Жизнь и романы Кейт Аткинсон

Кейт Аткинсон появилась на литературном небосводе слишком внезапно. Вручение ей в 1995 году Уитбредовской премии стало полнейшей неожиданностью для критиков и журналистов. «Темная лошадка» обошла ряд уже известных писателей, в числе которых был Салман Рушди. Хорошо иллюстрирует этот переполох статья Гардиан от 24 января 1996 года, «44-летняя домохозяйка» выиграла одну из самых престижных премий Великобритании.

Критик был прав, называя Уитбредовскую премию одной из самых, но Аткинсон вовсе не была домохозяйкой. За два года до этого ее рассказ уже получил первую премию на каком-то литературном конкурсе. Но как вы понимаете, имя Кейт Аткинсон от этого не стало известным.

Биография

Кейт Аткинсон (Kate Atkinson) родилась 20 декабря 1951 года в провинциальном, старинном городе Йорке на севере Англии. Городок, где прошло все ее детство, писательница изобразила в своем первом романе Негласно в музее (Behind the Scenes at the Museum), описывая историю несчастий в семье на протяжении четырех поколений.

Ее родители работали в аптеке в центре города и первые два года жизни будущей писательницы прошли в квартире над магазином. В первом романе она описывает родителей главной героини в неприглядном свете, отца как грубого бабника, а мать как бесчувственную и сварливую женщину, за что получила от критиков прозвище непочтительного рассказчика. Кейт научилась рано читать и буквально пожирала энциклопедии, справочники и другую литературу попадавшуюся ей на глаза. Любимой книгой Кейт была Алиса в стране чудес, которую по ее утверждениям она перечитывала раз в неделю, в возрасте с пяти до десяти лет.

В Йорке прошло ее детство, здесь же она пошла в школу для девочек названную в честь Королевы Анны, а затем изучала английский язык и литературу в Университете Данди. После получения степени магистра в 1974 году продолжила обучение в докторантуре, где ее специальностью была американская история постмодернизма в историческом контексте. В своей научной работе она исследовала творчество американских писателей Дональда Бартельми, Джона Кувера и Курта Воннегута, влияние которых отчетливо прослеживается в ее романах.

Критики отмечают, что творчество Аткинсон — это переплетение американской экспериментаторской прозы и странной английской заботливости в повседневных мелочах, сочетание Курта Воннегута и Джейн Остин.

В 1973 году, еще будучи студенткой, она вышла замуж за сокурсника, а черед год у них родился первый ребенок, одновременно с этим Аткинсон начинает работать над докторской (The politics of academia are treated mercilessly in Emotionally Weird1), которую она защищала на кафедре философии. Аткинсон прекрасно ориентируется в двух дисциплинах — философии и литературе, возможно именно это и побудило ее начать писать.

Первый брак Аткинсон продлился два года, а в 1982 году она вышла замуж за шотландского учителя, от которого родила вторую дочь и переехала жить в Эдинбург. В это же время она начинает писать, одновременно занимаясь воспитанием дочерей. Позднее она описывала свои первые попытки в литературе как процесс самоутверждения, объединявший биографическую меланхолию и терапевтические процедуры.

Дебютный роман Кейт Аткинсон произвел невероятную реакцию среди критиков и рецензентов. Неизвестно откуда появившаяся писательница смогла обойти самого Салмана Рушди с его лучшим романом Прощальный вздох мавра и получить престижную Уитбредовскую премию. Ее победа была настолько неожиданной, что многие рецензенты вынуждены были придумывать ей воображаемую биографию (44-летняя горничная, вытянувшая счастливый билетик; на русском сайте — перепробовала множество профессий от помощницы по дому до учителя), которая мало соответствовала действительности.

На самом деле, Аткинсон никогда не была ни горничной, ни учителем, а в литературных кругах она была хорошо известна, поскольку неоднократно до этого получала литературные премии, правда за рассказы. Первая премия (Ian St James Award) Аткинсон досталась в 1993 году за необычайно короткий рассказ Кармические матери — Миф или реальность? (Karmic Mothers-Fact or Fiction?).

Столь неожиданный и сенсационный прием у прессы первого романа был обусловлен сложностью постмодернистских идей заложенных в простом по стилистике и сюжету тексте, доступном любому неискушенному читателю. Позднее в других своих романах Аткинсон будет использовать весь спектр стилистических приемов и философских идей, например, черты магического реализма, идеи слияния мечты и реальности, прошлого, настоящего и будущего, навеянные романами того же Салмана Рушди. Более того именно ее романы предстают как пьянящий коктейль мистификации, постмодернистской дизъюнкции и коробящей сатиры, сочетающий провинциальную жизнь маленького английского городка и самые смелые литературные эксперименты.

Но не высоколобые романы принесли Кейт Аткинсон славу и популярность, известность пришла к ней после публикации в 2004 году первого детективного романа о частном детективе Джексоне Броуди — Преступления прошлого (Case Histories).

Серия о Джексоне Броуди

Серия, которую условно называют «Джексон Броуди», по имени главного героя. Квадрология — «Преступления прошлого», «Поворот к лучшему», «Ждать ли добрых вестей?», «Чуть свет, с собакою вдвоем».

Первое, что бросается в глаза, эти романы совсем не похожи на классические или психологические детективы. В них, конечно, присутствует главный герой, частный детектив из Кембриджа. И большинство событий соприкасается с расследованием. Если же убрать детективную канву, эти истории производят впечатление разрозненных семейных историй, как и сама жизнь.

Многократное прочтение романов, приводят меня к очевидному выводу. Развитие сюжета в этих романах отлично продумано и движется по заранее задуманному направлению. Хотя на первый взгляд, творится настоящий хаос.

Как и в других романах Аткинсон уделяет немало внимания теме памяти, или прошлого. Не кровавые убийства или жестокие драки провоцирую героев на действие. Именно память Аткинсон делает катализатором для проявления основных качеств характера, идентификации личности. Человек, сталкиваясь с прошлым, обнаруживает свою беспомощность или компетентность, гнев или раздражение.

Мне нравится сравнение одного из критиков, который сказал, что романы Аткинсон похожи на матрешки. Читая его писатель все время достает новую куклу из казалось бы последней, самой маленькой.

Не могу не упомянуть о философской составляющей этих романов. Настолько многогранного и остроумного изложения многих сложнейших философских вопросов трудно встретить даже в популярной серии брошюр «… за 90 минут». Это не удивительно. Ведь Кейт Аткинсон было отказано в написании докторской, во время учебы на философской факультете университета. Сама писательница признается, «я не жалею об отказе. Так я стала писательницей, забыв о докторантуре. А ведь если бы не этот отказ, изучала бы, например, пассивность и активность в творчестве Джейн Остин».

Избранная библиография

Музей моих тайн (Behind the Scenes at the Museum, 1995)
Человеческий крокет (Human Croquet, 1997)
Витающие в облаках (Emotionally Weird, 2000)
Жизнь после жизни (Life After Life, 2013)
Боги среди людей (A God in Ruins, 2015)
Transcription (2018)

Серия о Джексоне Броуди

Преступления прошлого (Case Histories, 2004)
Поворот к лучшему (One Good Turn, 2006)
Ждать ли добрых вестей? (When Will There Be Good News?, 2008)
Чуть свет, с собакою вдвоем (Started Early, Took My Dog, 2010)

  1. Третий роман Кейт Аткинсон называется Emotionally Weird (Эмоциональная реакция)

Добавьте комментарий