Формула Форсайта

Фредерик Форсайт является автором триллеров, которые основаны на исторических событиях. Его романы — это художественный срез реальной жизни в данном месте, в данное время. Быль переплетается с вымыслом таким образом, что читатель иногда не в состоянии определить, где начинается одно и заканчивается другое. Форсайт использует свое мастерство журналиста, создавая в своих произведениях эффект присутствия для читателя. В целом его стиль также близок к журналистике: четкие, информативные и ясные абзацы прекрасно передают суть повествования.

Формула Форсайта

Хотя каждая работа Форсайта безусловно является индивидуальным произведением, можно, все же, выделить некоторые сходные момент, которые дают представление о формуле успеха автора. У Форсайта всегда присутствует энергичный и решительный герой, имеющий определенные разногласия с официальным истеблишментом; всегда присутствует исторический фон, который часто используется для того, чтобы поставить героя в определенные исторические ситуации, ввести в контакт с известными историческими лицами; очень часто Форсайт дает весьма детальные описания ситуаций, техники, процессов, что придает повествованию эффект подлинности; ну и наконец прекрасные сюжеты. напоминающие огромные разрезные головоломки, состоящие из казалось бы совершенно не связанных между собой событий или действий. Другие авторы используют как правило одну или несколько частей из такого набора, Форсайта же отличает постоянное применение его в полном комплекте.

Герои Форсайта в чем-то напоминают самого автора в том возрасте, в котором он начал свое творчество. Им всегда около тридцати лет, они энергичны и умны. Они не любят дураков, особенно если эти дураки занимают в общественной иерархии положение выше, чем сам герой. Однако Форсайт не выступает ярым противником Истеблишмента и на каждого дурака приходится человек, который верит, доверяет или помогает герою. Таким образом, Истеблишмент у Форсайта не является ни воплощение зла, ни олицетворением добра, он просто имеет обычное человеческое лицо. Тем не менее, герою приходится не только преодолевать сопротивление различных мерзавцев и, подчас, бороться с теми, кто на его стороне. К счастью, герой всегда человек действия, не связан какими-либо обязательствами или условностями и потому он побеждает.

В первых романах Форсайта именно герой является движущей силой сюжета и на нем сконцентрировано все внимание. Заместитель комиссара Клод Лебель в романе День Шакала является образцом профессионального детектива; а его антагонист Шакал является образцом профессионального убийцы. Только они оба в состоянии оценить в полной мере профессионализм другого; и только Лебель может противостоять действиям Шакала. Питер Миллер в романе Досье Одесса является высококомпетентным криминальным репортером, который с исключительным упорством и вопреки оппозиции официальных кругов борется с жестоким профессионализмом ОДЕССЫ, представляющей собой немецкую организацию бывших эсэсовцев, стремящихся подорвать само существование еврейского государства. Кэт Шеннон — наемник-идеалист, работающий фактически на гигантскую корпорацию, имеющую целью свергнуть продажный африканский режим. Вместе с тем, он работает и на африканцев, помогая им обеспечить будущее своей страны.

В романа Дьявольская Альтернатива и Четвертый Протокол герои в чем-то похожи на главных действующих лиц более ранних романов, но здесь больший вес приобретают события как таковые. Адам Монро и Джон Престон также активны, как и герои предыдущих романов Форсайта, но сюжетные линии этих двух романов все же имеют тенденцию больше акцентироваться на мировом значении происходящих событий, нежели на способностях главных действующих лиц. В романе Дьявольская Альтернатива действие разворачивается на фоне грозящего голодом неурожая зерновых культур в Советском Союзе. Реакционеры из Политбюро предлагают использовать армию, чтобы силой отобрать у других стран необходимое зерно. Захват украинскими националистами нефтяного супертанкера, борьба за власть в Кремле и прекрасная русская шпионка — вот тот фон, на котором разворачиваются события.

Сюжет романа Четвертый Протокол завязывается вокруг секретного замысла некоторых кругов КГБ взорвать небольшой ядерный заряд возле базы американских ВВС в Англии. Такой инцидент позволил бы крайне левым лейбористам придти к власти в Великобритании и подорвать основы Северо-атлантического блока НАТО. И несмотря на то, что герой путешествует по всему миру для того, чтобы раскрыть заговор, в данном романе идея имеет не меньшее значение, чем сам герой.

Псы войны

В каждом своем романе Форсайт использует известные события, людей или иные реалии с тем, чтобы создать конкретный фон повествования и придать ему большую подлинность. ОАС совершила несколько покушений на Де Голля и хотя читателю прекрасно известно, что ни одно из них не было успешным, сюжетная линия романа День шакала насколько захватывающа, что читатель остается в напряжении до последних строчек книги. Секретные организации бывших эсэсовцев реально существовавшие в послевоенной Германии, также как и реально существовал капитан Эдвард Рошманн, бывший начальник концентрационного лагеря в столице Латвии Риге. Но был ли заговор такой группы лиц против государства Израиль? Роман Досье Одессы дает убедительное доказательство, что реальные события вполне моги бы развиваться так, как это описано в романе. Роман Псы Войны явился результатом озабоченности Форсайта судьбой Африканского континента, в том случае, если бы она оказалась в руках некомпетентных марксистских правителей. Сюжет романа был определен Биафрскими впечатлениями писателя и его неприятием жадности Запада, который уже на протяжении многих лет эксплуатировал африканцев. Таким образом, в отношении первых трех романов можно сказать, что Форсайт как бы подводил читателя к вопросу Может, все так и было на самом деле?

Достаточно эффектно распорядившись багажом собственных впечатлений для создания первых трех романов, Форсайт обратился к будущему. И уже следующие два романа писателя Дьявольская Альтернатива и Четвертый Протокол отражают прекрасное знание писателем предмета повествования, в них Форсайт ставит проблемы, относящиеся у будущему. В своем четвертом романе Форсайт задает вопрос, каким образом Западу следует вести себя с ортодоксальными националистическими террористическими группами и как СССР справится со своим сонмом проблем. Он представляет государственных деятелей и национальные проблемы, которые хорошо знакомы читателям, и вплетает их в сюжет. В своем пятом романе он исследует проблемы внутренней политики Великобритании, стабильности НАТО и применения ядерного оружия. И опять-таки в таком стиле, что читатель вправе спросить: Могло ли это случиться в действительности?

Повышению достоверности изложения в немалой степени способствуют детали, который Форсайт в огромном количестве предоставляет читателю. Каждая его книга это своеобразное руководство или сборник инструкций по поводу как сделать, начиная от того как организовать покушение, и кончая тем, как приготовить мазь от ожогов при загаре. И хотя иногда может показаться, что эти детали нарушают нормальный ход повествования, тем не менее они составляют необходимый аспект формулы Форсайта. При написании романа День Шакала Форсайт опросил многих убийц, лиц, занимающихся изготовлением оружия, поддельных паспортов и пр. с тем, чтобы полнее вникнуть в детали организации покушения. Роман Досье Одесса представляет собой краткий курс по организации заговоров и изготовлению бомб. Роман Псы войны подробно информирует читателя о международных финансовых махинациях, закупке и экспорте оружия, а также сравнивает траектории артиллерийских снарядов. Махинации в СССР, недостатки советской системы, нефтяные супертанкеры — вот только некоторые уроки, которые читатель может извлечь из романа Дьявольская Альтернатива. Страшный урок романа Четвертый Протокол заключается в описании инструкции по сборке атомной бомбы; еще более впечатляет записка от имени Кима Филби относительно роли Лейбористской партии в британской политике.

И, наконец, наиболее важная составляющая часть формулы Форсайта — сюжет. Каждый из его сюжетов может быть описан как головоломка или исключительно сложная машина. Перед сборкой она выглядит слишком сложной и совершенно невероятно, что кто-то может что-либо в этим понять. В романах Форсайта всегда есть спрятанный образец, по которому развиваются события и который чаще всего неизвестен даже участникам этих событий. К тому же Форсайт умело переплетает персонажи, места и события, нагнетая напряжение до тех пор, пока не будет достигнута драматическая развязка. И здесь Форсайт придерживается правила — никогда не ставить последнюю точку. Всегда остаются недосказанными несколько слов, что часто придает некоторую ироническую окраску завершению книг.

Как писатель, Форсайт считается мастером политического триллера. Его книги очень популярны, о чем свидетельствуют тиражи, которыми они выходят. Но можно ли это назвать Большой литературой? Форсайт сам так отвечает на этот вопрос:

Я писатель, который ставит своей целью продать как можно больше экземпляров своих книг с целью извлечения прибыли. Я не думаю, что мои книги будут отнесены к большой литературе или классике. Я коммерческий писатель и не строю каких-либо иллюзий по этому поводу.

Тем не менее, его творчество выделяется среди типичных образчиков этого жанра. Форсайт очень серьезно относится к самым мелким деталям, он передает информацию читателю и старается вовлечь его в создание истории, помочь осмыслить основные события послевоенных лет. Вместе с тем Форсайт не является моралистом, ибо для него не существует абсолютных истин. В заключение можно сказать, что книги Форсайта переведены почти на тридцать языков, а общий их тираж приближается к 40 миллионам экземпляров.

Добавить комментарий