Майкл Иннес

Шотландский писатель и критик Джон Иннес Макинтош Стюарт, больше известный по псевдониму Майкл Иннес, автор литературных монографий и художественных романов из серии об инспекторе Скотланд-Ярда сэре Джоне Эплби.

Биография

Джон Иннес Макинтош Стюарт (John Innes Mackintosh Stewart) родившийся 30 сентября 1906 года в Эдинбурге. Его отец, Джон Стюарт (John Stewart), был видным адвокатом и главным исполнительным директором в сфере образования в Эдинбурге, поэтому дал сыну блестящее образование, Джон Стюарт учился в Эдинбургской академии. Эти годы он вспоминает и описывает только в мрачных тонах. Одиннадцать лет спартанской обстановки, где рутинная учеба нарушается такими же спартанскими грязными играми. Описание этого времени писатель впоследствии отразил в пятитомнике Лестница в Сурее (A Staircase in Surrey, 1974-78). Как описывает годы обучения Джон, единственным светлым проблеском эстетической свободы стала Шотландская национальная галерея, где писатель познакомился с творчеством итальянских мастеров живописи итальянский свет на шотландских стенах. Здесь же начали формироваться и будущие эстетические вкусы будущего писателя. После окончания Эдинбургского университета Стюарту удалось убедить своих родителей в необходимости продолжить образование в Англии и выиграл стипендию для оплаты обучения в Ориэль колледже в Оксфорде. Молодому человеку только исполнилось девятнадцать, его голова раскалывалась от радикальных идей, но Оксфорд охладил его пыл, поскольку в нем преобладали консервативные тенденции, в промежутке между двумя войнами, здесь молодому студенту придали академическую строгость.

В своих воспоминаниях он пишет, что особое влияние оказал на него преподаватель литературы, который в ответ на претенциозные заявления студента, заявил, что о литературе написано и сказано много ерунды, … Стюарт понял намек и стал осторожнее в своих характеристиках чужого творчества и внимательней к своим работам.

После окончания первого года обучения Стюарт уехал в грандиозное турне по Германии и Австрии, где в Вене прошел небольшой, но запоминающийся курс психоанализа у Фрейда.

После возвращения в Англию, выиграл литературный конкурс, после чего поступил в аспирантуру и начал подрабатывать редактором.

Первая работа заключалась в преподавании английского языка в провинциальном университете Лидса, где Стюарт встретил свою будущую жену Маргарет Хардвик (Margaret Hardwick) студентку медицинского факультета. Они поженились в 1932 году и три года прожили в Лидсе. Жизнь круто изменилась после пришедшего Джону приглашения работать профессором английского языка в Университете Аделаиды в Южной Австралии. Тщательно взвесив все за и против, бесперспективность перспективы низкооплачиваемых профессий преподавателя литературы и медицинского работника, мы выбрали антипода в изгнании. Это был очень важный шаг для Джона Стюарта, поскольку именно во время путешествия в Австралию родились писатель Майкл Иннес и его самый известный герой – Джон Эплби (John Appleby).

Именно долгое и утомительно-праздное путешествие (почти шесть недель от мыса Доброй Надежды до Австралийского побережья) Джон попытался скрасить написанием увлекательного романа из жизни университетских профессоров.

Загадку рождения детектива Иннес объяснял исключительной скукой австралийской жизни, которая скрашивалась литературой и купанием на пляже. Именно за годы работы в Австралии Иннес написал лучшие работы о Джоне Эплби.

По договору Стюарт должен был регулярно представлять университет на различных конференциях и других культурных мероприятиях местного пошиба. Но его выступления и лекции были столь невыразительны, что его авторитет окончательно упал в глазах колонистов, а поэтому когда после окончания второй мировой войны, ему представилась возможность занять должность профессора в университете Белфаста, он без зазрения совести вырвался из скучной Австралии. Эта смена обстановки отразилась на его произведениях наполнив романы этого периода неиссякаемым ирландским юмором. Обстановка нисколько не повлияла на темп его работы, он по прежнему выпускал по одному роману в год, но придала ускорение его академическим работам. Так после выхода в 1949 году его монографии Персонаж и мотив у Шекспира (Character and Motive in Shakespeare), его приглашают для работы в капитальном труде по освещению истории английской литературы, над которым он работал на протяжении почти десяти лет. В этом же году он был избран на почетную должность студента Крайст Черч (Student of Christ Church) в Оксфорде. После завершения своего блестящего труда по английской литературы, на протяжении 4 лет до своего ухода на пенсию читал в Оксфорде лекции по истории английской литературы. А на пенсии был избран почетным профессором.

Все это время Иннес очень легко сочетал академическую карьеру и работу над детективными романами. Многие друзья даже не подозревали, что автор целого ряда известных монографий о лучших английских писателях — Шекспире, Пикоке, Киплинге, Томасе Харди и Джозефе Конраде. Также является автором интеллектуальных детективов, который он публиковал под псевдонимом, тогда как научные работы и статьи выходили под его настоящим именем Джон Стюарт. Нельзя сказать, что сходство совсем было незамеченно  но как вспоминал Иннес, искусство в Англии насколько консервативно и преисполнено внутреннего снобизма, а течение его столь неторопливо, что, видимо, остановилось во время правления Георга V.

Тогда как его работы оставались незамеченными его английскими коллегами, второй роман серии попался на рецензию Хорхе Луису Борхесу, который высоко ценил и не раз включал детективы этого английского писателя в свои антологии.

Сквозным героем детективов Иннеса является сэр Джон Эплби — инспектор Скотланд-Ярда, а в более поздних романах комиссар столичной полиции, но в ряде романов регулярно появляется детектив любитель художник Чарльз Хонибат. Поскольку детективы Иннес писал ради развлечения, большинство из них изобилуют буйной фантазией, озорным остроумием и интригующими оборотами. Благодаря хорошему знанию классической английской литературы, детективы насыщены литературными аллюзиями.

После смерти жены в 1979 году Стюарт продолжает жить в своем доме в графстве Оксфордшир, вместе со своим младшим сыном Ангусом, который подобно отцу стал писателем.

Сам писатель скончался 12 ноября 1994 года в возрасте восьмидесяти четырех лет.

О творчестве

Творчество Майкла Иннеса претерпевало в процессе жизни изменения, поэтому в нем можно четко выделить несколько периодов, которое имеют свои характерные признаки и черты. А поскольку детективы Иннеса оказали огромное влияние на последующую традицию британского детектива и в очень ограниченно представлены на русском языке, мы подробно рассмотрим каждый из периодов, посвятив каждому из них отдельную статью.

Первый период продлился не долго, но он четко очерчен границами первых четырех романов, которые по своему стилю больше схоже с романами нравов и очень мало похожи на традиционные детективы.

Смерть в апартаментах ректора

Итак первый детектив Майкла Иннеса, как вы помните был написан во время продолжительного путешествия на пароходе из Англии в Австралию называется Смерть в апартаментах ректора (Death at the President’s Lodging), в США он выходил под названием Семь подозреваемых (Seven Suspects). В своей рецензии другой известный английский писатель того времени С. Дэй-Льюис (публиковавшийся под псевдонимом Николас Блейк) пишет, это самый блестящий роман, который я имел счастье читать за последнее время. Более скептически настроенные критики отмечали излишнюю фантастичность романа. В своей автобиографии, написанной полвека спустя, Иннес-Стюарт отмечает, что перечитывая свой первый роман, он отмечает чрезвычайную сложность его структуры и сюжета. А в своих письмах он отмечает, что главный герой настолько загружен академической деятельностью и навалившимся на него расследованием, что практически не отдыхает, чтобы можно было в этот момент проявить другие черты своего характера.

Джон Эплби (John Appleby) представший на суд читателей в этом романе, по словам Иннеса обладает небывалым сочетанием «созерцательных привычек и экспериментального ума, уравновешенности и эмоционального порыва, отсутствием настороженности и некоторых свойств привитых либеральным образованием». Позднее Иннес сможет выстроить более гармоничный характер у своего персонажа, в котором его будут привлекать «вспышки интуитивного прозрения, скашивающие занудство литературных исследований».

Первый роман представляет нам Эплби как движущую силу правосудия, на фоне академической жизни. Загадка, представленная английским писателем в романе, хорошо вписывается в традиции классического детектива, а вот решение вынуждает использовать литературные и философские знания, которых герою не занимать. В романе четко прослеживается постоянная перекличка с классической работой английского писателя  Томаса Де Квинси Убийство как одно из изящных искусств, приписываемой немецкому философу Иммануилу Канту. Профессор Титлоу рассказывающий эту историю, объясняет свои поступки как обратный императив, тому что было написано в трактате.

Гамлет, отомсти!

Второй роман Гамлет, отомсти! (Hamlet, Revenge!) написан в традиции детективов идущих от Дороти Л. Сэйерс. Убийство происходит на сцене во время постановки знаменитой пьесы Уильяма Шекспира, а ключевой документ, способствующий разгадке, спрятан среди текстов елизаветинской эпохи.

Подсказки к разгадке приходят в виде ряда сообщений, состоящих из фрагментов или цитат, ставших для англичан культурным достоянием. Детектив должен не только отгадать, откуда эти фрагменты, тогда все было бы очень просто, ему нужно покопаться в интерпретациях пьес Шекспира, сравнить различные версии и толкования. Писатель отмечал, что лучший шекспировед его времени с удовольствием прочел этот роман, где детективная загадка тесно переплетена с литературной.

Понятно, что вопрос о Шекспире в этом детективе стоит на первом плане. После окончания войны, Иннес вновь вернется к истолкованию Гамлета, он прочтет на радио две пьесы, которые в 1950 году выйдут отдельной книгой.

Панихида под создателю и Остановите печать

Третья книга Иннеса – Панихида по создателю (Lament for a Maker), многие критики называют лучшей книгой английского писателя. Сам Иннес признавался, что на этот роман оказали сильное влияние произведения Роберта Стивенсона. Мрачные описания, свойственные шотландским авторам, насыщенная текстура, чистая красота длинных пейзажных зарисовок, и даже моральные муки рассказчика — все есть в этой вещи.

В своей статье Смерть как игра он объясняет, что основное различие между романом и детективом. В первом автор занят изучением персонажей и мотивов, тогда как детектив требует развития сюжета. Поэтому он пытается отвергнуть претензии других литераторов, обвинявших Иннеса в излишней литературности его детективов. Но как показывают его последующие работы, борьба между литературностью и детективностью закончится в пользу последнего. Именно стремление вернуться к детективу как чтиву для развлечения, заставляет в дальнейшем отказаться от тенденции, которую критики окрестили детективом нравов, по аналогии с романом нравов. Именно стремление детектива к отображению жизни, и отход от литературности позволил автору вернуться в лоно детективной традиции.

Последний роман этого периода Остановите печать (Stop Press) сохраняет литературных тенденции, отмеченные в предыдущих романах, сохраняется попытка объединить детектив, действие которого разворачивается в усадьбе и роман нравов, а также излишнюю литературную вычурность, но уже видна его тенденция к снижению излишеств и приближении к классическим стандартам.

Избранная библиография

Серия о Джоне Эплби

1936-1950

Смерть в апартаментах ректора (Death at the President’s Lodging, 1936), также издавался как (Seven Suspects)
Гамлет, отомсти! (Hamlet, Revenge!, 1937)
Панихида по создателю (Lament for a Maker, 1938)
Остановите печать (Stop Press, 1939), также издавался как (The Spider Strikes)
The Secret Vanguard, 1940
There Came Both Mist and Snow, 1940 (также издавался как A Comedy of Terrors)
Appleby on Ararat, 1941
The Daffodil Affair, 1942
The Weight of the Evidence, 1943
Appleby’s End, 1945
A Night of Errors, 1947

1951-1960

Operation Pax, 1951 (также издавался как The Paper Thunderbolt)
A Private View, 1952 (также издавался как One-Man Show and Murder Is an Art)
Christmas at Candleshoe, 1953 (также издавался как Candleshoe)
Appleby Plays Chicken, 1956 (также издавался как Death on a Quiet Day)
The Long Farewell, 1958
Hare Sitting Up, 1959

1961-1970

Silence Observed, 1961
A Connoisseur’s Case, 1962 (также издавался как The Crabtree Affair)
The Bloody Wood, 1966
Appleby at Allington, 1968 (также издавался как Death by Water)
A Family Affair, 1969 (также издавался как Picture of Guilt)
Death at the Chase, 1970

1971-1986

An Awkward Lie, 1971
The Open House, 1972
Appleby’s Answer, 1973
Appleby’s Other Story, 1974
The “Gay Phoenix,” 1976
The Ampersand Papers, 1978
Sheiks and Adders, 1982
Carson’s Conspiracy, 1984
Appleby and the Ospreys, 1986

Серия о Чарльзе Хонибате

The Mysterious Commission, 1974
Honeybath’s Haven, 1977
Lord Mullion’s Secret, 1981
Appleby and Honeybath, 1983

Детективные романы

From London Far, 1946 (также издавался как The Unsuspected Chasm)
What Happened at Hazelwood?, 1946
The Journeying Boy, 1949 (также издавался как The Case of the Journeying Boy)
The Man from the Sea, 1955 (также издавался как Death by Moonlight)
Old Hall, New Hall, 1956 (также издавался как A Question of Queens)
The New Sonia Wayward, 1960 (также издавался как The Case of Sonia Wayward)
Money from Holme, 1965
A Change of Heir, 1966
Going It Alone, 1980

Сборники рассказов

Appleby Talking: Twenty-three Detective Stories, 1954 (также издавался как Dead Man’s Shoes)
Appleby Talks Again: Eighteen Detective Stories, 1956
Appleby Intervenes: Three Tales from Scotland Yard, 1965
The Appleby File: Detective Stories, 1975

Художественные романы

Изданы под настоящим именем Дж. И. М. Стюарт

Mark Lambert’s Supper, 1954
The Guardians, 1955
A Use of Riches, 1957
The Man Who Won the Pools, 1961
The Last Tresilians, 1963
An Acre of Grass, 1965
The Aylwins, 1966
Vanderlyn’s Kingdom, 1967
Avery’s Mission, 1971
A Palace of Art, 1972
Mungo’s Dream, 1973
The Gaudy, 1974
Young Pattullo, 1975
A Memorial Service, 1976
The Madonna of the Astrolabe, 1977
Full Term, 1978
Andrew and Tobias, 1980
A Villa in France, 1982
An Open Prison, 1984
The Naylors, 1985

Сборники рассказов

Three Tales of Hamlet, 1950 (совместно с Rayner Heppenstall)
The Man Who Wrote Detective Stories, and Other Stories, 1959
Cucumber Sandwiches, and Other Stories, 1969
Our England Is a Garden, and Other Stories, 1979
The Bridge at Arta, and Other Stories, 1981
My Aunt Christina, and Other Stories, 1983
Parlour Four, and Other Stories, 1986

Радиопьесы

Strange Intelligence, 1947

Исследования

Educating the Emotions, 1944
Character and Motive in Shakespeare: Some Recent Appraisals Examined, 1949
James Joyce, 1957 (revised 1960)
Eight Modern Writers, 1963
Thomas Love Peacock, 1963
Rudyard Kipling, 1966
Joseph Conrad, 1968
Shakespeare’s Lofty Scene, 1971
Thomas Hardy: A Critical Biography, 1971

Как редактор

Montaigne’s Essays: John Florio’s Translation, 1931
The Moonstone, 1966 (by Wilkie Collins)
Vanity Fair, 1968 (by William Makepeace Thackeray)

Добавьте комментарий