Кейт Аткинсон

Кейт Аткинсон — ведущая писательница современного английского детектива, автор популярной серии детективных романов о Джексоне Броуди. На ее работы ориентируются многие писатели, поскольку ей удалось сочетать в своих романах занимательный детективный сюжет, высокий литературный стиль и невероятную палитру философский идей.

Кейт Аткинсон (Kate Atkinson) родилась 20 декабря 1951 года в провинциальном, старинном городе Йорке на севере Англии. Городок, где прошло все ее детство, писательница изобразила в своем первом романе Негласно в музее (Behind the Scenes at the Museum), описывая историю несчастий в семье на протяжении четырех поколений.

Ее родители работали в аптеке в центре города и первые два года жизни будущей писательницы прошли в квартире над магазином. В первом романе она описывает родителей главной героини в неприглядном свете, отца как грубого бабника, а мать как бесчувственную и сварливую женщину, за что получила от критиков прозвище непочтительного рассказчика. Кейт научилась рано читать и буквально пожирала энциклопедии, справочники и другую литературу попадавшуюся ей на глаза. Любимой книгой Кейт была Алиса в стране чудес, которую по ее утверждениям она перечитывала раз в неделю, в возрасте с пяти до десяти лет.

В Йорке прошло ее детство, здесь же она пошла в школу для девочек названную в честь Королевы Анны, а затем изучала английский язык и литературу в Университете Данди. После получения степени магистра в 1974 году продолжила обучение в докторантуре, где ее специальностью была американская история постмодернизма в историческом контексте. В своей научной работе она исследовала творчество американских писателей Дональда Бартельми, Джона Кувера и Курта Воннегута, влияние которых отчетливо прослеживается в ее романах.

Критики отмечают, что творчество Аткинсон — это переплетение американской экспериментаторской прозы и странной английской заботливости в повседневных мелочах, сочетание Курта Воннегута и Джейн Остин.

В 1973 году, еще будучи студенткой, она вышла замуж за сокурсника, а черед год у них родился первый ребенок, одновременно с этим Аткинсон начинает работать над докторской (The politics of academia are treated mercilessly in Emotionally Weird1), которую она защищала на кафедре философии. Аткинсон прекрасно ориентируется в двух дисциплинах — философии и литературе, возможно именно это и побудило ее начать писать.

Первый брак Аткинсон продлился два года, а в 1982 году она вышла замуж за шотландского учителя, от которого родила вторую дочь и переехала жить в Эдинбург. В это же время она начинает писать, одновременно занимаясь воспитанием дочерей. Позднее она описывала свои первые попытки в литературе как процесс самоутверждения, объединявший биографическую меланхолию и терапевтические процедуры.

Дебютный роман Кейт Аткинсон произвел невероятную реакцию среди критиков и рецензентов. Неизвестно откуда появившаяся писательница смогла обойти самого Салмана Рушди с его лучшим романом Прощальный вздох мавра и получить престижную Уитбредовскую премию. Ее победа была настолько неожиданной, что многие рецензенты вынуждены были придумывать ей воображаемую биографию (44-летняя горничная, вытянувшая счастливый билетик; на русском сайте — перепробовала множество профессий от помощницы по дому до учителя), которая мало соответствовала действительности.

На самом деле, Аткинсон никогда не была ни горничной, ни учителем, а в литературных кругах она была хорошо известна, поскольку неоднократно до этого получала литературные премии, правда за рассказы. Первая премия (Ian St James Award) Аткинсон досталась в 1993 году за необычайно короткий рассказ Кармические матери — Миф или реальность? (Karmic Mothers-Fact or Fiction?).

Столь неожиданный и сенсационный прием у прессы первого романа был обусловлен сложностью постмодернистских идей заложенных в простом по стилистике и сюжету тексте, доступном любому неискушенному читателю. Позднее в других своих романах Аткинсон будет использовать весь спектр стилистических приемов и философских идей, например, черты магического реализма, идеи слияния мечты и реальности, прошлого, настоящего и будущего, навеянные романами того же Салмана Рушди. Более того именно ее романы предстают как пьянящий коктейль мистификации, постмодернистской дизъюнкции и коробящей сатиры, сочетающий провинциальную жизнь маленького английского городка и самые смелые литературные эксперименты.

Но не высоколобые романы принесли Кейт Аткинсон славу и популярность, известность пришла к ней после публикации в 2004 году первого детективного романа о частном детективе Джексоне Броуди — Преступления прошлого (Case Histories).

  1. Третий роман Кейт Аткинсон называется Emotionally Weird (Эмоциональная реакция)

Добавить комментарий