Хелен Макиннес

Хелен Макиннес

Хелен Макиннес — автор двадцать одного шпионского романа, которые стали международными бестселлерами и покорили читателей многих стран мира.

Хелен Макиннес. Биография

Хелен Кларк Макиннес (Helen Clark MacInnes) родилась 7 октября 1907 года в Глазго (Шотландия). Она была воспитана родителями в рамках строгой протестантской традиции. Получила образование в Университете Глазго, а затем в Университетском колледже в Лондоне, став специалистом библиотечного дела.

22 сентября 1932 года вышла замуж за Гилберта Хайгета. Поскольку Хелен хорошо владела несколькими европейскими языками, она помогала мужу в работе над переводами с немецкого, которые Гилберт делал по заданию Секретной службы, а также из желания заработать на летний круиз по Европе.

Одновременно с этим, Хелен работала в библиотеке университета Глазго, над каталогизацией коллекции Фергюсона. Она успевает заниматься теннисом, слушать музыку и запоем читает. В этот период ее особенно привлекает история английской литературы.

Не только знакомство с секретными документами, и тревожными прогнозами о развитии фашизма в Германии, но также личные наблюдения и разговоры с мужем о природе нацизма и подоплеке происходивших в мире событий, позволили Макиннес глубоко прочувствовать и распознать природу нацистской тирании и частности немецкого шпионажа.

Когда Гилберт ознакомился с записями жены и ее наблюдениями о мировых процессах, он стал активно поощрять и вдохновлять ее к написанию первого романа Вне подозрений (Above Suspicion), который вышел в трагический 1941 год. Макиннес в первом произведении рисует конфликт между мирным домоседом и агрессивным захватчиком, которого нужно выгнать.

В это же время, ее муж был приглашен для преподавания в Колумбийский университет, и молодая пара отправилась в Америку. Здесь у Хелен родился мальчик, первый ребенок в семье и здесь же она впервые серьезно взялась за литературную работу. Хелен и Гилберт до конца жизни сохранили два места жительства — в Америке и Англии, а также после завершения войны смогли посетить большинство мест, о которых Макиннес пишет в своих романах.

Английская писательница является автором 21 романа, которые неизменно становились бестселлерами и были изданы общим тиражом 23 миллиона экземпляров. Некоторые из ее сюжетов стали основой для экранизаций. Романы Хелен Макиннес были переведены на 22 языка, к сожалению, русские издатели проигнорировали творчество этой великолепной писательницы.

Хелен Макиннес называют королевой шпионского триллера. Ее имя считается у издателей синонимом увлекательного, напряженного романа. Писательница очень умело совмещает развлекательный и информативный стили, не позволяя читателям отвлекаться от чтения ее историй.

Вопросы которые поднимает писательница, вдохновлены актуальными мировыми событиями. В ее книгах обсуждаются не только эпизоды Второй мировой войны, но и коммунистическая диктатура, террористическая угроза. Сильное влияние на литературный стиль английской писательницы оказали работы Джорджа Оруэлла, работами которого она восхищалась и чью проблематику не только впитала, но и углубила. Критики указывают сходство ее работ с творчеством Артура Кёстлера и Ребекки Уэст, противившихся любым формам тоталитаризма или тирании.

Критики также указывают на незыблемость моральных принципов в творчестве Макиннес. Но писательница не позволяет художественному роману перерасти в проповедь или агитку, неизменно сохраняя великолепную динамику в изложении сюжета. Ее персонажи нередко попадают почти в безвыходное положение, но финал ее романов неизменно оптимистичен, а добрая воля превалирует над отчаянием и безвкусицей.

Хелен Макиннес скончалась 22 сентября 1985 года в Нью-Йорке.

О творчестве

Хелен Макиннес

Выше подозрений

В первом романе Хелен МакиннесВыше подозрений (Above Suspicion, 1941), главной героиней является Фрэнсис Майлс. Неожиданный выбор, поскольку писательница описывает ее мужа Ричарда как более смелого, спокойного и способного человека.

В последующих романах главными героями неизменно будут мужчины, хотя писательница на словах будет выступать за равноправие полов. Но на деле она словно боится описать своих героинь как более умных или смелых. Молодые, привлекательные женщины присутствуют в ее романах исключительно для того, чтобы быть спасенными главным героем или наоборот стать соблазнительницей.

Отважный герой часто выступает против хищной и сексуальной злодейки, которая влечет героя, но своими поступками и внутренним разложением, в итоге отталкивает.

Свой первый роман Хелен Макиннес начала писать сразу после завершения учебы в университете. В работе ей очень помогла поддержка мужа, для которого она помогала переводить с немецкого материалы на политические темы. Он в свою очередь, научил Хелен вдумчиво и внимательно анализировать имеющуюся информацию. Впечатления от начала Второй мировой войны были столь сильны, что в первом романе главным врагом выступает гестапо, и другие государственные структуры фашистской Германии, осуществлявшие свою преступную деятельность под покровительством Нацистской партии.

Со временем злодеев нацистов сменили у Макиннес коммунисты и террористы, убежденные в превосходстве своей идеологии и брезгливо презиравшие западные демократические ценности. Обычным для Макиннес стало убеждение, что несмотря на кратковременный успех врагов демократии, победа эта имеет кратковременный успех и в долгосрочной перспективе обречена на провал перед сильными духом силами добра, под которыми писательница неизменно подразумевала сторонников демократии.

Герои Макиннес — люди безоговорочно уверенные в победе Западных ценностей и демократического строя. В первых романах ее герои торжествуют над сторонниками нацизма, причем писательница не видит подобно Ладлэму угрозы нацизма, внутри самого США, она не допускает, ни малейшего намека на сей счет.

Профессиональные разведчики и умелые оперативники, персонажи шпионских романов Хелен Макиннес — люди без тени сомнения, убежденные в правоте демократии, и благодаря своей вере сокрушают в пух и прах своих могущественных врагов, нацистских преступников и сторонников коммунистической идеологии. Подобное четкое раздвоение на два лагеря светлый и темный в корне отличает романы Макиннес от произведений Джона Ле Карре и Лена Дейтона, не заметивших большой разницы между идеологиями, методами и профессионалами с обеих сторон, будь это Советский Союз или Западные державы.

Отсюда темы Макиннес, предупреждающие об опасности нацистской идеологии, а позднее и мирных переговоров с коммунистическими странами. Романы английской писательницы яркие и прямолинейные, но им не хватает истомы, и депрессии, которые характеры для лучших образцов шпионского жанра.

Ловушка для охотника

Ловушка для охотника

Несколько отличается по сюжету от большинства шпионских историй Хелен Макиннес роман Ловушка для охотника (The Snare of the Hunter, 1974). В этой истории главным героем выступает свободная от условностей века женщина, способная взять на себя бремя ответственности.

Для романов Хелен Макиннес очень важным является чувство патриотизма, которое она ярко расцвечивает у своих героев давая понять читателям, как мыслят ее персонажи и на каких критериях основывается их выбор. В большинстве случае ее герои — это не профессиональные шпионы, это ученые или люди искусства. Яркие и точнее описания различных эмоциональных реакций, а также многочисленные сравнения с искусством или основной профессией персонажа позволяют читателям догадаться о том, о чем думают герои, и что испытывают новоявленные шпионы, обучаясь новому ремеслу.

Макиннес в своих романах создает исключительно положительный образ — красивых, гармоничных и успешных людей, которые благодаря своим талантам и настойчивости способны на многое. Впрочем, как правило, ее герои также одиноки, как и большинство людей это профессии. Но если им дается шанс в виде романтической связи, он чаще всего перерастает в крепкий брак.

Контраст героев Хелен Макиннес с Джеймсом Бондом очевиден, поскольку писательница открыто исповедует моногамные отношения. А ее герои несмотря на отсутствие продвинутых гаджетов и сверхспособностей, способны победить только благодаря свой вере и силе воли.

На пике популярности Макиннес была известна как королева международного шпионского романа. И хотя ее романы содержат гораздо меньше секса и насилия, чем многие образчики ее коллег по жанру, читателям они кажутся не менее тревожными и напряженными. Макиннес неизменно в основу своих романов кладет принципы справедливости, свободы и достоинства личности.

Характерной чертой ее романов является интерес к реалистичному изображению европейских столиц, сочетающийся с глубоким экскурсом в историю. Самые красивые места Европы — леса, озера, замки и оперные театры описаны настолько подробно, что иногда романы воспринимаются как путеводители. Вместе с героями читатель путешествует по Бретани, Зальцбургу, Малаге, Венеции и Риму и эти города словно оживают перед его взором.

Избранная библиография

Серия о Роберте Ренвике

Hidden Target, 1980
Cloak of Darkness, 1982

Шпионские и детективные романы

Above Suspicion, 1941
Assignment in Brittany, 1942
While Still We Live, 1944, также издавался как The Unconquerable
Horizon, 1945
Neither Five Nor Three, 1951
I and My True Love, 1953
Pray for a Brave Heart, 1955
North from Rome, 1958
Decision at Delphi, 1961
The Venetian Affair, 1963
The Double Image, 1966
The Salzburg Connection, 1968
Message from Malaga, 1971
The Snare of the Hunter, 1974
Agent in Place, 1976
Prelude to Terror, 1978
Ride a Pale Horse, 1984

Художественные романы

Friends and Lovers, 1947
Rest and Be Thankful, 1949

Пьесы

Home Is the Hunter, 1964

Переводы

Sexual Life in Ancient Rome, 1934 (совместно с Gilbert Highet и Otto Kiefer)
Friedrich Engels: A Biography, 1936 (совместно с Gilbert Highet и Gustav Mayer)

Оцените статью
Добавить комментарий