Книга джунглей

Книга джунглей

Редьярд Киплинг никогда не считал себя детским писателем и рискнул взяться за книгу для детей лишь после того, как детская писательница Мэри Элизабет Мейпс Додж, автор известной книги Серебряные коньки (1865), послушав его рассказы об индийских джунглях, уговорила его написать о них для детского журнала Сент Николас мэгэзин, который она редактировала. Киплинг написал один рассказ, другой и… увлекся. Грандиозный успех первой Книги джунглей (1894) побудил его взяться за вторую (1895). Постепенно в Книгах джунглей определился главный герой. Если в первой из них было всего три рассказа о Маугли, то во второй их стало уже пять… Эти рассказы не раз выходили отдельной книгой, и их прочитали с момента появления десятки, а может быть, и сотни миллионов детей. (Кстати говоря, слова Маугли лягушонок, как прозвали звери своего воспитанника, не существует ни в одном языке. Киплинг сам его придумал). В Англии и в США в качестве первой ступени бойскаутского движения возникли в январе 1914 года волчьи клубы (Маугли, как известно, воспитала волчица, и он долго был членом волчьей стаи), подражаниям Книгам джунглей не было числа. Эти подражания, по словам Киплинга, составили целый зоопарк. Об авторе самого популярного из них — Тарзана — Киплинг сказал, что тот словно бы переложил тему Маугли для джаза, и при этом, говорят, похвалялся, что, работая над Тарзаном, хотел проверить, насколько плохую книгу способен написать… Книги джунглей имели и свою кинематографическую историю. В 1935 году кинорежиссер Роберт Флаерти случайно увидел в конюшне индийского мальчика Сабу и дал ему роль в своей экранизации рассказа Киплинга Слоновый Туман (из первой Книги джунглей), назвав эту картину Мальчик при слонах… Фильм не получился, его взялись переделывать на киностудии Александра Корды. Сабу очень понравился этому выдающемуся режиссеру, и тот занял его в фильмах Барабан (1938) и Багдадский вор 1940). A в 1942 году брат Александра Корды Золтан поставил с этим актером фильм Книга джунглей. Снимался он в Южной Калифорнии с дрессированными животными. Индия в годы войны была трудно достижима.

Книга джунглей

Доживи Киплиинг до этого дня, он был бы, наверно, и счастлив и огорчен. Сам он трижды пытался проникнуть в кино, написал сценарий по рассказам Без благословения церкви, Три солдата и Твой слуга — пес, но ни по одному из них фильм не был поставлен.

Была еще картина Уолта Диснея по Маугли, и она даже имела успех у детей, но критика ее не приняла. Да и сам Дисней, посмотрев готовый фильм, сказал: Вот что, ребята, кажется, я становлюсь слишком стар, чтобы ставить живые фильмы. Это и правда была его последняя работа.

В Книгах джунглей Киплинг повел разговор о месте человека в природе. Не потому ли, в значительной мере, эти книги, написанные для детей, надолго укореняются в сознании взрослых? А для того времени, когда они вышли, их тема оставалась достаточно актуальной. Кардинальные, меняющие наше представление о мире, научные открытия не сразу осваиваются общественным сознанием. Иногда для этого требуется смена поколений. Нечто подобное произошло с теорией Дарвина. Его книга Происхождение видов путем естественного отбора увидела свет в 1859 году и была научной сенсацией — ее прочли тысячи людей, не занимающихся специально биологией; и все же понадобились десятилетия, чтобы вокруг теории Дарвина перестали завязываться споры. Так, Бернард Шоу пытался опровергнуть ее еще в 20-е годы нашего века в предисловии к своей пенталогии Назад к Мафусаилу, где выступил в защиту мистической теории жизненной силы. Сам Дарвин, как известно, не сразу решился сформулировать в своей книге напрашивающийся вывод о происхождении человека из мира животных. Он сделал это лишь после того, как подобную мысль обосновал его друг и горячий защитник Томас Генри Хаксли (Гексли). Книги джунглей настолько тесно связывают человека с животным миром, что автор словно бы желает сказать — время подобных споров давно прошло. Эти сборники, лишенные каких-либо научных доказательств, были тем не менее сильнейшим аргументом в защиту дарвинского взгляда на природу.

Была в Книгах джунглей и другая сторона, тоже прочно закрепившая их в большой литературе. Это произведение Киплинга — одно из начал мифотворческой тенденции, все шире распространяющейся в литературе XX века; причем, в отличие от Улисса Джойса, не слишком доступного для широкого читателя, Книги джунглей апеллируют к сознанию ребенка. Правда, к самым стойким, не исчезающим с возрастом сторонам этого сознания. Бывают любимые детские книги, которые становятся потом неинтересны: обнаруживается их примитивность. С Книгами джунглей этого произойти не могло.

Другим достижением американских лет были сказки Киплинга, известные у нас под названием Сказки просто так, или Просто сказки. Завершит работу над ними Киплинг только в 1902 году и тогда же выпустит их в свет со своими иллюстрациями, но манеру повествования он нашел именно в Вермонте, рассказывая их своим детям и племяннице — дочке Битти. Самая знаменитая из этих сказок Кошка, гулявшая сама по себе в первом своем варианте возникла именно в вермонтском поместье Киплинга, в его Наулахе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика