vldmrvch.ru

Джозефина Тэй

Необычайная популярность детективных романов шотландской писательницы Джозефины Тэй явление редкое для детективного жанра. Писательница оставила после себя меньше десяти романов, среди которых самыми популярными являются романы, посвященные исторической тематике – расследование предполагаемого убийства Ричарда III и роман Дочь времени.

Темы, поднятые английской писательницей в ее художественных произведениях, представляют собой сгусток вопросов, очень болезненно воспринимаемых в академической среде занятой историческими исследованиями.

Элизабет Макинтош (Elizabeth Mackintosh) родилась 25 июля 1896 года1 в городе Инвернесс (Шотландия). Элизабет была старшей из трех дочерей Джозефин Хоум Макинтош, бывшей преподавательницы, и Колина Макинтоша, работавшего зеленщиком. Все сестры Макинтош получили образование в Королевской Академии Инвернесса, а затем в Энтстейтском колледже физической культуры в Эрдингтоне в пригороде Бирмингема. Несколько лет она работала преподавателем физкультуры в различных школах Англии и Шотландии, пока наконец в 1926 году была вынуждена вернуться в родной город, чтобы ухаживать за тяжело больным отцом.

Поскольку у нее освободилось достаточно свободного времени, Элизабет начинает писать детективные романы. Публикует их под псевдонимом Джозефина Тэй (Josephine Tey), скомпонованном из имени матери и бабушкиной фамилии.

Шотландская писательница не оставила большого наследия. Ее перу принадлежат 5 романов из серии об Алане Гранте (Alan Grant) инспекторе Скотланд-Ярда, в шестом самом известном романе Джозефины Тэй — Дело Фрэнчайза (The Franchise Affair), инспектор появляется мимоходом. А также шотландская писательница написала шесть автономных романов.

Алан Грант

Сквозной герой серии — Алан Грант — проницательный читатель человеческих лиц, который раскрывает дела благодаря своей гениальной интуиции и таланту расследователя. Тэй допускает, что ее герой может делать ошибки, но от окружающих его полицейских детективов, он отличается независимым воображением, инициативностью и космополитическими взглядами.

Хотя Грант и является сквозным персонажем, в то же время он почти нигде не является главным героем. Полицейский детектив важен для романов Тэй, поскольку он связывает убийство и подозреваемых, а шотландская писательница уделяет больше внимания описанию человеческих характеров, чем детективной загадке. Романы Тэй не вписываются в стандартную схему классической детективной головоломки, поскольку ее больше интересует психология преступника, загадка исчезновения или случай обмана. Читатели любят ее романы за подход лишенный стереотипов, где действие развивается естественным образом. А использование детективной структуры, вероятно связано с тем фактом, что человек для Тэй – это самая большая загадка и головоломка.

Скромная основательница

Наибольшего успеха при жизни Джозефина Тэй добилась в театре, где в ее пьесе Ричард Бордо (Richard of Bordeaux, 1932) играла сама Джон Гилгут.

Большую любовь к театру выказывает и ее серийный персонаж Алан Грант, который также как и сама писательница остается холостяком. Тэй была очень застенчивой женщиной, а круг ее общения ограничивался несколькими близкими друзьями. Она никогда не давала интервью и не любила фотографироваться, как сейчас говорят, вела замкнутый образ жизни, поэтому ее биография — это не столько события ее жизни, сколько ее романы, в которые она вложила все свое умение и свою душу. Например, она никому не рассказала о своей смертельной болезни, хотя знала об этом за год до своей смерти. По признанию родных Джозефина Тэй очень любила скачки и рыбаку, это хорошо заметно в ее книгах, а вот детективов прочла не очень много.

Впрочем сказать об одном из романов шотландской писательницы, что он лучше других — дело неблагодарное. Писала она мало да и на фоне знаменитых соотечественниц Агаты Кристи и Дороти Сэйерс романы Тэй были не замечены соотечественниками.

Настоящая популярность к произведениям Тэй пришла уже после смерти писательницы 13 февраля 1952 года. Ее последнее произведение — исторический роман Капер вышел уже после ее смерти. А интерес к ее работам рос из года в год. Наконец в 1990 году Британская ассоциация детективных писателей признали роман Дочь времени Джозефины Тэй был признан величайшим романом всех времен и народов, а уже упомянутый роман Дело Фрэнчайза был включен в список 100 лучших детективов XX века.

Романы Джозефины Тэй несколько раз экранизировали, но лучшим образцом остается блестящий фильм другого гения — Альфреда Хичкока, который снял в 1937 году фильм Молодой и невинный (Young and Innocent) по роману Тэй. Ее романы оказали мощное влияние на последующих авторов, особенно это заметно в под-жанре детектива — историческом детективе, где по сей день используются сюжетные находки и приемы заложенные в романе Дочь времени, когда Алан Грант, будучи в больнице удаленным способом расследует смерть князей, в которой обвиняли короля Ричарда III. Романы шотландской писательницы и по сей день пользуются большой популярностью среди читателей.

Избранная библиография

Серия об инспекторе Алане Гранте

Человек в очереди (The Man in the Queue, 1929) или Убийца в толпе (Killer in the Crowd)
Шиллинг на свечи (A Shilling for Candles, 1948)
Любить и быть мудрым (To Love and Be Wise, 1950), в русском переводе Исчезновение
Дочь времени (The Daughter of Time, 1951)
Поющие пески (The Singing Sands, 1952)

Романы

Киф — история без прикрас (Kif: An Unvarnished History, 1929)
Драгоценный ореол (The Expensive Halo, 1931)
Мисс Пим расставляет точки (Miss Pym Disposes, 1946)
Дело Фрэнчайза (The Franchise Affair, 1948), в русском переводе как Дело о похищении Бетти Кейн или Загадочные события во Франчесе
Брат Фаррар (Brat Farrar, 1949) или Прийди и убей (Come and Kill Me), в русском переводе — Мистификация
Капер (The Privateer, 1952)

Работы о Джозефине Тэй

Charney, Hanna. The Detective Novel of Manners: Hedonism, Morality, and the Life of Reason. Rutherford: Fairleigh Dickinson University Press, 1981.
Davis, Dorothy Salisbury. “On Josephine Tey.” The New Republic 131 (September 20, 1954): 17-18.
Klein, Kathleen Gregory. “Josephine Tey.” In St. James Guide to Crime and Mystery Writers, edited by Jay P. Pederson and Taryn Benbow-Pfalzgraf. Detroit: St. James Press, 1996.
Mann, Jessica. Deadlier than the Male: Why Are Respectable English Women So Good at Murder? New York: Macmillan, 1981.
Rollyson, Carl. “The Detective as Historian: Josephine Tey’s The Daughter of Time.” Iowa State Journal of Research 53 (August, 1978): 21-30.
Roy, Sandra. Josephine Tey. Boston: Twayne, 1980.
Smith, M. J. “Controversy: Townsend, Tey, and Richard III, a Rebuttal.” The Armchair Detective 10 (October, 1977): 317-319.
Symons, Julian. Mortal Consequences: A History, from the Detective Story to the Crime Novel. London: Faber & Faber, 1972.
Talburt, Nancy Ellen. Ten Women of Mystery, edited by Earl F. Bargainner. Bowling Green, Ohio: Bowling Green State University Popular Press, 1981.
“Tey, Josephine.” In Mystery and Suspense Writers: The Literature of Crime, Detection, and Espionage, edited by Robin W. Winks and Maureen Corrigan. New York: Charles Scribner’s Sons, 1998.
Townsend, Guy M. “Richard III and Josephine Tey: Partners in Crime.” The Armchair Detective 10 (July, 1977): 211-224.

  1. Некоторые исследователи полагают, что это был 1897 год.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе