Кен Фоллетт

Кен Фоллетт

Кен Фоллетт – английский писатель, автор многочисленных популярных исторических и шпионских романов. Удивительным образом совместивший в своих романах популярные темы и серьезную литературу, реальные исторические события и головокружительные истории шпионов и простых людей.

Кеннет Мартин Фоллетт (Kenneth Martin Follett) родился 5 июня 1949 года в Кардиффе (Уэльс, Англия). Его родители – Мартин и Лавиния Фоллетты. Отец работал служащим в Налоговом управлении, а затем преподавал для будущих налоговиков. Кеннет получил философское образование в Университетском колледже в Лондоне. К моменту получения степени бакалавра философии в 1970 году, он был уже два года как женат на Мэри Эмме Рут Элсон (Mary Emma Ruth Elson), которая работала бухгалтером и помогала мужу закончить обучение. В первый же год женитьбы Мария родила сына Эмануэле, а в 1973 году у них родилась дочь — Мари-Клер. Получив диплом, Фоллетт устроился работать журналистом, обозревателем рок-музыки в Эхо Южного Уэльса, несколько лет спустя криминальным репортером Лондонских вечерних новостей. Трудолюбие и талант позволили ему занять место редакционного директора в лондонском издательстве Эверест Книги, а затем место заместителя управляющего этого издательства. Все это время он активно писал и публиковал книги, но большей частью под псевдонимами.

Можно сказать, на литературный путь его сподвигла случайность. После рождения дочери, молодая семья приобрела дом и машину, чтобы немного обустроить семейный быт. А когда автомобиль сломался, товарищ Фоллетта по журналистике рекомендовал ему настрочить простенький мистический триллер, за который по тем временем платили приличные деньги. Так появился роман Большая игла (The Big Needle, 1974) криминальный роман о наркоторговцах. Фоллетт успешно погасил текущие долги и взялся за следующий опус.

Увлечение шпионскими романами пришло не сразу, Фоллетт начинал свою литературную карьеру как сочинитель триллеров и детективов.  Поначалу его заинтересовала тема промышленного шпионажа, а затем по заказу он написал роман о немецком шпионе, благодаря которому получил мировое признание. Работа журналистом в Лондон Ивнинг Ньюс также приносила много идей и новых тем. Он опубликовал целый ряд детективов и триллеров под различными псевдонимами, прежде чем решился на публикацию под собственным именем. Его первые работы — очень колоритные, с большим количеством сексуальных сцен. В работе над ними Фоллетт приобрел опыт романиста, одновременно получив уверенность как писатель, и неплохие деньги.

Уже первые романы, опубликованные под собственным именем, принесли ему литературные награды и мировую известность. Романы Остров штормов (Storm Island, 1978; в США и в России публиковался как Игольное ушко), Третий человек (Triple, 1979), Ключ к Ребекке (The Key to Rebecca, 1980), Человек из Санкт-Петербурга (The Man from St. Petersburg, 1982) продавались миллионными тиражами, активно экранизировались и переводились на другие языки.

Критики назвали Фоллетта экспертом по разграблению истории и созданию триллеров. Большинство работ английского писателя имеют в своей основе историческое событие, которое обрастает воображаемой историей или встроено в увлекательное, интригующее повествование. Писатель с легкостью пользуется кинематографическими шаблонами, описывает сцены погони или перестрелки, дает великолепные изображения головоломной игры шпионов и контрразведчиков. А его женские персонажи всегда обладают собственной уникальностью и индивидуальностью.

Свои творческие идеалы Фоллетт изложил в своем эссе Книги, которые радуют и очаровывают (Books that Enchant and Delight), опубликованном в 1979 году. По словам писателя, его основной целью было достижение компромисса между серьезной и популярной литературой, сюжет, повествование, сенсационные ощущения и мир за пределами разумного. Он считал, что авторы серьезных романов часто недооценивают возможности коммерческого подхода, для популяризации искусства.

В своих ранних работах Кен Фоллетт обращается к популярным темам и активно использует распространенные шаблоны и схемы. К моменту, когда он получил достаточный писательский опыт, его внимание переключилось с сюжетной интриги на персонажей и мотивацию. Так, иногда он с таким чувством описывает своих злодеев, что читатель невольно начинает переживать за нацистских шпионов. Ему никогда не изменяет чувство массового читателя и тонкий расчет, к примеру, он заставляет женскую аудиторию переживать, изображая среди героев слабую женщину, которая благодаря своему героизму выравнивает ситуацию.

В своем первом романе — Большая игла (The Big Needle, 1974), опубликованном под псевдонимом Саймон Майлс, написанном после рождения дочери в 1973 году в попытках решить финансовые проблемы, Фоллетт рассказывает истории об отце, который мстит за свою дочь, которая умерла от передозировки наркотиков. Стереотипные описания жилищ наркоманов соседствуют с головокружительными сценами погонь, которые в дальнейшем станут отличительной чертой английского писателя. Очень похожи по сюжету и характеру повествования романы: Встряска (The Shakeout, 1975) и Медвежий рейд (The Bear Raid, 1976). Во второй половине 70-х годов его внимание привлекает также тема промышленного шпионажа.

Среди этих проходных романов выделяется Скандал Модильяни (The Modigliani Scandal, 1976), в котором история разворачивается в Париже и Италии в поисках картин великого художника, написанных под влиянием наркотиков. В предисловии к изданию в 1985 года, писатель откровенно признается, что пытался создать более тонкое повествование, с использованием более изощренных литературных приемов, но эти попытки так и остались видны только автору, поэтому роман остался динамичной историей развивающейся в самых романтических местах Европы.

Первый роман Остров штормов, опубликованный под настоящей фамилией, стал настоящим прорывом для Фоллетта. Роман моментально стал бестселлером и получил премию Эдгара как лучший роман 1978 года, а уже в 1981 году был экранизирован Стэнли Манном. После этого успеха, романы Фоллетта регулярно попадали в список бестселлеров Нью-Йорк Таймс и многие были адаптированы для экрана.

Его романы выходили под разными псевдонимами — Саймон Майлс (Simon Myles), Бернард Л. Росс (Bernard L. Ross), Захарий Стоун (Zachary Stone) и Мартин Мартинсен (Martin Martinsen).

Кен Фоллетт активно участвует в деятельности Лейбористской партии. Его вторая жена была даже членом парламента.

Избранная библиография

Большая игла (The Big Needle, 1974) (под псевдонимом Саймон Майлс), в США как Большое яблоко (The Big Apple)
Большой черный (The Big Black, 1974) (под псевдонимом Саймон Майлс)
Удачная попытка (The Big Hit, 1975) (под псевдонимом Саймон Майлс)
Встряска (The Shakeout, 1975)
Медвежий рейд (The Bear Raid, 1976)
Амок: Король легенда (Amok: King of Legend, 1976) (под псевдонимом Бернард Л. Росс)
Скандал Модильяни (The Modigliani Scandal, 1976) (под псевдонимом Захарий Стоун)
Тайное убежище (The Mystery Hideout, 1976) (под псевдонимом Мартин Мартинсен), в США как Секрет студии Келлермана (The Secret of Kellerman’s Studio)
Сила близнецов (The Power Twins, 1976) (под псевдонимом Мартин Мартинсен)
Бумажные деньги (Paper Money, 1977) (под псевдонимом Захарий Стоун)
Козерог единый (Capricorn One, 1978) (под псевдонимом Бернард Л. Росс) (на основе сценария Питера Хаймса)
Игольное ушко (Eye of the Needle, 1978), или Остров Бурь (Storm Island)
Ограбление века (Heist of the Century, 1978), совместно с Рене Луи Морис и другими, в США как Джентльмен 16 июля (The Gentleman of 16 July) или По улицам Ниццы (Under the Streets of Nice) или Ограбление на улицах Ниццы (Robbery Under the Streets of Nice)
Трое (Triple, 1979)
Ключ к Ребекке (The Key to Rebecca, 1980)
Человек из Санкт-Петербурга (The Man from St. Petersburg, 1982)
На крыльях орлов (On Wings of Eagles, 1983)
Лечь со львами (Lie Down with Lions, 1986)
Столпы Земли (The Pillars of the Earth, 1989)
Ночь над водой (Night Over Water, 1991)
Опасности удачи (A Dangerous Fortune, 1993)
Местечко под названием Свобода (A Place Called Freedom, 1995)
Третий близнец (The Third Twin, 1996)
Молот Эдема (The Hammer of Eden, 1998)
Код – ноль (Code to Zero, 2000)
Галки (Jackdaws, 2001)
Полет шершня (Hornet Flight, 2002)
Белая мгла (Whiteout, 2004)
Во веки веков (World Without End, 2007)
Падение гигантов (Fall of Giants, 2010)
Зима Мира (Winter of the World, 2012)
Край бесконечности (Edge of Eternity, 2014)
A Column of Fire (2017)

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий