Марджери Эллингем

Марджери Эллингем

Английская писательница Марджери Эллингем известна как один из классиков традиционного британского детектива, создательница серии о сыщике-любителе Альберте Кэмпионе.

Биография

Марджери Луиза Эллингем (Margery Louise Allingham) родилась 20 мая 1904 года в Лондоне. Она с детства была погружена в литературу, поскольку ее отец (Герберт Джон Эллингем) работал редактором нескольких журналов (Христианский глобус, Новый Лондон), мать также регулярно писала статьи для журналов. Тетя Мод была востребованным автором женских журналов, также как и двоюродный брат отца. Даже дедушка приложил руку к воспитанию таланта, редактируя первые сочинения внучки. Журналистика была не бременем, а образом жизни, поэтому в выходные семья развлекалась выпуская семейный-развлекательный журнал.

Вскоре после рождения дочери семья покинула Лондон и поселилась в старом деревенском доме неподалеку от Колчестера. У Марджери было два родных брата, но девочка больше времени проводила в одиночку. В семь лет ее отправили в типичную для Англии школу-интернат для девочек, в пятнадцать она смогла поступить в более престижную школу при Кембридже. Вершиной образования Эллингем стал престижный Политехнический колледж на Риджент-стрит в Лондоне. Здесь она изучала драматическое искусство и сразу же приступила к написанию своего первого романа Черный платок Дика: Повесть об острове Мерси (Blackkerchief Dick: A Tale of Mersea Island, 1923), приключенческую историю, действие которой разворачивается в Эссексе. Роман был допущен к публикации, когда ее друг Филипп Янгман Картер (Philip Youngman Carter), по прозвищу Пип (Pip) убедил Марджери, в ее литературном таланте, а позднее был художником-оформителем и автором дизайна обложек большинства ее книг.

Эллингем забросила обучение и приступила к работе над вторым романом. В 1927 году Марджери вышла замуж за Картера, который со временем стал успешным и известным художником. Интересно, что в паре Альберт Кэмпион и Аманда Фитон, последняя является успешной художницей, поэтому нетрудно предположить, что именно некоторые черты Аманды были списаны с мужа.

Спустя год после свадьбы Эллингем пишет свой первый детективный роман — Загадка белого коттеджа (The White Cottage Mystery), а еще год спустя, в 1929 выходит детективный роман Преступность в Черном Дадли (The Crime at Black Dudley), в котором впервые появляется знаменитый детектив-любитель Альберт Кэмпион, ставший героем серии и самым известным персонажем Эллингем.

В этом же году, Эллингем с мужем переезжают в Эссекс, а спустя пять лет они смогли приобрести собственный дом в деревне Д’Арси. Эссекс был расположен на побережье, поэтому с началом Второй мировой войны, Эллингем принимала самое активное участие в мероприятиях гражданской обороны, а ее муж ушел добровольцем в армию. Страхи и надежды британцев в начальный период войны, отражены в автобиографической книге Дубовое сердце (Oaken Heart, 1941). В 1944 году Эллингем вернулась к литературной работе, которая за исключением военных лет отличалась непрерывностью.

Эллингем на протяжении между 1929 годом и ее ранней смертью от рака в 1966 году, стабильно выпускала по роману в год. Ей также принадлежит несколько повестей и сборников рассказов.

Марджери Эллингем была в числе немногих авторов, которые сформировали канон английского классического детектива. Наряду с Найо Марш, Николасом Блейком и Майклом Иннесом, романы Эллингем стали образцами на которые позднее ориентировались сотни продолжателей и реформаторов жанра.

Романы Марджери Эллингем отличаются тщательной проработкой, сочетающихся с настоящим литературным талантом, отчего на свет появлялись настоящие бриллианты детектива. Детективы Эллингем только внешне похожи на беззаботные комедии, внимательный взгляд обнаружит под веселой оболочкой стройный сюжет, тщательно продуманную мотивацию и тонкие психологические портреты.

Эллингем первой из английских писательниц вняла запросам века, и подобно авторам крутого детектива обратила внимание на слои общества, обычно забытые в классическом детективе, например, гангстеров или гомосексуалистов. Отчего позднейшие послевоенные романы все больше напоминают триллеры. Фон ее романов отличается реалистическими деталями, часто сатирическим описанием английского общества и традиций. В поздних романах ирония и юмор перерастет в мрачные описания окружающего всех и все зла, доминирующего над светом и весельем.

Статья из Энциклопедического словаря английской литературы XX века

Биография

Эллингем Марджери Луиз (Allingham Margery Louise), родилась 20 мая 1904 года в Лондоне — скончалась 30 июня 1966 года в Колчестере (Эссекс). Родилась в семье писателя Х. Дж. Эллингема. Училась в женской школе в Кембридже.

Первый роман Эллингем Блэккерчиф Дик: рассказ об острове Мерси (Blackkerchief Dick: а Tale of Mersea Island, 1923) носит историко-авантюрный характер. Близки к авантюрному повествованию и ранние детективы Эллингем, первым из которых была Тайна белого коттеджа (The White Cottage Mystery, 1928). Ее главный расследователь Алберт Кемпион (герой около 20 романов) впервые появляется в Преступлении в Блэк Дадли (Crime at Black Dudley, 1929; русский перевод Черный Дадли, 1998), где он представлен любителем приключений, рыцарем, готовым вступить в прямое столкновение с противником ради спасения своих подопечных. Действие романов большей частью происходит на востоке Англии, в безлюдных районах Суффолка, в окруженной топкими и болотами деревне (Мистери майл — Mystery Mile, 1930; телесериал Би-би-си, 1989), на старинной мельнице с прилегающим к ней домом (Сладостная опасность — Sweet Danger, 1934; телесериал Би-би-си, 1989). Оба романа снабжены картами местности и полуразрушенных владений древних аристократических родов. Стремительное развитие действия с сопутствующей ему романтической линией, неотвратимая гибель таинственного злодея (в одном случае его затягивает трясина, в другом – мельничное колесо), спасение Кемпиона — эти и другие элементы приключенческого романа отодвигают на задний план намеченную в них детективную интригу.

Новые и старые герои Эллингем

С середины 30-х годов произведения Марджери Эллингем приобретают форму типичного романа-загадки с театрально обставленными убийствами, ложными следами и самым неожиданным преступником. Ее сыщик своим аристократическим происхождением, кембриджским образованием, связями с высшими чинами из Скотленд-Ярда напоминает сквозных персонажей Дороти Сейерс и Найо Марш. Хорошо воспитанный и немного рассеянный, всеобщий дядюшка, всегда готовый прийти на помощь, он противостоит суперменам и эксцентрикам. Хотя он и мистер, аристократизмом от него веет не меньше, чем от лорда Питера Уимзи. Его отношения со слугой, отнюдь не потомственным дворецким, но бывшим вором-взломщиком, строятся по типу подобных пар у Сейерс или Пеллема Гренвила Вудхауса. В отличие от многих безвозрастных сыщиков Кемпион, родившийся в 1900, стареет от романа к роману и постепенно теряет вкус к опасным приключениям. Как и герой Сейерс, он окружен родственниками и друзьями, которые время от времени попадают в неприятные истории; как и герой Марш, он обзаводится семьей, и даже его маленький сын оказывается вовлеченным в расследование (Зовущая леди — The Beckoning Lady, 1953).

Действие романов Марджери Эллингем середины 30-х годов перемещается в центральные районы Лондона, в дома художников (Смерть призрака — Death of а Ghost, 1934), издателей (Цветы для судьи — Flowers for the Judge, 1936), актеров и модельеров (Мода на саваны — The Fashion in Shrouds, 1938). Их населяют экспансивные люди, многих из которых легко заподозрить в убийстве. Но убийцами в романах Эллингем оказываются не артисты, а их хозяева, занимающие положение Просперо по отношению к своим Ариэлям, — менеджеры, искусные организаторы всевозможных презентаций. Таланты — это источник их обогащения, и они оберегают его от посягательств со стороны.

Детектив, осложненной моральной коллизией

После Второй мировой войны в творчестве Марджери Эллингем произошли более глубокие изменения, нежели у других авторов, начинавших вместе с ней. Ее серийный персонаж Кемпион прошел войну и вернулся другим человеком — размышляющим и сомневающимся. Меняется его место в романе. Как знамение времени рядом с ним, порой отодвигая его на второй план, начинает действовать другой расследователь – Чарли Люк, полицейский из Скотленд-Ярда, персонаж романа Срочно нужен гробовщик (More Work for the Undertaker, 1949; русский перевод в 1993). Свирепым видом он напоминает гангстера. Рядом с хорошо воспитанным, сдержанным Кемпионом особенно заметны его простецкие манеры (звенит монетами в кармане), режет слух его страстная, спонтанная, сопровождаемая жестикуляцией (говорит всем телом) речь. Воспроизведенная в скором времени сердитыми молодыми людьми, она передает настроение всеобщей рассерженности первых послевоенных лет.

Сохраняется место действия, но меняется его атмосфера: мрачный, затянутый смогом с запахом насилия, молчаливый и серьезный Лондон послевоенного времени. Таким он предстает в лучшем романе Марджери Эллингем Тигр во мгле (The Tiger in the Smoke, 1952; экранизирован в 1956; русский перевод в 1996). Теперь это не маленькая Венеция, где живут художники и располагаются издательские дома, а дымный привокзальный район Паддингтона – квадратная миля порока. Ощущение надвигающегося зла придает этому роману трагическое звучание. Преступник в нем лишен сатанинской силы, он даже может вызывать симпатию, но одновременно внушает мысль о неискоренимости зла, порожденного войной. Преступление переместилось из особняков, где светловолосый и бледнолицый Кемпион был своим, на улицы города здесь легко ориентируется мускулистый, смуглый Люк со смекалкой кокни. Кемпион же не подходил для новой работы: шла охота на человека-зверя, а он не был любителем кровавого спорта.

Моральная философия романа раскрывается в сцене встречи Тигра и старого священника, который узнал в нем обделенного судьбой мальчика из соседнего дома. Но это не отец Браун Г.К. Честертона, путь истины ему неведом, а для Тигра в отличие от Фламбо он закрыт. Их тихий ночной разговор в темной церкви скорее ведет к признанию амбивалентности понятий добра и зла, вины и невиновности в духе Грэма Грина. Сходная проблема затрагивается и в романе Закрой мне глаза (Hide My Eyes, 1958) в ходе тихой ночной беседы преступника (на этот раз он изображен веселым и самоуверенным лгуном, на счету которого 10 убийств) и старой женщины – она все еще видит в нем мальчика, которого любила как сына. Она хочет вразумить его, он – открыть ей глаза. Едва не плача, он пытается отравить единственного человека, который понимал его. Как и в случае с Тигром, это было всего лишь раз, когда нанесенный удар оказался смертельным.

В романах Марджери Эллингем 20-50-х годов обозначилось характерное для детективной прозы движение от приключенческого романа к роману-загадке, а затем к роману с детективной интригой, осложненной моральной коллизией; в рассказах она часто пародировала условности жанра. Детективы Эллингем пережили второе рождение в 1988 и 1989, когда восемь ее романов составили две телевизионные серии Би-би-си – Кемпион.

А. Саруханян 

Избранная библиография

Черный платок Дика (Blackkerchief Dick, 1923)
Тайна белого коттеджа (The White Cottage Mystery, 1928)
Криминал в Черном Дадли (The Crime at Black Dudley, 1929), в США вышел под названием Убийство Черного Дадли (The Black Dudley Murder)
Тайная миля (Mystery Mile, 1930)
Взгляните на Леди (Look to the Lady, 1931), в США вышел под названием Тайна чаши Гэта (The Gyrth Chalice Mystery)
Полиция на похоронах (Police at the Funeral, 1931)
Сладкая опасность (Sweet Danger, 1933), в США выходил под названиями Царство смерти / Вход Страха (Kingdom of Death / The Fear Sign)
Смерть призрака (Death of a Ghost, 1934)
Цветы для судьи (Flowers for the Judge, 1936), в США выходил под названием Наследие в крови (Legacy in Blood).
Господин Кэмпион: криминалист (Mr. Campion: Criminologist, 1937), (рассказы)
Дело об умершей свинье (The Case of the Late Pig, 1937), первоначально появился в сборнике Господин Кэмпион: криминалист
Танцоры в трауре (Dancers in Mourning, 1937), в США вышел под названием Кто убил Хлою? (Who Killed Chloe?)
Мода на вантах (The Fashion in Shrouds, 1938)
Господин Кэмпион и другие (1939), рассказы
Черные перья (Black Plumes, 1940)
Предатель в мошне (Traitor’s Purse, 1941), в США вышел под названием Тайна убийства саботаж (The Sabotage Murder Mystery)
Сердца из дуба (The Oaken Heart, 1941), автобиографическая книга
Танец лет (Dance of the Years, 1943) или как Галантрис (Galantrys)
Пиджин коронера (Coroner’s Pidgin, 1945), в США вышел под названием Бисер перед свиньями (Pearls Before Swine)
Разыскивается некто Иннокентий (Wanted: Someone Innocent, 1946), рассказы
Справочник господина Кэмпиона (The Casebook of Mr Campion, 1947), рассказы
Больше работы для гробовщика (More Work for the Undertaker, 1948)
Смертельный дуэт (Deadly Duo, 1949), в Великобритании вышел под названием Возьмите обе перед сном (1950)) — две новеллы:
   Разыскивается некто Иннокентий
   Последний акт (Last Act)
Тигр в дыму (The Tiger in the Smoke, 1952)
Нет забытой любви (No Love Lost, 1954) – две новеллы:
   Пациент в зале павлинов (The Patient at Peacocks Hall)
   Безопаснее, чем любовь (Safer Than Love)
Манящая леди (The Beckoning Lady, 1955), в США выходит под названием Усадьба манящей леди (The Estate of the Beckoning Lady)
Прятать глаза (Hide My Eyes, 1958), в США вышел под названием Конец троса (Tether’s End) / Десять пропали без вести (Ten Were Missing)
Китайская гувернантка (The China Governess, 1962)
Разум Читателей (The Mind Readers, 1965)
Груз для орлов (Cargo of Eagles, 1968), завершен Филиппом Картером
Записная книга Эллингем (The Allingham Case-Book, 1969), рассказы
Господин Кэмпион Фартинг (Mr. Campion’s Farthing, 1969), опубликован Филиппом Картером
Сокол господина Кэмпиона (Mr. Campion’s Falcon, 1970), в США вышел под названием Карьера господина Кэмпиона (Mr. Campion’s Quarry), опубликован Филиппом Картером
Микроавтобус Эллингем (The Allingham Minibus, 1973) или Счастливый день Кэмпиона (Mr. Campion’s Lucky Day), рассказы
Возвращение господина Кэмпиона (The Return of Mr. Campion, 1989), рассказы
Дерзости Красной Розы (The Darings of the Red Rose, 1995), первоначально опубликован анонимной серией
Номера для сдачи в аренду: Радио-пьеса (Room to Let: A Radio-Play, 1999)

Исследования

Соч.: The Allingham Case-Book. L., 1969; The Allingham Minibus. L., 1973; The Return of Mister Campion and Other Stories. L., 1989.

Лит.: Pike В. A. Campion’s Carreer: A Study of the Novels of Margery Allingham. Ohaio, 1987; Martin R. Ink in Her Blood: The Life and Crime Fiction of      Margery Allingham. Michigan, 1988; Thorogood J. Margery Allingham: A Biography. L., 1991.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)
1 комментарий
  1. Just wanna comment on few general things, The website design and style is perfect, the content material is rattling excellent D.

Добавить комментарий