Майкл Гилберт

Английский писатель Майкл Гилберт известен своими многочисленными детективами и триллерами, которые неизменно пленяли умы читателей и сердца критиков.

Майкл Гилберт

Майкл Френсис Гилберт (Michael Francis Gilbert) родился 17 июля  в маленьком городке Биллигей в Линкольншире, Англия. Мальчика с детства окружала литература поскольку оба родителя (отец — Бернард Самуэль, мать — Бервин Минне) были писателями.

Мальчик получил образование в школе св. Петра в Сассексе, а в школе Бландейлла. Под влиянием своего дяди, сэра Мориса Гваэра, главного судьи всей Индии, Майкл выбрал юридическую карьеру и сумел поступить на юридический факультет Лондонского университета, который окончил с отличием в 1937 году. Чтобы полностью обеспечить себя Майкл был вынужден преподавать в подготовительной школе в Солсбери.

В 1939 году Гилберт был призван в армию и служил в Королевской конной артиллерии. Большую часть войны он провел в Северной Африке и в Италии. К концу службы был произведен в майоры, но сама службы проходила не в штабах и не всегда гладко. В своих письмах он упоминает, что дважды был в плену, а в одном из романов (Его смерть в неволе, 1952) описывает классическую историю побега итальянского заключенного из лагеря, из чего можно сделать вывод, что все это будущий писатель видел собственными глазами.

В ряде других романов Гилберт рассказывает о сложностях, возникающих у солдата после возвращения к мирной жизни. Эти мысли, вероятно, были также навеяны реальными переживаниями автора. А роман Сеть из глаз рассказывает о французском Сопротивлении, выслеживающем офицеров и сотрудников гестапо, а в романе Долгий путь домой (The Long Journey Home, 1985) об инженере, который во время войны пробирается через Италию и Францию домой, преследуемый мафиози. Из всех этих отсылок следует сделать простой вывод, военная биография Гилберта была богата на приключения и нелегкие испытания.

Вернувшись с войны, Гилберт устроился работать юристом и уже через пять лет стал партнером в юридической фирме Trower, Still, and Kealing. Он женился на Роберте Мэри Марсден (Roberta Mary Marsden), которая родила ему пять дочерей и двоих сыновей.

Майкл Гилберт стоял у истоков создания в Англии Ассоциации криминальных писателей Великобритании в 1953 году и активно участвовал в ее развитии особенно в первые годы. Гилберт был также юрисконсультом Реймонда Чандлера, когда тот готовил свое завещание, проживая на территории Англии.

В 1960 году его привлекли как юридического советника для правительства Бахрейна, впоследствии этот опыт был отображен в романе Девяносто второй тигр (The Ninety-Second Tiger, 1973), сочетающем приключенческую романтику и мифологию ближневосточного мира, на которой завещана политический конфликт в романе.

В 1980 году Майкл Гилберт получил почетное звание Командора ордена Британской империи. Его детективное творчество получило множество наград — Эдгар от Американской ассоциации детективных писателей, Энтони на Бучероне, Алмазный кинжал Картье, шведскую премию Гранд мастер.

Но до 1983 года Гилберт продолжал скромно работать юристом в адвокатуре, а романы по рассказам друзей, он писал в электричке, пока добирался из пригорода в Лондон. Писатель несколько раз объявлял о завершении своей литературной карьеры, но каждый раз срывался и публиковал новый роман. Майкл Гилберт скончался в феврале 2006 года в Кенте.

Творчество Майкла Гилберта

Карьера Майкла Гилберта растянулась на полвека. Его первая книга вышла в 1930 году, а последняя в конце 90-х. За это время писатель опубликовал порядка тридцати романов и более четырехсот рассказов (любимая литературная форма Гилберта), несколько театральный пьес и множество сценариев для телевидения и радио.

Основной целью для себя английский писатель поставил желание развлечь писателя. В одном из интервью он сформулировал эту философию с лаконичной краткостью, посредством вопроса, Что делает писатель, если он не может развлекать?

Эллери Куин хвалил писателя за контроль над материалом, прозвав его законченным профессионалом. Другой видный американский критик, Энтони Баучер, пишет, что Гилберт всегда пишет очень реалистично, словно получает свои истории из первых рук, прекрасно осознавая что такое война и жизнь, закон и преступление. В другом месте он добавляет, — это маленькие произведения искусства.

Английские критики также положительно отзывались о детективах Гилберта, особенно англичанам импонировало умение смешивать элегантность и грубость, очарование и цинизм.

Майкл Гилберт работал в самых разных под-жанрах детектива, включая полицейский и шпионский роман, военную и приключенческую историю, судебная драма или классический детектив.

