Фрэнсис Дик Ричард Стенли

Фрэнсис Дик Ричард Стенли (Francis Dick Richard Stanley), pодился 31 октября 1920, близ Тенби, Уэльс). Награжден орденом Британской империи (1983). Во время Второй мировой войны служил в ВВС Великобритании. После войны был жокеем Национального комитета по конному спорту (1946-1957; до 1956 успешно выступал в соревнованиях, выиграв около 350 скачек), затем корреспондентом спортивного отдела Санди экспресс (1957-1973). Первая опубликованная книга — несколько раз переиздававшаяся автобиография Спорт королев (Sport of Queens, 1957; русский перевод в 1998). В 1973 избран президентом Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании.

Детективные романы Дика Фрэнсиса сочетают традицию английского классического детектива и авантюрного триллера. Толчком к развитию сюжета служит вопрос кто это сделал?, характерный для романа-загадки. Герой Фрэнсиса, однако, выступает не сторонним расследователем, а главным лицом детективной интриги, на его долю приходятся самые тяжелые испытания вплоть до пыток и угрозы физической расправы. Сюжетное напряжение поддерживается погонями, похищениями, их ожидание стимулируется фразами типа: Тогда я понятия не имел, чем все это кончится.

Универсальный герой Дика Фрэнсиса

Большинство романов Фрэнсиса (более 40) посвящено конному спорту, воплощению красоты, энергии и стабильности, который, однако, стал источником наживы, отчего ему грозит разрушение. Герой его детективов призван защитить красоту и восстановить справедливость.

От романа к роману меняются имя и род занятий героя. Он может быть жокеем, коннозаводчиком, пилотом, журналистом, писателем, архитектором, художником и даже кинозвездой при этом автор всегда тщательно выписывает конкретные детали профессии своего героя; может быть бедным или богатым, но от первого до последнего романа остается все тем же человеком — энергичным, неподкупным, с обостренным чувством долга и справедливости. Его стоическое мужество должен же кто-то это делать отвечает духу многих героев Эрнеста Хемингуэя. Он физически силен, умеет логически мыслить и неизменно побеждает противника, хотя и не лишен человеческих слабостей. Не меняется даже его возраст: почти во всех романах ему 30 лет с небольшим.

В сущности, это один и тот же персонаж, неизменно выступающий в роли рассказчика. В большинстве случаев он берется за расследование в силу личных обстоятельств, чтобы защитить себя и своих близких. Это не мешает ему быть детективом по натуре. В первом же романе Фрэнсиса Фаворит (Dead Cert, 1962; экранизация Т. Ричардсона, 1974; русский перевод в 1971; русская экранизация в 1976) он несколько иронично характеризуется своим отцом как прирожденный Шерлок Холмс с безошибочным нюхом на всякое жульничество. Персонаж романа Последний барьер (For Kicks, 1965; премия Серебряный кинжал Ассоциации писателей-криминалистов; русский перевод в 1980) столь умело внедряется в преступную среду, что даже получает предложение работать в английской контрразведке. Источником саспенса в романах Дика Фрэнсиса служат не столько события, сколько переживания персонажа, что проявилось, в частности, в романе Дымовая завеса (Smokescreen, 1972; в русском переводе Дьявольский коктейль, 1990; Скованный в пустыне, 1993), где убийство героя замышляется по сценарию фильма, в котором он снимался вымышленный сценарий и настоящее убийство — прием, которым нередко пользовались Агата Кристи, Найо Марш, Филис Дороти Джеймс. Психологическое мастерство писателя проявляется в умении передать состояние человеческого сознания в момент крайнего напряжения, на краю гибели, когда он испытывает страх, боль, физическое изнеможение. Непосредственная регистрация переживаемых чувств противостоит последующему рассказу о происшедшем, когда он лишь изложит сухие факты, опустив детали, ужас и пот (Расплата — Forfeit, 1969; премия Эдгара Аллана По; в русском переводе Ставка на проигрыш, 1984). В этом, как и в других романах писателя, герои сохраняют верность типично английскому культу спортивной формы, помогающей преодолеть естественные человеческие слабости.

Родословная созданного Диком Френсисом современного варианта рыцаря в романе По рукоять в опасности (То the Hilt, 1996; русский перевод в 1998) восходит к героической фигуре короля Алфреда и романтической — принца Чарлза Стюарта. Герой романа, молодой художник, разоблачает мошенников и становится на защиту чести своего древнего рода, символом которого служит украшенная драгоценными камнями рукоятка (Hilt) старинного меча. В этом скорее авантюрном, чем детективном, романе проведена метафизическая тема добра и зла, заданная англосаксонской Предсмертной песнью Беды.

О меняющейся тональности произведений Дика Фрэниса можно судить по трем его романам, публиковавшимся с разрывом в полтора десятилетия, в которых действует бывший жокей, лишившийся руки, теперь сыщик-профессионал. Первый из них — Без шансов (Odds Against, 1965; русский перевод в 1993) — ничем не отличается от тех, что Фрэнсис писал в те годы: герой проявляет чудеса мужества и побеждает отъявленных злодеев. В Висящей руке (Whip Hand, 1979; премии Эдгара Аллана По и Золотой кинжал Ассоциации писателей-криминалистов) угроза потерять вторую руку лишает его прежней непоколебимости. Тяжелее же всего ему досталась победа в романе, названном Поражение (Come to Grief, 1995). Слово печаль, входящее в идиому, означающую спортивное поражение, — ключевое в романе. Оно передает самочувствие героя, разоблачившего человека, которого он считал своим лучшим другом, и сомнение относительно границ добра и зла.

В конце 90-х годов Дик Фрэнсис вторгается в новые для него области. В центре романа Нагрузка в 10 фунтов (10 LB. Penalty, 1997) — политическая борьба за место в парламенте. В его названии, как это нередко бывает у Фрэнсиса, содержится двойной смысл — максимальный дополнительный вес, который может нести лошадь на скачках, и срок тюремного заключения за попытку убийства. В названии романа Второе дыхание (Second Wind, 1999; русский перевод в 2000), одной из сюжетных линий которого является борьба с террористами, обыгрываются выдержка героя и сила урагана, в спортивном азарте преодоленная им на самолете. В этих романах, как и в Разбитом вдребезги (Shattered, 2002), Дик Фрэнсис возвращается к канону авантюрного детектива с безусловной победой добра.

Соч.: В рус. пер.: Собрание сочинений: В 4 т. М., 1992; Скачка тринадцати. Дьявольский коктейль: Роман, рассказы. М., 2000.

Лит.: Лорд Г. Скачка жизни. М., 2002; Davis J. M. Dick Francis. Boston, 1989.

А. Саруханян

Добавить комментарий