Детективная дюжина Джорджет Хейер

Англичанка Джорджет Хейер (1902—1973) русским поклонникам детективного жанра, по-английски не читающим, практически неизвестна. Ее детективные романы на русский язык переводились мало, да и имени писательницы не найти в многочисленных ныне статьях, обзорах и книгах по истории и теории детектива — как переводных, так и отечественных.

Детективная дюжина Джорджет Хейер

Между тем творчество Хейер если не самая захватывающая, то достаточно своеобразная глава в той практической истории детективного жанра, что полтора столетия с лишним создается усилиями обширного коллектива авторов во всех странах нашей весьма криминальной планеты.

Хейер рано почувствовала вкус к писательству. Ее первый роман-мелодрама Черный мотылек появился в 1921 году, а опубликованный в 1926 году роман Эти старые тени был издан тиражом в 19 000 экземпляров, что по тем временам считалось неимоверным успехом и позволило ей полностью отдаться литературной карьере.

Детектив конан-дойловского образца переживал в те времена, что называется, второе рождение, и Хейер, продолжая работать в жанре исторической мелодрамы, попробовала себя и в детективе. Роман-дебют Шаги в темноте (1932) в смысле читательского приема не принес автору огорчений, и за ним последовали Зачем стрелять в дворецкого (1932) и Неразгаданная улика (1934). Успех же несомненный, настоящий пришел к Хейер годом позже, когда увидел свет роман Смерть в колодках, получивший хорошую прессу, в том числе в Таймс и Таймс литерари саплмент. В этом романе впервые появился детективный дуэт — суперинтендант Ханнасайд и сержант Хемингуэй, с победами которых связаны и детективные победы Хейер.

Она работала в рамках того самого доброго старого канона интеллектуального детектива, что и ее более именитые современницы Агата Кристи и Дороти Сейерс. Как и полагается по правилам этого канона, преступник (убийца) определяется путем дедукции, является не человеком со стороны, а членом добропорядочного общества и меньше прочих персонажей подозревается доверчивым читателем.

Сюжеты двенадцати детективных романов Хейер большей частью являют собой вариации на тему убийства в загородном особняке (или пригороде, где живут люди состоятельные). Действующие лица — представители верхнего слоя британского общества, и социальные будни с их многочисленными проблемами — в полном соответствии с традициями интеллектуального детектива — оказываются вне поля зрения автора.

Если бы вклад Хейер в развитие жанра только и ограничивался послушным следованием общепринятому, ее произведения и впрямь можно было бы считать не заслуживающими внимания сегодняшнего искушенного и привередливого читателя, тем более что она не стремилась поразить бурной эстетикой насилия и шквалом сильных чувств. Зато в ее книгах есть другое и весьма ценное свойство. Она умело и со вкусом изображала социальную элиту, весьма иронически комментируя жизнь общества, где понятия мораль и хорошие манеры сближаются до неразличимости. В этом смысле далеко не случайно иные знатоки английской словесности сравнивали ее с таким великим мастером иронического комментария, как Джейн Остин. Ну а из современников несомненно близки ей в детективной прозе Дороти Сейерс, а в юмористической — П. Г. Вудхауз.

Чувство комического, умение услышать диалог и подметить в нем смешные черточки придает книгам Хейер колорит, нечасто присутствующий в детективах. Ее книги можно перечитывать по нескольку раз, не теряя удовольствия. Если все в произведениях подчинено финалу, где будет объявлено, кто убил, вторичное прочтение порой выглядит совершенно бессмысленным — читатель перечитывает ну разве что от полного отсутствия иного чтения. Но если в детективе есть живые характеры, если детективное напряжение получает комическую разрядку, не превращаясь в пародию (нет ничего унылее очередной, миллионной пародии на Шерлока Холмса), тогда вещь можно с удовольствием перечитывать. Если Хейер уступает Агате Кристи в умении сплести криминальный клубок, то Агата Кристи, пожалуй, уступает Хейер в смысле мастерства изображения нравов (что бы ни говорили о Королеве Детектива, ее персонажи слишком уж картоны и изъясняются сплошными клише) — Хейер может и прописные истины сделать уморительными, как происходит в романе Тупое орудие (1938), да и злоумышленник там почти по-агатовски совершенно неожиданное, вне подозрений находившееся (по крайней мере для автора этого предисловия) лицо.

Опубликовав в 1953 году роман Расследование без конца, Хейер больше не возвращалась к детективному жанру, работая исключительно в области исторической мелодрамы. Тем не менее ее литературная репутация в первую очередь основана на ее детективной дюжине. Там есть не только симпатичные детективы Ханнасайд и Хемингуэй, дослужившийся, кстати, дослужившийся, кстати, до суперинтенданта, противоречивые улики и загадка с разгадкой, но также юмор, изящество, чувство меры — словом, то, что у нас издавна ассоциируется с типично английской литературной манерой.

С. Белов 
Предисловие к сборнику Д. Хейер

Добавить комментарий