vldmrvch.ru

Фрэнсис Дик Ричард Стенли

Фрэнсис Дик Ричард Стенли (Francis Dick Richard Stanley), pодился 31 октября 1920, близ Тенби, Уэльс). Награжден орденом Британской империи (1983). Во время Второй мировой войны служил в ВВС Великобритании. После войны был жокеем Национального комитета по конному спорту (1946-1957; до 1956 успешно выступал в соревнованиях, выиграв около 350 скачек), затем корреспондентом спортивного отдела Санди экспресс (1957-1973). Первая опубликованная книга — несколько раз переиздававшаяся автобиография Спорт королев (Sport of Queens, 1957; русский перевод в 1998). В 1973 избран президентом Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании.

Детективные романы Дика Фрэнсиса сочетают традицию английского классического детектива и авантюрного триллера. Толчком к развитию сюжета служит вопрос кто это сделал?, характерный для романа-загадки. Герой Фрэнсиса, однако, выступает не сторонним расследователем, а главным лицом детективной интриги, на его долю приходятся самые тяжелые испытания вплоть до пыток и угрозы физической расправы. Сюжетное напряжение поддерживается погонями, похищениями, их ожидание стимулируется фразами типа: Тогда я понятия не имел, чем все это кончится.

Универсальный герой Дика Фрэнсиса

Большинство романов Фрэнсиса (более 40) посвящено конному спорту, воплощению красоты, энергии и стабильности, который, однако, стал источником наживы, отчего ему грозит разрушение. Герой его детективов призван защитить красоту и восстановить справедливость.

От романа к роману меняются имя и род занятий героя. Он может быть жокеем, коннозаводчиком, пилотом, журналистом, писателем, архитектором, художником и даже кинозвездой при этом автор всегда тщательно выписывает конкретные детали профессии своего героя; может быть бедным или богатым, но от первого до последнего романа остается все тем же человеком — энергичным, неподкупным, с обостренным чувством долга и справедливости. Его стоическое мужество должен же кто-то это делать отвечает духу многих героев Эрнеста Хемингуэя. Он физически силен, умеет логически мыслить и неизменно побеждает противника, хотя и не лишен человеческих слабостей. Не меняется даже его возраст: почти во всех романах ему 30 лет с небольшим.

В сущности, это один и тот же персонаж, неизменно выступающий в роли рассказчика. В большинстве случаев он берется за расследование в силу личных обстоятельств, чтобы защитить себя и своих близких. Это не мешает ему быть детективом по натуре. В первом же романе Фрэнсиса Фаворит (Dead Cert, 1962; экранизация Т. Ричардсона, 1974; русский перевод в 1971; русская экранизация в 1976) он несколько иронично характеризуется своим отцом как прирожденный Шерлок Холмс с безошибочным нюхом на всякое жульничество. Персонаж романа Последний барьер (For Kicks, 1965; премия Серебряный кинжал Ассоциации писателей-криминалистов; русский перевод в 1980) столь умело внедряется в преступную среду, что даже получает предложение работать в английской контрразведке. Источником саспенса в романах Дика Фрэнсиса служат не столько события, сколько переживания персонажа, что проявилось, в частности, в романе Дымовая завеса (Smokescreen, 1972; в русском переводе Дьявольский коктейль, 1990; Скованный в пустыне, 1993), где убийство героя замышляется по сценарию фильма, в котором он снимался вымышленный сценарий и настоящее убийство — прием, которым нередко пользовались Агата Кристи, Найо Марш, Филис Дороти Джеймс. Психологическое мастерство писателя проявляется в умении передать состояние человеческого сознания в момент крайнего напряжения, на краю гибели, когда он испытывает страх, боль, физическое изнеможение. Непосредственная регистрация переживаемых чувств противостоит последующему рассказу о происшедшем, когда он лишь изложит сухие факты, опустив детали, ужас и пот (Расплата — Forfeit, 1969; премия Эдгара Аллана По; в русском переводе Ставка на проигрыш, 1984). В этом, как и в других романах писателя, герои сохраняют верность типично английскому культу спортивной формы, помогающей преодолеть естественные человеческие слабости.

Родословная созданного Диком Френсисом современного варианта рыцаря в романе По рукоять в опасности (То the Hilt, 1996; русский перевод в 1998) восходит к героической фигуре короля Алфреда и романтической — принца Чарлза Стюарта. Герой романа, молодой художник, разоблачает мошенников и становится на защиту чести своего древнего рода, символом которого служит украшенная драгоценными камнями рукоятка (Hilt) старинного меча. В этом скорее авантюрном, чем детективном, романе проведена метафизическая тема добра и зла, заданная англосаксонской Предсмертной песнью Беды.

О меняющейся тональности произведений Дика Фрэниса можно судить по трем его романам, публиковавшимся с разрывом в полтора десятилетия, в которых действует бывший жокей, лишившийся руки, теперь сыщик-профессионал. Первый из них — Без шансов (Odds Against, 1965; русский перевод в 1993) — ничем не отличается от тех, что Фрэнсис писал в те годы: герой проявляет чудеса мужества и побеждает отъявленных злодеев. В Висящей руке (Whip Hand, 1979; премии Эдгара Аллана По и Золотой кинжал Ассоциации писателей-криминалистов) угроза потерять вторую руку лишает его прежней непоколебимости. Тяжелее же всего ему досталась победа в романе, названном Поражение (Come to Grief, 1995). Слово печаль, входящее в идиому, означающую спортивное поражение, — ключевое в романе. Оно передает самочувствие героя, разоблачившего человека, которого он считал своим лучшим другом, и сомнение относительно границ добра и зла.

В конце 90-х годов Дик Фрэнсис вторгается в новые для него области. В центре романа Нагрузка в 10 фунтов (10 LB. Penalty, 1997) — политическая борьба за место в парламенте. В его названии, как это нередко бывает у Фрэнсиса, содержится двойной смысл — максимальный дополнительный вес, который может нести лошадь на скачках, и срок тюремного заключения за попытку убийства. В названии романа Второе дыхание (Second Wind, 1999; русский перевод в 2000), одной из сюжетных линий которого является борьба с террористами, обыгрываются выдержка героя и сила урагана, в спортивном азарте преодоленная им на самолете. В этих романах, как и в Разбитом вдребезги (Shattered, 2002), Дик Фрэнсис возвращается к канону авантюрного детектива с безусловной победой добра.

Соч.: В рус. пер.: Собрание сочинений: В 4 т. М., 1992; Скачка тринадцати. Дьявольский коктейль: Роман, рассказы. М., 2000.

Лит.: Лорд Г. Скачка жизни. М., 2002; Davis J. M. Dick Francis. Boston, 1989.

А. Саруханян

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе