Эдмунд Клирихью Бентли

Эдмунд Клирихью Бентли

Английский писатель Эдмунд Клирихью Бентли известен как автор одного из самых известных детективов за всю историю жанра — Последнее дело Трента.

Биография

Эдмунд Клирихью Бентли (Edmund Clerihew Bentley) родился 10 июля 1875 года в Лондоне. Его отец был служащим в управлении Лорда-канцлера. Поэтому Эдмунд попал в престижную школу Святого Павла. Во время обучения Бентли подружился с Честертоном. Трудно даже представить более представительного писателя среди представителей первой волны детектива.

Эдмунд в девятнадцать лет выиграл стипендию для обучения в престижном Мертон-колледже в Оксфорде. В школе он подружился с Честертоном, причем они остались друзьями на всю жизнь, а в университете учился вместе с Джоном Бакеном и Хиларри Беллок, которые также стали впоследствии известными писателями.. В колледже он руководил студенческим сообществом и страстно увлекался лодочной греблей. Часть своей неуемной энергии Бентли направляет на создание университетской газеты, в которой публикует свои первые литературные опусы.

В Оксфорде Эдмунд Бентли был избран президентом Оксфордского союза, почетная обязанность, которая обычно была первой ступенью для успешной карьеры. Но Бентли по его словам испытывал лишь стыд и разочарование. После окончания Оксфорда отправился в Лондон изучать право, но с большим удовольствием он публиковал стихи и рецензии в литературных журналах.

В 1901 году женился на Виолете Алисе Мэри Буало (Violet Alice Mary Boileau), дочери генерала возглавлявшего британскую армию в Бенгалии. В следующем году ему предложили работу адвокатом в суде, но Бентли отказался от этого заманчивого предложения, поскольку по словам друга имел весь набор талантов за исключением юридического ума. Вместо адвокатской карьеры выбрал журналистику, где и добился значительных успехов.

Эдмунд Бентли в течении десяти лет проработал в Дейли Ньюс, где благодаря таланту и старанию стал заместителем главного редактора. В 1912 году перешел в Дейли Телеграф в качестве одного из редакторов.

Получив постоянную работу Бентли начинает писать стихи и в 1905 году публикует свой первый сборник (Биография для начинающих) в котором стихи представлены в изобретенной им поэтической форме клирихью — неправильной форме стихов на биографические темы с юмористическим подтекстом. Сборник был оформлен иллюстрациями Честертона, который всячески поддерживает литературные начинания своего друга. Один из самых известных романов Гилберта Честертона (Человек, который был Четвергом) посвящен именно Эдмунду Клирихью Бентли.

В 1913 году Бентли публикует свой первый детектив Последнее дело Трента. Роман получил мгновенный и неожиданный успех. Но как ни странно, автор не вспоминал о своем герое еще двадцать три года. Книга Последнее дело Трента неоднократно переиздавалась, была переведена на ряд европейских языков и по роману даже ставили фильмы, а Бентли между тем продолжал работать в Дейли Телеграф и не помышлял о карьере писателя.

Именно этот роман многие критики и коллеги по перу считали одним из первых образцов классического английского детектива. Среди самых восторженных поклонников была Дороти Сэйерс, которая упоминает о первом романе Бентли в своей работе Чье тело? Раймонд Чандлер в своей критической работе посвященной детективному жанру отзывается о романе более иронично. Роман был экранизирован в 1920 году Ричардом Гарриком. Вторая экранизация Говардом Хоуксом была более успешной. В 1952 году роман экранизировали в третий раз, в нем снимались Майкл Уилдинг и Орсон Уэллс.

Уставший от журналистики, 1934 году Бентли уходит на пенсию, где спокойно занимается литературным творчеством. В этот период он много и продуктивно пишет. Именно в этот момент, в 1934 году Бентли вспоминает о своем знаменитом герое и вместе с Х. Уорнером Алленом публикует роман Собственное дело Трента (Trent’s Own Case). Затем в 1938 году появляется сборник рассказов Трент вмешивается (Trent Intervenes), а затем в 1940 году писатель публикует автобиографию Те дни (Those Days: An Autobiography). Наконец в 1950 году появляется первый детективный роман уже без Трента, который еще в 1916 году ему советовал написать Джон Бакен.

Когда в 1939 году британцы сплачиваются перед надвигающейся угрозой фашизма и немецкого вторжения, когда молодые идут в армию, Бентли возвращается к работе в качестве главного литературного критика и остается на этом посту до 1947 года. После смерти жены в 1949 году, не в силах жить в один, отказывается от своего роскошного дома в Лондоне и остаток жизни проводит в отеле.

Эдмунд Бентли воспитал двух сыновей, один из них стал инженером, а другой выдающимся иллюстратором и автором нескольких триллеров.

После смерти Гилберта Честертона, Бентли избирают президентом Детективного клуба, в котором состоят Агата Кристи, Дороти Сэйерс. Бентли возглавляет клуб на протяжении 13 лет, с 1936 по 1949, его сменила Дороти Сэйерс. Он способствовал популяризации клуба, организуя публичные выступления известных членов клуба, а также чтение произведений на радио.

Эдмунд Клирихью Бентли скончался 30 марта 1956 года.

О творчестве

Обычно в детективе, яркого героя путают с карикатурой, а наложение нескольких интриг друг на друга чаще всего приводит к потере читательского внимания.

Бентли удалось создать яркого героя и придумать насколько захватывающий сюжет, что последовательное движение нескольких развязок заканчивается абсолютно непредсказуемым финалом.

Английский писатель задумывал свою книгу как рычаг, который должен был сдвинуть английский детектив с мертвой точки, в коей он оказался после Конан Дойля. Но влияние, которое оказал этот роман на криминальный жанр в целом, было гораздо большим и совершенно противоположным, чем этого ожидал автор.

Шерлок Холмс был героем, возвышавшимся над детективным небосводом. Бентли бросил вызов этому ледяному, замкнутому и непогрешимому сыщику, он представил добродушного и восприимчивого экстраверта, который больше отвечал общественным настроениям и подобно Великому сыщику стал моделью для многочисленных подражаний.

Сдвиг от героического к человеческому, от пренебрежительно самодостаточного Холмса к общительному и ошибающемуся Тренту, предвосхитил настроения последовавшие после Первой мировой войны, стремление к человечным и обыденным персонажам. В итоге, сегодня детектив, как и литература в целом предпочитает использовать модель предложенную Бентли.

Из предисловий

Золотым веком чаще всего называют два десятилетия между Первой и Второй мировыми войнами, однако эти рамки неоправданно сужены. Один из самых знаменитых детективных романов, обычно относимый к золотому веку, — Последнее дело Трента (Trent’s Last Case) Эдмунда Клирихью Бентли — опубликован в 1913 году. Название книги знакомо многим из тех, кто ее не читал. Значение Последнего дела Трента частично определяется тем, как уважительно приняли его тогдашние корифеи детектива, а также вниманием на дальнейшее развитие жанра. Дороти Л. Сэйерс писала, что эта книга занимает особенное место в истории детективной литературы; она блестяща, притягательна и в высшей степени оригинальна. Агата Кристи назвала ее одним из лучших детективных произведений всех времен, а Эдгар Уоллес — шедевром детективной литературы; Гилберт Кит Честертон увидел в ней лучшую детективную историю современности. Сейчас похвалы современников кажутся отчасти преувеличенными, однако роман до сих пор популярен, хоть и не так, как сразу после своего выхода, и его влияние на золотой век несомненно. Эдмунд Клирихью Бентли, написавший Последнее дело Трента между 1910 и 1912 годами, был близким другом Гилберта Честертона и его коллегой по журналистской работе. Возможно, именно Честертон уговорил приятеля написать детектив, но если так, он сам, должно быть, удивился результату. Бентли, считавший себя модернистом, презирал строгие условности классического детектива и не питал уважения к Шерлоку Холмсу. Он замыслил совершить небольшой саботаж: написать детектив, высмеивающий каноны жанра. По иронии, хотя его сыщик Трент (как и сержант Кафф в Лунном камне) не находит разгадки преступления, Бентли считается одним из основоположников, а отнюдь не разрушителем жанра.

Жертва — американский мультимиллионер, угнетатель бедных и безжалостный финансовый разбойник. Его находят в собственном поместье застреленным. Расследование ведет сыщик-любитель, художник Филипп Трент, и лишь в конце книги мы узнаем, почему это его последнее дело. Все улики честно предъявлены, а в финале читателя ждет не одно неожиданное разоблачение, а целых два. Роман необычен еще и тем, что Трент влюбляется в жену убитого, Мабель Мандерсон. В отличие от многих романистов золотого века Бентли стремился к изображению характеров не меньше, чем к созданию связной и увлекательной головоломки. Значение любовных мотивов тоже необычно. Позднейшие писатели в основном соглашались с Дороти Л. Сэйерс, что сыщик должен сосредоточить внимание на уликах и не отвлекаться на хорошеньких девушек. Оригинален роман еще и тем, что разгадка Трента, хоть и основана на доступных уликах, оказывается неверна. То, что сыщик-герой не смог распутать преступление, может быть, и против того, что многие считают первым неписаным законом жанра, однако безусловно придает Последнему делу Трента новизну.

Говоря об этом романе в своем содержательном и очень личном рассказе об истории детективного жанра, Джулиан Симонс старается понять двойственное отношение многих к Последнему делу Трента, в значительной степени вызванное контрастом между началом, с жестокой иронией повествующим об убийстве Мандерсона, и совсем другим настроением второй части. Неопределенна и характеристика Трента — временами он предстает почти комической фигурой, однако о его любви говорится со всей серьезностью, и она не отвлекает от детективной интриги, а искусно вплетена в сюжет. Тем не менее Последнее дело Трента осталось в истории не иронически-ниспровергательским произведением, а одним из самых значительных и успешных предшественников золотого века.

Ф. Д. Джеймс

 

Избранная библиография

Серия о Филипе Тренте

Trent’s Last Case, 1913 (revised 1929; также издавалась как The Woman in Black)
Trent’s Own Case, 1936 (with H. Warner Allen)
Trent Intervenes, 1938

Детективные романы вне серии

Elephant’s Work, 1950 (также издавалась как The Chill)

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий