Эдвард Филлипс Оппенгейм

Английский писатель Эдвард Филлипс Оппенгейм известен как один из основателей жанра шпионского детектива.

Биография

Эдвард Филлипс Оппенгейм (Edward Phillips Oppenheim) родился 22 октября 1866 года в Лондоне. Его отец Эдвард Джон Оппенгейм был крупным торговцем кожей, поэтому будущий писатель не испытывал в детстве и юности никаких финансовых затруднений. Но после окончания гимназии, был вынужден работать с отцом наследуя отцовский бизнес. Даже после того, как он получил известность как писатель, и заработал неплохое состояние на сочинении популярных романов, формально до сорока лет был вынужден, оставался в семейном бизнесе. Впрочем, Оппенгейм никогда особенно не утруждал себя иной работой, кроме сочинения романов. Выход его первого романа Искупление (Expiation, 1887) был частично субсидирован отцом и произвел на редакторов английского издательства Sheffield Weekly Telegraph благоприятное впечатление. В результате, они предложили Оппенгейму написать серию из 6 историй для публикации в газете.

Свои лучшие романы Оппенгейм создал после того как был призван на службу в Британское министерство информации во время Первой мировой войны. В начале своей литературной карьеры Оппенгейм пробовал свои силы в жанре политического романа, детектива и в сочинении исторических романов (ромэнс). Но настоящего успеха молодому автору удается добиться в жанре шпионского романа. Большинство из его произведений были популярны среди читателей, но судьба их оказалась недолговечной. Его истории о шпионаже обычно касаются аспектов работы секретных служб, где автор умело нагнетает напряжение, подводит к кульминации и счастливой развязке. Лучшие его романы посвящены политическим интригам, разворачивающимся в Европе, но после публикации его книг в Америке, где его книги выходили огромными тиражами, романы Оппенгейма обретают все больший американский акцент.

Э. Филлипс Оппенгейм был женат на Элси Хопкинс (Elsie Hopkins), которая родила ему единственную дочь. Известно, что семейство Оппенгеймов обосновалось на Французской Ривьере, которую вынуждено было покинуть с началом Второй мировой войны.

Эдвард Филлипс Оппенгейм скончался 3 февраля 1946 года в Санкт-Питер-Порт.

Пусть даже Уильяма Ле Ке можно называют родным отцом шпионского романа, но с появлением Э. Филлипса Оппенгейма можно сказать, что о родном отце все забыли, столь ярким было появление нового автора, настолько увлекательными были его истории, правда которые сегодня нам кажутся образцами искусственности.

Подобно Ле Ке, Эдгару Уоллесу и другим авторам шпионских детективов начала XX века, Оппенгейм был очень плодовитым писателем. Он — автор более 150 романов, из которых только один можно втиснуть в строгие рамки классического детектива (Великое воплощение — The Great Impersonation, 1920). Его литературная карьера растянулась более чем на 58 лет. За эти годы он сумел завоевать признание среди читателей и критиков, заработать приличное состояние и не раз удивить своих поклонником новыми и новыми историями.

О творчестве

Великое Олицетворение

Одним из самых успешных произведений Эварда Филлипса Оппенгема стал роман Великое Олицетворение (The Great Impersonation, 1920). Сюжет рассказывает о том, как немецкий генерал-майор барон Леопольд фон Рагастейн перевоплотился в своего одноклассника Этониана Эверарда Домини. Основной целью данной операции было желание немецкого барона повлиять на английскую общественность и удержать Англию от вступления в войну против Германии. Но все приходит к закономерному финалу, немецкий шпион разоблачен английским аристократом, который несмотря на свое пристрастие к спиртному остается патриотом своей страны.

Роман Великое Олицетворение был экранизирован трижды. Первая экранизация вышла на следующий год после публикации книги. Но большей известностью пользуется вторая версия вышедшая в 1935 году. Режиссером фильма был Алан Кросленд, а главную роль сыграл Эдмунд Лоу. В 1942 году вышла третий вариант, а сюжет был адаптирован к событиям Второй мировой войны. В этом фильме снялась целая группа звезд кинематографа, наболее известным из которых является Ральф Беллами.

