Кейт Аткинсон появилась на литературном небосводе слишком внезапно. Вручение ей в 1995 году Уитбредовской премии стало полнейшей неожиданностью для критиков и журналистов. «Темная лошадка» обошла ряд уже известных писателей, в числе которых был Салман Рушди. Хорошо иллюстрирует этот переполох статья Гардиан от 24 января 1996 года, «44-летняя домохозяйка» выиграла одну из самых престижных премий Великобритании.

Критик был прав, называя Уитбредовскую премию одной из самых, но Аткинсон вовсе не была домохозяйкой. За два года до этого ее рассказ уже получил первую премию на каком-то литературном конкурсе. Но как вы понимаете, имя Кейт Аткинсон от этого не стало известным.

Английская писательница родилась в декабре 1951 года в старинном и «провинциальном» городе Йорке, на севере Англии. Городок и свое детство Аткинсон подробно описала в своем первом романе «Музей моих тайн», где рассказывает историю злоключений семьи на протяжении четырех поколений.

Ее родители работали в аптеке, расположенной в центре города, а потому первые два года жизни будущая писательница провела в квартире над магазином. В первом романе она описывает родителей главной героини в очень неприглядном свете. Отец — грубиян и бабник, мать — бесчувственная и сварливая женщина. За это получила от критиков прозвище «непочтительной рассказчицы». Кейт научилась читать в пять лет и буквально «пожирала» энциклопедии, справочники и любую другую литературу попадавшуюся ей на глаза. Единственной, а потому любимой детской книгой Кейт была «Алиса в стране чудес». По утверждению писательницы, она перечитывала любимую книгу раз в неделю, вплоть до десяти лет.

В Йорке Кейт пошла в школу для девочек, названную в честь Королевы Анны, а затем изучала английский язык и литературу в Университете Данди. После получения степени магистра в 1974 году продолжила обучение в докторантуре, где ее специальностью была американская история постмодернизма. В своей научной работе она исследовала творчество американских писателей Дональда Бартельми, Джона Кувера и Курта Воннегута, влияние которых отчетливо прослеживается в ее романах.

Серия о Джексоне Броуди

Серия, которую условно называют «Джексон Броуди», по имени главного героя. Квадрология — «Преступления прошлого», «Поворот к лучшему», «Ждать ли добрых вестей?», «Чуть свет, с собакою вдвоем».

Первое, что бросается в глаза, эти романы совсем не похожи на классические или психологические детективы. В них, конечно, присутствует главный герой, частный детектив из Кембриджа. И большинство событий соприкасается с расследованием. Если же убрать детективную канву, эти истории производят впечатление разрозненных семейных историй, как и сама жизнь.

Многократное прочтение романов, приводят меня к очевидному выводу. Развитие сюжета в этих романах отлично продумано и движется по заранее задуманному направлению. Хотя на первый взгляд, творится настоящий хаос.

Как и в других романах Аткинсон уделяет немало внимания теме памяти, или прошлого. Не кровавые убийства или жестокие драки провоцирую героев на действие. Именно память Аткинсон делает катализатором для проявления основных качеств характера, идентификации личности. Человек, сталкиваясь с прошлым, обнаруживает свою беспомощность или компетентность, гнев или раздражение.

Мне нравится сравнение одного из критиков, который сказал, что романы Аткинсон похожи на матрешки. Читая его писатель все время достает новую куклу из казалось бы последней, самой маленькой.

Не могу не упомянуть о философской составляющей этих романов. Настолько многогранного и остроумного изложения многих сложнейших философских вопросов трудно встретить даже в популярной серии брошюр «… за 90 минут». Это не удивительно. Ведь Кейт Аткинсон было отказано в написании докторской, во время учебы на философской факультете университета. Сама писательница признается, «я не жалею об отказе. Так я стала писательницей, забыв о докторантуре. А ведь если бы не этот отказ, изучала бы, например, пассивность и активность в творчестве Джейн Остин».

Добавить комментарий