vldmrvch.ru

Найо Марш и Шекспир

Усердно занимаясь в университете, Найо Марш продолжала развивать свое детское увлечение, играя в любительских спектаклях. В тот момент литература занимала ее в меньшей степени, хотя некоторые литературные опыты уже имелись в активе. Так, примерно лет двенадцати от роду она создала пьесу в стихах Золушка, в которой было шесть действующих лиц и которую Найо с друзьями разыграли перед родителями. В студенческие годы она попробовала себя в журналистике, начав с того, что мы бы сегодня назвали газетными очерками. У нее и это неплохо получалось, и она вполне могла бы увлечься сочинительством. Но в 1920 году в их город на гастроли приехал Шекспировский театр под руководством Аллана Уилки. И юная Найо была полностью покорена…

ngaio-marsh-and-theater

Как тут опять не углядеть причуды судьбы? Еще до школы первая гувернантка читала ей вслух Короля Лира. Девочка, естественно, ничего не поняла, но была на всю дальнейшую жизнь заворожена волшебными строками великого барда.

А в школе произошло следующее.

Английскую литературу там преподавала некая мисс Хьюз, которая Найо не любила и третировала, поскольку та писала с ошибками и умудрилась сделать в одном сочинении тридцать одну ошибку в правописании, но именно эта сухая и придирчивая старая дева подарила ей то, что она ценила более всего на свете — непреходящую страсть к пьесам и сонетам Шекспира. Воистину Шекспир стал главным увлечением, которому посвятила свою жизнь Найо Марш — практически в каждом ее романе есть прямые цитаты или во всяком случае скрытые цитаты и аллюзии, вызывающие в памяти его произведения.

Нет ничего удивительного в том, что сценическое воплощение пьес Шекспира талантливыми актерами буквально потрясло девушку. Вдохновленная и окрыленная она села писать собственную пьесу под названием Медальон, действие которой происходило в Англии во времена Регентства (1811—1820) и включало в себя массу поединков с использованием разного рода острых клинков. Как почти полвека спустя с иронией заметила писательница, в стиле пьесы причудливо смешались заимствования из Шекспира, Шеридана, Уайльда и баронессы Д’Орои. Как мы уже знаем, Найо была девушка начитанная.

В очередной приезд труппы Уилки она набралась храбрости и оставила свое творение на его имя в гостинице, где он остановился. Приглашение самого Уилки посетить его повергло ее в страшное смятение. Кроме всего прочего, приличной девушке не пристало одной проводить в гостинице время, и мать вызвалась сопровождать ее. Небожитель Уилки сделал ей какие-то конкретные замечания по поводу диалога и сказал, что она наверняка напишет еще пьесу. В этом он оказался провидцем.

А некоторое время спустя Уилки сам нашел ее и предложил поступить в его труппу в качестве актрисы. Тут мудрые и любящие родители проявили себя с лучшей стороны и, не взирая на прочные предрассудки, позволили ей попробовать себя. Проба вышла удачной — не имея никакого специального образования, начинающая актриса быстро миновала период ученичества и получала вполне серьезные роли, хотя и не первого плана. После труппы знаменитого Уилки были и другие гастрольные коллективы.

Она очень рано тонко и глубоко проникла в магию театра, найдя превосходную формулировку этому моменту истины: пусть роль, исполняемая актером незначительна, и пьеса из рук вон плоха, да и сам актер не одарен великим талантом, все равно единственный шаг через порог, отделяющий одну реальность от другой, Не может сравниться ни с каким иным родом деятельности.

Эти мысли развивает Перегрин Джей, режиссер и драматург, приехавший в Лондон из Новой Зеландии, который несомненно близок автору и происхождением и всепоглощающей страстью к Шекспиру, роман Смерть в театре Дельфин: Нам, актерам — Г. А. Приходится обыгрывать убийства, насилие, воровство, сексуальные извращения. Они окружают нас. Мы выискиваем мотивы и психологию, мы пытаемся оправдать или хотя бы понять Отелло, Макбета, охотников на ведьм, инквизиторов и даже врачей-убийц из Освенцима. Иногда нам кажется, что это удалось… Но сталкиваться с такими вещами непосредственно!.. Они наваливаются и подминают, как каток.

Вот она, вторая реальность искусства, где правят несколько иные правила и законы, нежели в действительности. Еще один парадокс вполне в духе эстета Оскара Уайльда….

Георгий Анджапаридзе

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе