Эвелин Энтони

Эвелин Энтони

Английская писательница Эвелин Энтони известна как автор популярных исторических детективов и шпионских романов.

Биография

Эвелин, урожденная Стивенс родилась 3 июля 1928 года в Лондоне. Отец будущей писательницы служил в разведке и занимался разработкой новейших систем вооружения. Сегодня известно, что Генри Кристиан Стивенс занимался разработкой зенитной установки «Тренер» способной прикрыть целый район от налетов вражеской авиации. Детство девочки прошло в небольших деревушках на Юго-Западном побережье Англии, где располагались секретные объекты, в которых работали учены. Поскольку школьные годы Эвелин пришлись на разгар военных действий, обучением дочери занималась мать и друзья отца, которые с удовольствием подтягивали сообразительную девчушку по математике и другим предметам школьной программы. Традиционного школьного образования Эвелин так и не получила.

Женитьба на Майкле Уорде-Томасе стала толчком не только для самостоятельной жизни, но и для первых литературных опытов. Несмотря на отсутствие традиционного образования Эвелин с успехом публиковала свои рассказы в литературных журналах. Здесь она столкнулась с проблемой. Английские традиционные литературные журналы с удовольствием печатали произведения мужчин. Читатели полагали, что только мужчины могут написать о войне стоящие произведения. Пришлось спрятаться под мужским псевдонимом. Благо имя Эвелин (в английском языке «Evelyn») в равной степени подходило не только женщинам, но и мужчинам. В качестве фамилии она выбрала имя святого Антония, основателя отшельничества, одного из самых известных монахов в католической церкви.

Настоящую популярность писательница получили после публикации в 1949 году исторических романов, благодаря тому, что писательница не просто освещала исторические события, а давала необычную интерпретацию фигуре Анны Болейн. Ее романы о вторжении Наполеона в Россию были напечатаны не только в Британии, но и в США, получили престижную премию Литературной Гильдии. Исчерпав свой интерес к прошлому, Эвелин перешла с исторической тематики на современность и принялась публиковать шпионские романы, которые отличает закрученная интрига и неожиданные развязки.

Пика популярности романов Эвелин Энтони пришелся на 70-е годы, когда по сюжету ее романа Семя Тамаринда (Финиковая косточка) был снят популярный фильм, а главные роли исполнили Омар Шариф, в роли советского военного атташе  и Джуди Эндрюс. История рассказывает о любви советского чиновника к английской женщине, во времена холодной войны.

Писательница скончалась 25 сентября 2018 года в своем поместье XVI века, где прожила большую часть своей жизни вместе с мужем, детьми и внуками.

Ее романы были переведены на русский и многие другие языки.

О творчестве

Захваченная страна

Роман Эвелин Энтони Захваченная страна (The Occupying Power) претендует на широту охвата исторических событий; писательница рассказывает о движении Сопротивления во Франции, о злодеяниях гитлеровцев и даже, перенося действие в сегодняшний день, касается вопроса об угрозе возрождения фашизма в ФРГ.

События происходят в 1944 году на территории оккупированной Франции. Бессильные противостоять ударам Советской Армии на Восточном фронте, боясь активизации англо-американских союзных войск на Западе, военно-политические лидеры фашистской Германии решают использовать последнее разработанное в научных лабораториях средство — смертоносный газ, уничтожающий все живое.

Маленькая тихая деревушка Сент-Блез, расположенная неподалеку от Парижа, избрана местом проведения эксперимента. Выбор не случаен: большинство жителей Сент-Блеза, отказавшись от борьбы с врагом, предпочитают спокойно отсиживаться в своих домах. Такую же позицию занимает и граф Жан де Бернар, владелец замка.

Внезапное появление Роджера Сейведжа, посланного в Сент-Блез англо-американским командованием с заданием вывести из строя лабораторию немцев, решительно меняет атмосферу в Сент-Блезе. Спокойному и безмятежному существованию жителей деревушки приходит конец. Разъяренные уничтожением лаборатории и убийством генерала Брюля — главного гитлеровского эксперта по изготовлению смертоносного оружия, — представители оккупационных властей намереваются поголовно истребить всех детей деревни. Однако изуверский замысел волею случая становится известен в замке, а затем и в деревушке. Стремясь защитить жизнь своих детей, жители с оружием в руках выступают на борьбу с карателями-эсэсовцами. Во главе восставших — осознавший порочность своей позиции невмешательства Жан де Бернар и, конечно, Роджер Сейведж.

В романе легко улавливаются проамериканские симпатии писательницы, что в конечном итоге приводит к серьезному нарушению исторической правды. Все надежды на освобождение Франции персонажи романа связывают с американцами, словно забытая, что судьба войны, а значит, и судьба завтрашней Франции определяется развитием событий на Восточном фронте, где Советская Армия громит гитлеровские полчища. Вдохновителями и организаторами Сопротивления французских крестьян оказываются заокеанский вестник Роджер Сейведж и Луиза де Бернар — жена графа де Бернара, американка по происхождению.

Луиза де Бернар, женщина решительная и смелая, горячо преданная тем, кого она любит, по мысли Энтони, олицетворяет героиню французского Сопротивления. Она мучительно переживает нравственное падение своего мужа. Именно ей удается вдохнуть в него, не говоря уже о пассивных крестьянах, веру в возможность победы. Такова в изображении Энтони картина французского движения Сопротивления.

Портрет Роджера Сейведжа выписан в традиции англо-американских боевиков. Сейведж действует как автомат — быстро, точно, он неумолим, бесстрашен и непобедим. Даже попытка писательницы психологически мотивировать его участие в борьбе личным горем (он мстит фашистам за погибшую в печах Освенцима семью) не снимает с его образа налета голливудского глянца.

Наибольшей исторической достоверностью отмечены те страницы книги, где Эвелин Энтони изображает представителей оккупационных властей. Писательница акцентирует общие, всем им присущие черты, обусловленные идеологией и психологией фашизма. И прежде всего звериную жестокость. Таков майор Хайнц Минден — ученый-биохимик, работающий над созданием смертоносного газа. Во имя победы германского оружия этот нацист-фанатик готов принести в жертву миллионы человеческих жизней.

Антигуманную сущность фашизма воплощает в книге и эсэсовский генерал Адольф Виркен, послужной список которого насчитывает тысячи замученных в России людей. По своей жестокости допросы, которые вел Виркен, превышали даже нормы гестапо, — лаконично замечает писательница. Не менее отвратительна и фигура генерала Брюля — убежденного нациста в профессорской мантии, проводящего научные эксперименты с чудовищным удушающим газом на беззащитных узниках Освенцима.

Когда же писательница обращается к проблеме угрозы возрождения фашизма в сегодняшней ФРГ (действие книги доведено до наших дней), тема эта начинает звучать весьма облегченно. Западногерманские адвокаты, пытаясь обелить арестованного уже в наши дни и преданного суду как военного преступника Миндена, изображают его далеким от политической жизни кабинетным ученым, чуть ли не великомучеником, стремятся всячески унизить и очернить Луизу де Бернар, а в ее лице (вспомним, что именно так французского Сопротивления. Создается впечатление что эпизод этот, который в иной трактовке мог бы зазвучать как серьезное обвинение определенным политическим кругам в нынешней ФРГ, нужен писательнице лишь для того, чтобы очередной раз отметить ловкость вездесущего Роджера Сейведжа. Лишь его своевременное вмешательство спасает Луизу от оскорблений и шантажа со стороны западногерманских судебных властей.

Использовав традиционные приемы военно-приключенческого жанра с острой динамичной интригой, с одной стороны, и нравоописательной психологической прозы — с другой, писательница создала роман, не выходящий за рамки весьма распространенной на Западе литературы, в которой трагические, исполненные огромного исторического значения трагические, исполненные огромного исторического значения в Европе служат захватывающим материалом для создания заурядного боевика совершенно определенной политической направленности.

Как известно из статистики, большой популярностью среди английских (и не только английских) читателей пользуются сегодня мемуарно-биографические и документально-художественные произведения. Тема второй мировой войны —  одна из доминирующих в литературе этого типа. Ее популярность стала причиной того, что даже сугубо беллетристические произведения порой подделываются под документ, чтобы тем самым достичь видимости достоверности.

В. Рубчинский

Современная художественная литература
за рубежом № 1 (109), 1975

Избранная библиография

Не злословь царя (Curse Not the King , 1954)
Орлы летают высоко (Far Flies The Eagle, 1955)
Анна Болейн (Anne Boleyn, 1957)
Королева Виктория. Виктория и Альберт (Victoria and Albert, 1958)
Елизавета I (Elizabeth, 1960)
Вся королевская рать (All the Queen’s Men, 1960)
Король Чарльз (Charles the King, 1961)
Кландара (Clandara, 1963)
Французская невеста (The French Bride, 1964)
Наследница (The Heiress, 1964)
Валентина (Valentina, 1966)
Рандеву (The Rendezvous, 1967)
Легенда (The Legend, 1969)
Убийца Ассассин (The Assassin, 1970)
Финиковая косточка (The Tamarind Seed, 1971)
Наследие Поелленберга (The Poellenberg Inheritance, 1972)
Захваченная страна (The Occupying Power, 1973) также издавался как Незнакомец у ворот (Stranger at the Gates)
Выстрелы в Замке Маласпига (The Malaspiga Exit, 1974)
Персидский выкуп (The Persian Ransom, 1975)
Серебряный сокол (The Silver Falcon, 1977)
Возвращение (The Return, 1978)
Могила правды (The Grave of Truth, 1979)
Перебежчик (The Defector, 1980)
Дорога мертвых (The Avenue of the Dead, 1981)
Альбатрос (Albatross, 1982)
Компания святых (The Company of Saints, 1983)
Голоса на ветру (Voices in the Wind, 1985)
Нет врагов, кроме времени (No Enemy But Time, 1987)
Дом Виндекара (The House of Vandekar, 1988)
Алая нить (The Scarlet Thread, 1989)
Реликвия (The Relic, 1991)
Кукольный домик (The Doll’s House, 1992)
Экспозиция (Exposure, 1994)
Наследница (The Heiress, 1994)
Кровавые камни (Bloodstones, 1995)
Сомнительное наследство (A Dubious Legacy, 2002)
Кодовое слово Янус (Codeword Janus, 2002)
В постели с врагом (Sleeping with the Enemy, 2003)
Предательство (Betrayal, 2004)
Никакого сопротивления (No Resistance, 2004)
Игры разума (Mind Games, 2005)
Перебежчик (The Defector, 2015)
Дорога мертвых (The Avenue of the Dead, 2015)
Компания святых (The Company of the Saints, 2015)
Принц бунтарь (Rebel prince, 2015)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика