Джорджетт Хейер

Английская писательница Джорджетт Хейер известна как автор популярных классических детективов и не менее популярных исторических романов эпохи Регентства.

Биография

Джорджетт Хейер (Georgette Heyer) родилась 16 августа 1902 года в Уимблдоне. Она была старшим ребенком в семье Джорджа Хейера и Сильвии Уоткинс. Предки Джорджетт были эмигрантами из России, а ее отец работал преподавателем в Кингс Колледж Скул, поэтому он определил Джорджетт в Вестминстерский колледж в Лондоне. После она посещала ряд дневных школ, но из-за негативного отношения в обществе к пользе высшего образования для женщин, так и не смогла посещать университет. В одном из своих ранних романов (ЕленаHelen, 1928) писательница рассказывает от лица своей главной героини о тесных отношениях с отцом.

Свое первое произведение Джорджетт написала еще до замужества, роман Черный мотылек (The Black Moth) опубликованный в 1921 был написан в жанре любовно-приключенческого романа, а действие происходило во времена Регентства. И хотя Джорджетт на тот момент было еще только девятнадцать, роман был хорошо принят читателями, а юная сочинительница взялась за систематическое написание романов. Настоящими проводниками в мире издательского бизнеса и средневековой истории стали родители ее детских подруг: Джоанн Кеннан была дочерью одного из руководителей Оксфорд Пресс, а Кэрол Оман — дочерью известного историка.

В 1925 году она вышла замуж за Джорджа Рональда Ружьера, с которым писательница была знакома с 1920 года. Но счастливое событие случилось только, спустя два месяца после смерти отца Джорджетт. Первые годы после женитьбы Джордж работал на Кавказе, он уговорил Джорджетт остаться в Лондоне. Но писательница не захотела оставить супруга и вместе с ним три года прожила в Восточной Африке, а затем два года в Македонии. Но нигде Джордж не смог реализовать себя и заработать приличный капитал, а потому разочаровавшись, семья вернулась в Англию. Джордж решил исполнить свою юношескую мечту и стать юристом, но на практике это желание смог выполнить сын Джорджа и Джорджетт, который стал юристом и Королевским Советником.

Поначалу она выпускала один роман в два года, но набив руку в 50-е годы смогла выдавать по два романа в год. Впрочем успех к Джорджетт Хейер пришел еще в 1926 году, когда ее роман Эти старые оттенки (These Old Shades) без рекламной кампании был продан тиражом 190 тысяч экземпляров. Следующий писательский успех к Джорджетт пришел с публикацией ее романа Шаги в темноте (Footsteps in the Dark), выход которого в 1932 году совпал с рождением ее первого сына.

Успех романов Джорджетт совпал с периодом Великой депрессии, затронувшей не только Америку, но и Англию. Неплохие доходы от продажи книги помогли Рональду открыть спортивный магазин. Муж писательницы принимал самое непосредственное участие в работе над романами, являясь первым читателем и критиком. Рональд помогал оттачивать стиль и выстраивать композицию. Всю свою жизнь Джорджетт слышала главным образом лишь критические замечания своего мужа, поскольку литературные критики старательно избегали популярный жанр, в котором работала Хейер стороной. И за все время ее жизни, несмотря на широкую популярность английская писательница не смогла получить критическую оценку своему творчеству.

Джорджетт Хейер скончалась 4 июля 1974 года.

О творчестве

Действие большинства романов английской писательницы происходит в эпоху Регентства (9-летний период в начале XVII века, когда Англией правил Георг IV по причине недееспособности его отца, к этому периоду относится рассвет английской культуры), иногда отвлекаясь на другие исторические периоды. Романы Джорджетт Хейер отличаются большой точностью в воспроизведении исторических деталей, стоит указать тот факт, что на момент смерти в библиотеке писательницы было порядка 1000 энциклопедий и исследовательских монографий посвященных исторической тематике.

Большинство ее произведений написаны в жанре любовного романа, но Хейер часто добавляет к любовному сюжету детективную или приключенческую интригу. А в 1931 году она выпускает свой первый детектив Следы в темноте. Выход романа совпал с рождением ее первого сына Ричарда. После этого она публикует по детективу в год, но продажи ее детективов не идут ни в какое сравнение с популярностью любовных романов, поэтому она пытается комбинировать оба жанра в одно произведение. Среди ее романов сочетанием любовной интриги и детективным сюжетом отличаются: Роковое кольцо, Зов сердец, Звонок в ворота.

Жанр детектива неожиданно получил широкую популярность в 30-е годы прошлого века, во времена когда все зачитывались романами Агаты Кристи, Марджери Эллингем, Дороти Сэйерс и Найо Марш. Хейер также пыталась подключиться к этому успешному квартету. Одним из самых известных исторических детективов Джорджетт Хейер стал роман Клуб дьявола (Devil’s Cub, 1932).

Двенадцать детективных романов Джорджетт Хейер являются вариацией популярного сюжета об убийстве в загородном доме. Как и в популярных исторических романах действие происходит среди хорошо воспитанной, богатой аристократической верхушки. Все романы Хейер представляют собой остроумные комедии нравов, где умело сочетается загадка и мораль, высмеиваются женщины желающие выйти за пределы своего социального круга, использующие молодость и красоту как средство. И хотя все детективы английской писательницы завершаются раскрытием загадки и обнаружением убийцы, не менее важным является мотив женитьбы, романтической линии приводящей к браку.

Сегодня критики и исследователи наследия Джорджетт Хейер отмечают не только великолепное владением историческим материалом, но и талантливое умение передать юмористические оттенки в диалогах, характеры героев в чреде романтических сцен. Английские исследователи отмечают, что до сих пор не все романы этой писательницы были опубликованы, а следовательно читатели могут надеяться еще на новые встречи с ее творчеством.

Из статей

Детективная дюжина Джорджет Хейер

Англичанка Джорджет Хейер (1902—1973) русским поклонникам детективного жанра, по-английски не читающим, практически неизвестна. Ее детективные романы на русский язык переводились мало, да и имени писательницы не найти в многочисленных ныне статьях, обзорах и книгах по истории и теории детектива — как переводных, так и отечественных.

Между тем творчество Хейер если не самая захватывающая, то достаточно своеобразная глава в той практической истории детективного жанра, что полтора столетия с лишним создается усилиями обширного коллектива авторов во всех странах нашей весьма криминальной планеты.

Хейер рано почувствовала вкус к писательству. Ее первый роман-мелодрама Черный мотылек появился в 1921 году, а опубликованный в 1926 году роман Эти старые тени был издан тиражом в 19 000 экземпляров, что по тем временам считалось неимоверным успехом и позволило ей полностью отдаться литературной карьере.

Детектив конан-дойловского образца переживал в те времена, что называется, второе рождение, и Хейер, продолжая работать в жанре исторической мелодрамы, попробовала себя и в детективе. Роман-дебют Шаги в темноте (1932) в смысле читательского приема не принес автору огорчений, и за ним последовали Зачем стрелять в дворецкого (1932) и Неразгаданная улика (1934). Успех же несомненный, настоящий пришел к Хейер годом позже, когда увидел свет роман Смерть в колодках, получивший хорошую прессу, в том числе в Таймс и Таймс литерари саплмент. В этом романе впервые появился детективный дуэт — суперинтендант Ханнасайд и сержант Хемингуэй, с победами которых связаны и детективные победы Хейер.

Она работала в рамках того самого доброго старого канона интеллектуального детектива, что и ее более именитые современницы Агата Кристи и Дороти Сейерс. Как и полагается по правилам этого канона, преступник (убийца) определяется путем дедукции, является не человеком со стороны, а членом добропорядочного общества и меньше прочих персонажей подозревается доверчивым читателем.

Сюжеты двенадцати детективных романов Хейер большей частью являют собой вариации на тему убийства в загородном особняке (или пригороде, где живут люди состоятельные). Действующие лица — представители верхнего слоя британского общества, и социальные будни с их многочисленными проблемами — в полном соответствии с традициями интеллектуального детектива — оказываются вне поля зрения автора.

Если бы вклад Хейер в развитие жанра только и ограничивался послушным следованием общепринятому, ее произведения и впрямь можно было бы считать не заслуживающими внимания сегодняшнего искушенного и привередливого читателя, тем более что она не стремилась поразить бурной эстетикой насилия и шквалом сильных чувств. Зато в ее книгах есть другое и весьма ценное свойство. Она умело и со вкусом изображала социальную элиту, весьма иронически комментируя жизнь общества, где понятия мораль и хорошие манеры сближаются до неразличимости. В этом смысле далеко не случайно иные знатоки английской словесности сравнивали ее с таким великим мастером иронического комментария, как Джейн Остин. Ну а из современников несомненно близки ей в детективной прозе Дороти Сейерс, а в юмористической — П. Г. Вудхауз.

Чувство комического, умение услышать диалог и подметить в нем смешные черточки придает книгам Хейер колорит, нечасто присутствующий в детективах. Ее книги можно перечитывать по нескольку раз, не теряя удовольствия. Если все в произведениях подчинено финалу, где будет объявлено, кто убил, вторичное прочтение порой выглядит совершенно бессмысленным — читатель перечитывает ну разве что от полного отсутствия иного чтения. Но если в детективе есть живые характеры, если детективное напряжение получает комическую разрядку, не превращаясь в пародию (нет ничего унылее очередной, миллионной пародии на Шерлока Холмса), тогда вещь можно с удовольствием перечитывать. Если Хейер уступает Агате Кристи в умении сплести криминальный клубок, то Агата Кристи, пожалуй, уступает Хейер в смысле мастерства изображения нравов (что бы ни говорили о Королеве Детектива, ее персонажи слишком уж картоны и изъясняются сплошными клише) — Хейер может и прописные истины сделать уморительными, как происходит в романе Тупое орудие (1938), да и злоумышленник там почти по-агатовски совершенно неожиданное, вне подозрений находившееся (по крайней мере для автора этого предисловия) лицо.

Опубликовав в 1953 году роман Расследование без конца, Хейер больше не возвращалась к детективному жанру, работая исключительно в области исторической мелодрамы. Тем не менее ее литературная репутация в первую очередь основана на ее детективной дюжине. Там есть не только симпатичные детективы Ханнасайд и Хемингуэй, дослужившийся, кстати, дослужившийся, кстати, до суперинтенданта, противоречивые улики и загадка с разгадкой, но также юмор, изящество, чувство меры — словом, то, что у нас издавна ассоциируется с типично английской литературной манерой.

С. Белов
Предисловие к сборнику Д. Хейер

Избранная библиография

Серия об инспекторе Хемингуэйе

Убийство в Эшли-Грин (Death in the Stocks, 1935), также издавался как Merely Murder
Осторожно, яд! (Behold Here’s Poison!, 1936)
Найден мертвым (They Found Him Dead, 1937)
Тупое орудие (A Blunt Instrument, 1938)
Так убивать нечестно! (No Wind of Blame, 1939), также издавался под названиями Никто не виноват и Ни дуновения обвинения
Рождественский кинжал (Envious Casca, 1941)
Убийства на Чарлз-стрит (Duplicate Death, 1951)
Неоконченное расследование (Detection Unlimited, 1953), также издавался под названием Всеобъемлющее расследование и Кому помещал Сэмпсон Уорренби?

Детективные романы вне серий

Шаги в темноте (Footsteps in the Dark, 1932)
Зачем убивать дворецкого? (Why Shoot a Butler?, 1933)
Лакомый кусочек (The Unfinished Clue, 1934)
Убийство Адама Пенхаллоу (Penhallow, 1942)

Исторические романы

1921-1930

The Black Moth, 1921
Instead of the Thorn, 1923
Powder and Patch, 1923 (also known as The Transformation of Philip Jettan)
The Great Roxhythe, 1923
Simon the Coldheart, 1925
These Old Shades, 1926
Helen, 1928
The Masqueraders, 1928
Beauvallet, 1929
Pastel, 1929
Barren Corn, 1930

1931-1940

The Conqueror, 1931
Devil’s Cub, 1932
The Convenient Marriage, 1934
Regency Buck, 1935
The Talisman Ring, 1936
An Infamous Army, 1937
Royal Escape, 1938
The Corinthian, 1940
The Spanish Bride, 1940

1941-1950

Beau Wyndham, 1941
Faro’s Daughter, 1941
Friday’s Child, 1944
The Reluctant Widow, 1946
The Foundling, 1948
Arabella, 1949
The Grand Sophy, 1950

1951-1960

The Quiet Gentleman, 1951
Cotillion, 1953
The Toll-Gate, 1954
Bath Tangle, 1955
Sprig Muslin, 1956
April Lady, 1957
Sylvester: Or, The Wicked Uncle, 1957
Venetia, 1958
The Unknown Ajax, 1959

1961-1975

A Civil Contract, 1961
The Nonesuch, 1962
False Colours, 1963
Фредерика (Frederica, 1965)
Black Sheep, 1966
Cousin Kate, 1968
Charity Girl, 1970
Lady of Quality, 1972
My Lord John, 1975

Сборники рассказов

Pistols for Two, and Other Stories, 1960

Радио-постановки

The Toll-Gate, 1974

Добавьте комментарий