сам воспитан на научном рационализме; спиритизм привлекателен для него тем, что предоставляет, как ему кажется, неопровержимые доказательства существования души после смерти. Его последний труд – двух-томная История спиритизма (The History of Spmtualism, 1926-1927).

Соч.: The Principal Works of Fiction: In 20 vols. L., 1913; Sherlock Holmes: A Definite Text: In 3 vols. N.Y., 1950-1952; в рус. Пер.: Полное собрание сочинений: В 22 т. СПб., 1909-1911; Собрание сочинений: В 8 т. М., 1966-1967 (предисловие М. Урнова); Собр. Соч.: В 10 т. М., 1994.

Лит.: Карр Дж. Жизнь сэра Артура Конан Дойла: Пер. с англ. М., 1989; Тугушева М.П. Под знаком четырех: Судьба произведений Э. По, А.К. Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона. М., 1991; А Bibliography of А. Conan Doyle / Ed. R.L. Green. L.; N.Y., 1983; Jaffe JA. Arthur Conan Doyle. Boston, 1987.

Е. Зыкова

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе