Необычайная популярность детективных романов шотландской писательницы Джозефины Тэй явление редкое для детективного жанра. Писательница оставила после себя меньше десяти романов, среди которых самыми популярными являются романы, посвященные исторической тематике – расследование предполагаемого убийства Ричарда III и роман Дочь времени.

Темы, поднятые английской писательницей в ее художественных произведениях, представляют собой сгусток вопросов, очень болезненно воспринимаемых в академической среде занятой историческими исследованиями.

Биография

Элизабет Макинтош (Elizabeth Mackintosh) родилась 25 июля 1896 года1 в городе Инвернесс (Шотландия). Элизабет была старшей из трех дочерей Джозефин Хоум Макинтош, бывшей преподавательницы, и Колина Макинтоша, работавшего зеленщиком. Все сестры Макинтош получили образование в Королевской Академии Инвернесса, а затем в Энтстейтском колледже физической культуры в Эрдингтоне в пригороде Бирмингема. Несколько лет она работала преподавателем физкультуры в различных школах Англии и Шотландии, пока наконец в 1926 году была вынуждена вернуться в родной город, чтобы ухаживать за тяжело больным отцом.

Поскольку у нее освободилось достаточно свободного времени, Элизабет начинает писать детективные романы. Публикует их под псевдонимом Джозефина Тэй (Josephine Tey), скомпонованном из имени матери и бабушкиной фамилии.

Шотландская писательница не оставила большого наследия. Ее перу принадлежат 5 романов из серии об Алане Гранте (Alan Grant) инспекторе Скотланд-Ярда, в шестом самом известном романе Джозефины Тэй — Дело Фрэнчайза (The Franchise Affair), инспектор появляется мимоходом. А также шотландская писательница написала шесть автономных романов.

О творчестве

Алан Грант

Сквозной герой серии — Алан Грант — проницательный читатель человеческих лиц, который раскрывает дела благодаря своей гениальной интуиции и таланту расследователя. Тэй допускает, что ее герой может делать ошибки, но от окружающих его полицейских детективов, он отличается независимым воображением, инициативностью и космополитическими взглядами.

Хотя Грант и является сквозным персонажем, в то же время он почти нигде не является главным героем. Полицейский детектив важен для романов Тэй, поскольку он связывает убийство и подозреваемых, а шотландская писательница уделяет больше внимания описанию человеческих характеров, чем детективной загадке. Романы Тэй не вписываются в стандартную схему классической детективной головоломки, поскольку ее больше интересует психология преступника, загадка исчезновения или случай обмана. Читатели любят ее романы за подход лишенный стереотипов, где действие развивается естественным образом. А использование детективной структуры, вероятно связано с тем фактом, что человек для Тэй – это самая большая загадка и головоломка.

Скромная основательница

Наибольшего успеха при жизни Джозефина Тэй добилась в театре, где в ее пьесе Ричард Бордо (Richard of Bordeaux, 1932) играла сама Джон Гилгут.

Большую любовь к театру выказывает и ее серийный персонаж Алан Грант, который также как и сама писательница остается холостяком. Тэй была очень застенчивой женщиной, а круг ее общения ограничивался несколькими близкими друзьями. Она никогда не давала интервью и не любила фотографироваться, как сейчас говорят, вела замкнутый образ жизни, поэтому ее биография — это не столько события ее жизни, сколько ее романы, в которые она вложила все свое умение и свою душу. Например, она никому не рассказала о своей смертельной болезни, хотя знала об этом за год до своей смерти. По признанию родных Джозефина Тэй очень любила скачки и рыбаку, это хорошо заметно в ее книгах, а вот детективов прочла не очень много.

Впрочем сказать об одном из романов шотландской писательницы, что он лучше других — дело неблагодарное. Писала она мало да и на фоне знаменитых соотечественниц Агаты Кристи и Дороти Сэйерс романы Тэй были не замечены соотечественниками.

Настоящая популярность к произведениям Тэй пришла уже после смерти писательницы 13 февраля 1952 года. Ее последнее произведение — исторический роман Капер вышел уже после ее смерти. А интерес к ее работам рос из года в год. Наконец в 1990 году Британская ассоциация детективных писателей признали роман Дочь времени Джозефины Тэй был признан величайшим романом всех времен и народов, а уже упомянутый роман Дело Фрэнчайза был включен в список 100 лучших детективов XX века.

Романы Джозефины Тэй несколько раз экранизировали, но лучшим образцом остается блестящий фильм другого гения — Альфреда Хичкока, который снял в 1937 году фильм Молодой и невинный (Young and Innocent) по роману Тэй. Ее романы оказали мощное влияние на последующих авторов, особенно это заметно в под-жанре детектива — историческом детективе, где по сей день используются сюжетные находки и приемы заложенные в романе Дочь времени, когда Алан Грант, будучи в больнице удаленным способом расследует смерть князей, в которой обвиняли короля Ричарда III. Романы шотландской писательницы и по сей день пользуются большой популярностью среди читателей.

Избранная библиография

Серия об инспекторе Алане Гранте

Человек в очереди (The Man in the Queue, 1929) или Убийца в толпе (Killer in the Crowd)
Шиллинг на свечи (A Shilling for Candles, 1948)
Любить и быть мудрым (To Love and Be Wise, 1950), в русском переводе Исчезновение
Дочь времени (The Daughter of Time, 1951)
Поющие пески (The Singing Sands, 1952)

Романы

Киф — история без прикрас (Kif: An Unvarnished History, 1929)
Драгоценный ореол (The Expensive Halo, 1931)
Мисс Пим расставляет точки (Miss Pym Disposes, 1946)
Дело Фрэнчайза (The Franchise Affair, 1948), в русском переводе как Дело о похищении Бетти Кейн или Загадочные события во Франчесе
Брат Фаррар (Brat Farrar, 1949) или Прийди и убей (Come and Kill Me), в русском переводе — Мистификация
Капер (The Privateer, 1952)

Работы о Джозефине Тэй

Charney, Hanna. The Detective Novel of Manners: Hedonism, Morality, and the Life of Reason. Rutherford: Fairleigh Dickinson University Press, 1981.
Davis, Dorothy Salisbury. “On Josephine Tey.” The New Republic 131 (September 20, 1954): 17-18.
Klein, Kathleen Gregory. “Josephine Tey.” In St. James Guide to Crime and Mystery Writers, edited by Jay P. Pederson and Taryn Benbow-Pfalzgraf. Detroit: St. James Press, 1996.
Mann, Jessica. Deadlier than the Male: Why Are Respectable English Women So Good at Murder? New York: Macmillan, 1981.
Rollyson, Carl. “The Detective as Historian: Josephine Tey’s The Daughter of Time.” Iowa State Journal of Research 53 (August, 1978): 21-30.
Roy, Sandra. Josephine Tey. Boston: Twayne, 1980.
Smith, M. J. “Controversy: Townsend, Tey, and Richard III, a Rebuttal.” The Armchair Detective 10 (October, 1977): 317-319.
Symons, Julian. Mortal Consequences: A History, from the Detective Story to the Crime Novel. London: Faber & Faber, 1972.
Talburt, Nancy Ellen. Ten Women of Mystery, edited by Earl F. Bargainner. Bowling Green, Ohio: Bowling Green State University Popular Press, 1981.
“Tey, Josephine.” In Mystery and Suspense Writers: The Literature of Crime, Detection, and Espionage, edited by Robin W. Winks and Maureen Corrigan. New York: Charles Scribner’s Sons, 1998.
Townsend, Guy M. “Richard III and Josephine Tey: Partners in Crime.” The Armchair Detective 10 (July, 1977): 211-224.

  1. Некоторые исследователи полагают, что это был 1897 год.

Добавить комментарий