Из предисловия Георгия Анджапаридзе

Гилберт является одним из самых универсальных писателей в детективном жанре. Героями его романов могут быть традиционные английские судьи в парике и мантии и случайные сыщики, подвигнутые на это самой судьбой. Его романы включают традиционные детективы, приключенческие и шпионские романы, а также полицейские процедурный детектив.

В качестве своих учителей он называет двух английских писательниц Марджери Эллингем и Дороти Л. Сэйерс — две лучших писательницы этого века. По словам писателя именно их романы стали образцом для подражания на ранних этапах творчества писателя. В своих интервью он также называет многих мастеров жанра у которых ему довелось учиться — Эрик ЭмблерФрэнсис АйлсЭдмунд КриспинЭнтони БаучерДжулиан Симонс и Аманда Кросс, и все они вызывали его неизменное восхищение.

Следует также подчеркнуть, что Гилберт в своих детективах пытался не только развлекать читателя, его работы прекрасный образец умелого сочетания развлекательности и нравоучительности. Благодаря своем блестящему юридическому образованию, он мог в своих романах давать бесплатные консультации из области права, дотошно описывая различные случаи и методы их решения. Его эрудиция поражает, ведь он не только специалист в области права, но и блестящий эксперт-криминалист, историки, антрополог, и даже террорист, поскольку знает в точности как собрать бомбу из подручных средств.

Все свои детективы Гилберт пишет только с одной целью и желанием, построить упорядоченное общество, где правят религия, семейные ценности и правосудие. Его детективы прекрасный образец веры в основные права человека на жизнь без страха во всех ее формах, благодаря тому что закон и правопорядок контролирует и наказывает виновных в нарушении, стремящихся разрушить жизнь других людей.

Избранная библиография

Романы

Ближние кварталы (Close Quarters, 1947)
Внутрь они не заглядывали (They Never Looked Inside, 1947), в США — Он не против опасности (He Didn’t Mind Danger)
Двери открываются (The Doors Open, 1949)
Смоллбон умер (Smallbone Deceased, 1950) в русском издании — Бедняга Смоллбон
Смерть имеет глубокие корни (Death Has Deep Roots, 1951)
Смерть в неволе (Death in Captivity, 1952), в США — Опасность в (The Danger Within)
Страшно сделать шаг (Fear to Tread, 1953)
Небо высоко (Sky High, 1955), в США — Охрана дачи (The Country-House Burglar)
Убит за копейку (Be Shot for Sixpence, 1956)
Кровь и правосудие (Blood and Judgment, 1959)
После хорошей погоды (After the Fine Weather, 1963)
Трещина в чашке (The Crack in the Teacup, 1966)
Зной и песок (The Dust and the Heat, 1967), в США — Изнурение (Overdrive)
Этрусская сеть (The Etruscan Net, 1969), в США — Фамильный склеп (Family Tomb)
Тело девушки (The Body of a Girl, 1972)
Девяносто второй Тигр (The Ninety-second Tiger, 1973)
Точка возгорания (Flash Point, 1974)
Ночью двенадцатого (The Night of the Twelfth , 1976)
Пустой дом (The Empty House, 1978)
Смерть любимой девушки (Death of a Favourite Girl, 1980), в США — Убийство Кэти Стилсток (The Killing of Katie Steelstock)
Финальный бросок (The Final Throw, 1982), в США — В конце игры (End-Game)
Черный Серафим (The Black Seraphim, 1983)
Долгий путь домой (The Long Journey Home, 1985)
Неприятность (Trouble, 1987)
Краска, золото и кровь (Paint, Gold and Blood, 1989)
Королева против Карла Маллена (The Queen Against Karl Mullen, 1991)
Американские горки (Roller-Coaster, 1993)
Кольцо страха (Ring of Terror, 1995)
В бою (Into Battle, 1997)
Конец связи (Over and Out, 1998)

Сборники рассказов

Игра без правил (Game Without Rules, 1968)
Остановите казнь (Stay of Execution, 1971)
Дилетант в ярости (Amateur in Violence, 1973)
Петрелья на Q (Petrella at Q, 1977)
Господин Колдер и господин Беренс (Mr. Calder and Mr. Behrens, 1982)
Юность Петрелья (Young Petrella, 1988)
Для спокойной жизни (Anything for a Quiet Life, 1990)
Человек, который ненавидел банки (The Man Who Hated Banks, 1997)
Математика убийства (The Mathematics of Murder, 2000)
Любопытный заговор (The Curious Conspiracy, 2002)
Даже убийцы берут выходной и другие детективы (Even Murderers Take Holidays and other mysteries, 2007)
Жалость к девушке и другие рассказы (A Pity about the Girl and other stories, 2008)

Добавить комментарий