Эдвард Филлипс Оппенгейм (Edward Phillips Oppenheim) родился 22 октября 1866 года в Лондоне. Его отец Эдвард Джон Оппенгейм был крупным торговцем кожей, поэтому будущий писатель не испытывал в детстве и юности никаких финансовых затруднений. Но после окончания гимназии, был вынужден работать с отцом наследуя отцовский бизнес. Даже после того, как он получил известность как писатель, и заработал неплохое состояние на сочинении популярных романов, формально до сорока лет был вынужден, оставался в семейном бизнесе. Впрочем, Оппенгейм никогда особенно не утруждал себя иной работой, кроме сочинения романов. Выход его первого романа Искупление (Expiation, 1887) был частично субсидирован отцом и произвел на редакторов английского издательства Sheffield Weekly Telegraph благоприятное впечатление. В результате, они предложили Оппенгейму написать серию из 6 историй для публикации в газете.

Свои лучшие романы Оппенгейм создал после того как был призван на службу в Британское министерство информации во время Первой мировой войны. В начале своей литературной карьеры Оппенгейм пробовал свои силы в жанре политического романа, детектива и в сочинении исторических романов (ромэнс). Но настоящего успеха молодому автору удается добиться в жанре шпионского романа. Большинство из его произведений были популярны среди читателей, но судьба их оказалась недолговечной. Его истории о шпионаже обычно касаются аспектов работы секретных служб, где автор умело нагнетает напряжение, подводит к кульминации и счастливой развязке. Лучшие его романы посвящены политическим интригам, разворачивающимся в Европе, но после публикации его книг в Америке, где его книги выходили огромными тиражами, романы Оппенгейма обретают все больший американский акцент.

Э. Филлипс Оппенгейм был женат на Элси Хопкинс (Elsie Hopkins), которая родила ему единственную дочь. Известно, что семейство Оппенгеймов обосновалось на Французской Ривьере, которую вынуждено было покинуть с началом Второй мировой войны.

Эдвард Филлипс Оппенгейм скончался 3 февраля 1946 года в Санкт-Питер-Порт.

Пусть даже Уильяма Ле Ке можно называют родным отцом шпионского романа, но с появлением Э. Филлипса Оппенгейма можно сказать, что о родном отце все забыли, столь ярким было появление нового автора, настолько увлекательными были его истории, правда которые сегодня нам кажутся образцами искусственности.

Подобно Ле Ке, Эдгару Уоллесу и другим авторам шпионских детективов начала XX века, Оппенгейм был очень плодовитым писателем. Он — автор более 150 романов, из которых только один можно втиснуть в строгие рамки классического детектива (Великое воплощение — The Great Impersonation, 1920). Его литературная карьера растянулась более чем на 58 лет. За эти годы он сумел завоевать признание среди читателей и критиков, заработать приличное состояние и не раз удивить своих поклонником новыми и новыми историями.

Идеальные шпионы Оппенгейма

Репутация Эдварда Филлипса Оппенгейма, как автора популярных шпионских романов, начинается с публикации книги Таинственный мистер Сабин (Mysterious Mr. Sabin), вышедшей в 1898 году. Сюжет романа рассказывает о человеке, который посредством шантажа и угроз похитил секретные документы о британской оборотной системе. Сабин планирует продать их Германии, а вырученную сумму отправить для финансирования французской революции. Сабин принадлежит к таинственной организации, руководство которой вынуждает Сабина сжечь документы и остановить свою вредительскую деятельность. Часть романа посвящена рассказу о том, как мистер Сабин пытается реабилитировать свою репутацию и избавиться от славы революционера.

Самым известным шпионским романом Оппенгейма является Великое Перевоплощение (The Great Impersonation), написанный сразу после Первой мировой войны. Роман представляет собой хронику попыток немецкого аристократа, барона фон Рагаштейна выдать себя за развратного английского аристократа Эверарда Домини (Everard Dominey), с которым они вместе учились в Итоне. У современных читателей роман вызывает недоумение. Неясно как могла жена английского аристократа не способна отличить своего мужа от его двойника. Немецкий шпион пытается повлиять на английское общественное мнение с целью удержать Англию от участия в Первой мировой войне. Роман представляет собой классическую шпионскую историю с традиционными поворотами сюжета и контрзаговором, описание которого отвлекает читателей от исторических несуразностей.

Несмотря на преобладание фантазии над реальностью Оппенгейм в своих романах предсказывает ряд событий, которые в действительности сбылись и оказали существенное влияние на историю Европы. В первую очередь реалистичные черты обретают романы, касающиеся столкновения Германии, Японии и Советского союза, также неспособности Лиги Наций, а затем и ООН решить или повлиять на глобальные конфликты, а также столкновение интересов Америки и Европы.

Например, в романе Немые боги говорят (The Dumb Gods Speak, 1937) писатель рассказывает о международном конфликте, закончившемся использование нового оружия массового поражения. Оппенгейм описывает использование электрического луча, способного нейтрализовать весь японский флот, который пытается атаковать Филиппины. Весь мир буквально шокирован силой нового оружия, а в финале его использование повсеместно запрещено. Если учесть, что события происходят в романе в будущем 1947 году, мы с удивлением видим прозорливое предсказание о ядерном ударе.

Но Оппенгейм не мог догадаться о масштабах и силе разрушения оружия массового поражения, примененного сразу после окончания Второй мировой войны. Конфликт в романе Оппенгейма удается остановить публикацией одного единственного документа, добытого с помощью электронных устройств слежения. Так, в романе Грядущий гнев (The Wrath to Come, 1924), совместная атака Германии и Японии на США также сорвана публикацией разоблачительных материалов.

Вера Эдварда Филлипса Оппенгейма в силу одного события или одного человека приобретает в финале творческой карьеры поистине фантастический размах. Так в романе Вверх по лестнице из золота (Up the Ladder of Gold, 1931) писатель увлеченно рассказывает об американском миллионере Уоррене Рэнде, потратившем большую часть своего состояния на сохранение в течение сорока лет мира во всем мире, путем подкупа самых могущественных держав.

В своих шпионских романах Оппенгейм остается идеалистом, описывая непобедимого героя, и противостоящим ему подлых и пошлых злодеев. Обычно герой просто вынужден шпионить для блага других. Автор постоянно оправдывает героя, который повинен не только в шпионаже, но и в других преступлениях, оправдывая его мотивы, стремлением оградить общество от насилия и зла, преступных режимов и богатства, направленного на войну. Для современных читателей, привыкших к более прагматичным описаниям, часто подобные сюжеты и герои кажутся просто нелепыми.

Наиболее ярко и символично идеалистический образ общества описан в последнем романе английского писателя — Господин Миракель (Mr. Mirakel, 1943). Книга представляет собой очевидный ответ на ужасы Второй мировой войны, разочарование в силе художественной литературы с ее предсказаниями предотвратить мировой конфликт. Оппенгейм описывает уединенное общество, цивилизованный рай, где отсутствует межнациональная рознь, в результате правильного и справедливого управления, вершимого одним единственным авторитетным правителем.

На творчество Оппенгейма сильнейшее влияние оказали романы баронессы Орци. Многие из ранних героев английского писателя своими манерами и чистыми мотивами обязаны Алому Первоцвету. А герой историй Кабинка в гриль-баре (Pulpit in the Grill Room, 1938) и Миланский гриль-бар (The Milan Grill Room, 1940), искалеченный ветеран Первой мировой войны, раскрывает загадочное преступление в стиле знаменитых историй о Пожилом человеке в углу, также созданного англо-венгерской писательницей.

В своих лучших романах Оппенгейм показывает настоящее литературное мастерство. Его герои пусть наивные и забавные, во многом точно отражают искусственную атмосферу английской аристократии, к которой принадлежал автор. Его романы были столь популярны при жизни, что многие из них были переведены на большинство европейских и восточных языков, и даже издавались в дореволюционной России. Несколько книг было переиздано уже в годы перестройки, но также как и в Англии, большинство работ этого популярного автора сегодня совершенно неизвестны широкой публике, а имя автора известно разве только специалистам.

Добавить комментарий