Романы Эдварда Оппенгейма до начала Первой мировой войны имели откровенную анти-немецкую направленность, а фамилия автора значилась в списках лиц, которые подлежали искоренению в случае захвата Германией британских территорий. По иронии судьбы, когда немцы получили контроль над Нормандскими островами, немецкие летчики выбрали в качестве штаб-квартиры именно усадьбу английского писателя.

Главным достоинством романов Оппенгейма являются его сюжеты, в основе которых обычно лежит международная интрига, которая позволяет раскрыться главному герою с неожиданной стороны. Пожалуй, наиболее близким аналогом по уровню творчества и качеству романов, является баронесса Орци, автор знаменитой серии об Алом Первоцвете.

Эдвард Филлипс Оппенгейм получил прозвище Принц рассказчиков, и был настоящим мастером шпионского романа. Благодаря своей жизни на Французской Ривьере, Оппенгейм был постоянно в курсе всех международных интриг, поскольку именно здесь встречались дипломаты и шпионы не только Англии и Франции, но и России, Польши и даже Африки. Именно в этих странах, а также в некой неназванной европейской стране происходит действие большинства его романов.

Роман Великое Олицетворение стал настоящим хитом книжного рынка в Англии и Америке, в общей сложности в год выхода романа было продано порядка миллиона экземпляров книги. Критики называют этот роман одним из лучших произведений Оппенгейма, а Гардиан поместила роман в список 1000 книг, которые обязательно необходимо прочесть, составленный в 2009 году.

Таинственный мистер Сабин

Один из самых известных романов английского писателя Эдварда Филлипса Оппенгейма — Таинственный мистер Сабин (Mysterious Mr. Sabin, 1898). Сюжет рассказывает о том как некий англичанин с помощью шантажа крадет секретные документы, посвященные обороне Великобритании. Он планирует продать их Германии, чтобы финансировать новую французскую революцию. Замысел поистине фантастический, даже для далеких времен начала XX века.

Но некое таинственное общество мистера Сабина вынуждает англичанина сжечь документы, и убедить всех, что он действовал из благих побуждений.

Эдвард Филлипс Оппенгейм за свою жизнь написал порядка 150 романов, относящихся к жанру шпионского триллера и детективного романа.

Возможно, некое количество своих сюжетов он подсмотрели или подслушал на службе в Министерстве информации. А поскольку время его службы совпало с Первой мировой войной, Оппенгейм был посвящен в разработки британской секретной службы, оттого часто его героями являются сотрудники английской разведки.

Несмотря на огромное количество романов, Оппенгейм не создал ни одной серии, в каждом романе он заново представляет новых героев своим читателям. Чаще всего это богатые супермены, ведущие шикарный образ жизни, любители дорогих ресторанов и коллекционных вин, а также поклонники экзотических сигар.

Женщины в его романах красивы и добродетельны. И хотя романтическая линия неизменный элемент сюжета, приключения остаются в приоритете. Сам автор утверждал, что начинает свою книгу, чтобы читатель уже в первой главе понимал, что его ждет, и действительно его сюжеты не дают скучать.

Идеальные шпионы Оппенгейма

Репутация Эдварда Филлипса Оппенгейма, как автора популярных шпионских романов, начинается с публикации книги Таинственный мистер Сабин (Mysterious Mr. Sabin), вышедшей в 1898 году. Сюжет романа рассказывает о человеке, который посредством шантажа и угроз похитил секретные документы о британской оборотной системе. Сабин планирует продать их Германии, а вырученную сумму отправить для финансирования французской революции. Сабин принадлежит к таинственной организации, руководство которой вынуждает Сабина сжечь документы и остановить свою вредительскую деятельность. Часть романа посвящена рассказу о том, как мистер Сабин пытается реабилитировать свою репутацию и избавиться от славы революционера.

Самым известным шпионским романом Оппенгейма является Великое Перевоплощение (The Great Impersonation), написанный сразу после Первой мировой войны. Роман представляет собой хронику попыток немецкого аристократа, барона фон Рагаштейна выдать себя за развратного английского аристократа Эверарда Домини (Everard Dominey), с которым они вместе учились в Итоне. У современных читателей роман вызывает недоумение. Неясно как могла жена английского аристократа не способна отличить своего мужа от его двойника. Немецкий шпион пытается повлиять на английское общественное мнение с целью удержать Англию от участия в Первой мировой войне. Роман представляет собой классическую шпионскую историю с традиционными поворотами сюжета и контрзаговором, описание которого отвлекает читателей от исторических несуразностей.

Несмотря на преобладание фантазии над реальностью Оппенгейм в своих романах предсказывает ряд событий, которые в действительности сбылись и оказали существенное влияние на историю Европы. В первую очередь реалистичные черты обретают романы, касающиеся столкновения Германии, Японии и Советского союза, также неспособности Лиги Наций, а затем и ООН решить или повлиять на глобальные конфликты, а также столкновение интересов Америки и Европы.

Например, в романе Немые боги говорят (The Dumb Gods Speak, 1937) писатель рассказывает о международном конфликте, закончившемся использование нового оружия массового поражения. Оппенгейм описывает использование электрического луча, способного нейтрализовать весь японский флот, который пытается атаковать Филиппины. Весь мир буквально шокирован силой нового оружия, а в финале его использование повсеместно запрещено. Если учесть, что события происходят в романе в будущем 1947 году, мы с удивлением видим прозорливое предсказание о ядерном ударе.

Но Оппенгейм не мог догадаться о масштабах и силе разрушения оружия массового поражения, примененного сразу после окончания Второй мировой войны. Конфликт в романе Оппенгейма удается остановить публикацией одного единственного документа, добытого с помощью электронных устройств слежения. Так, в романе Грядущий гнев (The Wrath to Come, 1924), совместная атака Германии и Японии на США также сорвана публикацией разоблачительных материалов.

Вера Эдварда Филлипса Оппенгейма в силу одного события или одного человека приобретает в финале творческой карьеры поистине фантастический размах. Так в романе Вверх по лестнице из золота (Up the Ladder of Gold, 1931) писатель увлеченно рассказывает об американском миллионере Уоррене Рэнде, потратившем большую часть своего состояния на сохранение в течение сорока лет мира во всем мире, путем подкупа самых могущественных держав.

В своих шпионских романах Оппенгейм остается идеалистом, описывая непобедимого героя, и противостоящим ему подлых и пошлых злодеев. Обычно герой просто вынужден шпионить для блага других. Автор постоянно оправдывает героя, который повинен не только в шпионаже, но и в других преступлениях, оправдывая его мотивы, стремлением оградить общество от насилия и зла, преступных режимов и богатства, направленного на войну. Для современных читателей, привыкших к более прагматичным описаниям, часто подобные сюжеты и герои кажутся просто нелепыми.

Наиболее ярко и символично идеалистический образ общества описан в последнем романе английского писателя — Господин Миракель (Mr. Mirakel, 1943). Книга представляет собой очевидный ответ на ужасы Второй мировой войны, разочарование в силе художественной литературы с ее предсказаниями предотвратить мировой конфликт. Оппенгейм описывает уединенное общество, цивилизованный рай, где отсутствует межнациональная рознь, в результате правильного и справедливого управления, вершимого одним единственным авторитетным правителем.

На творчество Оппенгейма сильнейшее влияние оказали романы баронессы Орци. Многие из ранних героев английского писателя своими манерами и чистыми мотивами обязаны Алому Первоцвету. А герой историй Кабинка в гриль-баре (Pulpit in the Grill Room, 1938) и Миланский гриль-бар (The Milan Grill Room, 1940), искалеченный ветеран Первой мировой войны, раскрывает загадочное преступление в стиле знаменитых историй о Пожилом человеке в углу, также созданного англо-венгерской писательницей.

В своих лучших романах Оппенгейм показывает настоящее литературное мастерство. Его герои пусть наивные и забавные, во многом точно отражают искусственную атмосферу английской аристократии, к которой принадлежал автор. Его романы были столь популярны при жизни, что многие из них были переведены на большинство европейских и восточных языков, и даже издавались в дореволюционной России. Несколько книг было переиздано уже в годы перестройки, но также как и в Англии, большинство работ этого популярного автора сегодня совершенно неизвестны широкой публике, а имя автора известно разве только специалистам.

Добавьте комментарий