vldmrvch.ru

Старомодный оригинал

В истории литературы известны случаи, когда писатель творил не в уютном кабинете за массивным письменным столом, а в обстановке, казалось бы, вовсе не располагавшей к рождению шедевров слова. К примеру, Илья Эренбург любил работать в парижских кафе. Многие поэты сочиняли на ходу: такие не похожие друг на друга мастера. Как Маяковский и Мандельштам, нередко вышагивали свои стихи, прежде чем их записать на бумагу.

Особое место в ряду этих неприхотливых в быту художников слова занимают знаменитые авторы детективных романов. Так, Агата Кристи в своей автобиографии о смущением вспоминает о том времени, когда к ней пришла известность и дотошные журналисты бесцеремонно рвались в ее кабинет, желая описать его в своих интервью и статьях. Но ей нечего было им показать, поскольку у нее не было не только кабинета, но и собственного письменного стола. Писала будущая королева детектива буквально где придется, иногда даже лежа в ванне и поедая в огромном количестве свои любимые яблоки.

Классик американского детектива Эрл Стенли Гарднер плодотворнее всего работал в песках калифорнийских пустынь, куда он отправлялся сочинять очередной роман об адвокате Перри Мейсоне караваном из нескольких трейлеров. Когда спадала дневная жара, он часами диктовал своим четырем секретаршам.

Но, думается, всех перещеголял своей оригинальностью в выборе места для писательского творчества англичанин Майкл Гилберт, который большинство своих произведений создал в … поезде, которым каждое утро ровно час ехал на работу в Лондон. В статье, опубликованной в 1956 году, он подробно рассказывает, как в вагоне первого класса, бегло просмотрев утреннюю газету, пристраивает на коленке блокнот в толстой обложке и сочиняет свою ежедневную норму в две с половиной страницы.

Хотя Гилберт более пятидесяти лет плодотворно работал в литературе, издав множество книг, основной его профессией оставалась юриспруденция. Литература для него была любимым хобби, в котором он преуспел. Счастлив он был и в семейной жизни, став отцом пяти дочерей и двух сыновей.

Родившийся в 1912 году Майкл Гилберт, признанный старейшина британского детективного цеха, продолжает писать и издавать новые книги. Последний роман Странный заговор 1 вышел в свет в 2002 году, когда его автору исполнилось девяносто лет. Хочется надеяться, что этот роман был написан уже не в поезде…

Старомодный оригинал

Английский пригородный поезд, возможно на котором ездил Майкл Гилберт

Родился Гилберт в графстве Линьколншир, скорее всего в не слишком обеспеченной семье, иначе не пришлось бы ему, будучи студентом Лондонского университета, подрабатывать учителем начальных классов в городе Солсбери. В 1937 году Гилберт стал дипломированным юристом, а с 1938 года началась его успешная карьера, на разных этапах которой он консультировал знаменитого американского коллегу Реймонда Чандлера — одного из создателей американского крутого детектива, а также правительство государства Бахрейн.

Во время Второй мировой войны Гилберт служил в артиллерии в Северной Африке, где попал к немцам в плен, сумел бежать, но был пойман и помещен в лагерь для военнопленных, расположенный в Италии. Опыт военных лет, очевидно, стал основой романа Смерть в неволе (1952).

После войны Гилберт возвращается к занятиям юриспруденцией и в 1952 году становится одним из партнеров в юридической фирме Трауэр, Стилл и Килинг. Первый роман Ближние кварталы выходит в 1947 году.

Во втором романе Внутрь они не заглядывали превосходно передана атмосфера послевоенного Лондона, где не хватает самых необходимых продуктов и вещей, полиция недоукомплектована, а толпа демобилизованных солдат и офицеров с трудом приспосабливается к мирной жизни.

***

Несмотря на многолетнюю литературную деятельность заслуженную популярность не только в Англии, но и за ее пределами, Гилберт награжден Гроссмейстерским призом шведскими детективистами в 1981 году и получил американскую премию Эдгара По в 1987 году, а в 1980 году возведен королевой в рыцарское достоинство. Творчество Майкла Гилберта российскому читателю практически неизвестно.

Его многочисленные романы и рассказы — одно из белых пятен на пестрой карте английского детектива XХ века.

Настоящий том, по сути, представляет собой первое знакомство с этим, может быть, немного старомодным, но безусловно одаренным и оригинальным писателем.

Надеюсь, что это знакомство будет с успехом продолжено…

Г. Анджапаридзе 

  1. Автор невольно ошибается, поскольку, это не роман, а сборник рассказов, и на момент написания статьи это был действительно последний сборник, но после 2002 года вышло еще несколько сборников.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе