vldmrvch.ru

Патриция Вентворт

Английская писательница Патриция Вентворт получила известность как плодовитая писательница, автор популярных детективных романов о мисс Сильвер.

Патриция Вентворт

Патриция Вентворт (Patricia Wentworth) урожденная Дора Эми Эллис (Dora Amy Elles), была дочерью прославленного генерал-лейтенанта английской армии. Как и полагается дочери солдата, она родилась на летней базе английской армии в Индии, в предгорьях Гималаев. Поначалу получала образование в частном порядке, но позже закончила школу для девочек в Блэкхите.

Эллис вышла замуж за полковника Георга Диллона (George Dillon), после его смерти в 1906 году, вышла второй раз замуж за другого полковника Джорджа Оливера Тернбулла (George Oliver Turnbull), от которого родила дочь. Второй муж всегда помогал своей жене, получившей широкую славу писательницы, будь то уход за домашней собакой или подготовка рукописи для издателей.

Детективы ради удовольствия

Сама писательница никогда не стремилась к славе на литературном поприще, предпочитая вести спокойный и размеренный образ жизни британской аристократки, а также получать удовольствие от всех удовольствий. Она очень любила садоводство, автомобили, и разведение такс.

Первая литературная работа Патриции Вентворт появилась, как и работы Редьяра Киплинга, на страницах Гражданского и военного журнала, который был ведущим английским изданием на территории Индии. Первые работы были написаны в жанре исторических приключений, а действие разворачивалось во времена французской революции, периода хорошо знакомого английским читателям по романам Диккенса и баронессы Орци. Ее первый роман получил премию, порядка 250 гиней (около 400 долларов). После этого последовал еще рад романов, в той же сюжетной и исторической тематике.

Первым детективом стал роман Удивительное приключение Джейн Смит (The Astonishing Adventure of Jane Smith, 1923), но больше известно более позднее название книги Мисс Серебряная тайна, которое дало название серии детективов. Успеху серии, видимо, содействовало непрерывность в издании дальнейших приключений, а также описание жизни и нравов среднего класса, которое было очень позитивно воспринято читателями в эпоху бурных перемен.

Мисс Сильвер

Главная героиня серии мисс Мод Сильвер (Maud Silver), бывшая гувернантка, которая уже, будучи в возрасте, открыла свое детективное Maud-Silverагентство. Неизбежны некоторые параллели с мисс Марпл, но героиня Патриции Вентворт обладает достаточно индивидуальными характеристиками, что позволяет ей не быть полностью похожей на известную героиню, созданную Королевой английского детектива. Во-первых, мисс Сильвер профессионал, которая занимается расследованием не из любопытства, а для пополнения своего дохода. Как и полагается профессионалу методы и принципы ее работы также отличаются от того, что мы встречаем у Агаты Кристи. Мисс Сильвер всегда требует от своих клиентов полной откровенности и только в этом случае она берется за дело. Обстановка ее скромной квартиры и обычаи жизни целиком вписываются в культуру, господствовавшую в Англии викторианской эпохи. Но у героини Вентворт нет каких-либо эксцентричных или чересчур навязчивых манер. Ее квартира скорее напоминает офис, поскольку именно здесь, а не в голове, хранятся папки с досье на самых закоренелых преступников Англии. Словом мисс Сильвер похожа на безвкусно одевающуюся старую деву, отличительной особенностью которой являются аккуратность и волосы мышиного цвета. Она всегда оговаривает с клиентом сумму вознаграждения, но живет она отнюдь не богато и часто не может себе купить даже новое платье, поэтому она носит наряды, уже вышедшие из моды. Одежда ее невзрачная, единственным постоянным украшением является брошь в виде розы, которую она носит на шейном платке, а пенсне довершает этот портрет-описание бывшей гувернантки. Впрочем, часть атрибутов являются почти стереотипными для английского романа той эпохи.

Хотя мисс Сильвер зарабатывает себе на жизнь как детектив, никаких особых навыков или устройств или методик в своей работе она не использует. Основной и незаменимый метод мисс Сильвер — заметки, которые она делает по ходу следствия, опираясь исключительно на свое умение пристально наблюдать и делать из этого выводы. По сути метода как такового нет, поскольку подобное расследование может вести любой человек обладающий терпением и определенным уровнем интеллектуальных способностей. Критики высказывают предположение, что возможно эта невзрачность и приземленность позволили завоевать любовь среди читателей, невольно ощущающих родство с этой обычной женщиной.

В отличие от многих детективов того времени, у мисс Сильвер прекрасные отношения с полицией лишенные какого-либо конфликта. А поскольку английская мисс оказывает помощь в полиции в запутанных расследованиях, для чего не использует никаких противоправных методов, кроме своей возможности долго наблюдать за подозреваемым. Она часто прячет свое проницание и дедуктивные способности, маскируя их под вязание одежды для своей племянницы. Зато она всегда охотно делится своими выводами с полицией, а также иногда, в экстренных случаях, она может на правах частного лица произвести обыск, в то время как полиции для этого требуется ордер.

Особенности романов Патриции Вентворт

Подобно клиентам мисс Сильвер, преступники, которые появляются в романах Патриции Вентворт — это англичанине среднего класса, обычно имеющие средний достаток и чаще проживающие в столице. Но бывают и исключения, когда целая деревня может попасть под подозрение и становится местом тщательного анализа английской сыщицы. Среди подозреваемых можно встретить демобилизовавшихся офицеров, издателей, адвокатов, врачей и даже священнослужителей. От чтения ее романов возникает ощущение, что убийство это прерогатива богатых и обеспеченных, а также в большинстве молодых и порывистых.

Преступлением в романах Вентворт всегда является убийство, краж или ограблений не встречается, чаще всего это отравление, но бывают и утопленники, или люди упавшие с парапета дома, или же застреленные. Писательница, совсем в духе времени, не фокусирует свое внимание на психологических аспектах ситуации или персонажей, убийство для нее отправная точка в увлекательном логическом построении, которое может подстегиваться напряженным ожиданием очередного убийства. Основным мотивом для преступления является алчность, но встречаются также семейные дрязги, шантаж, приводящий к убийству.

Помимо убийства и расследования в романах английской писательницы появляются и дополнительные элементы, свидетельствующие о ее интересах. Например, романтические отношения между молодыми людьми, разлученными войной. В качестве второй сюжетной линии, она может провести романтическую историю. Но люди на которых пало подозрение, никогда в романах писательницы не оказываются невиновными, подозрение — свидетельство совершенных ранее ошибок.

Загадки в детективах Вентворт — запутанные и сложные, но во время чтения романа читателям сложно не догадаться о подлинном преступнике по мере приближения к концу. Сама ситуация и контекст развернутые перед читателями почти без каких-либо интриг ведут читателей прямо к разгадке. Сюжет всегда излагается линейно, в хронологическом порядке, где наиболее важным событиям уделяется ключевое внимание.

Популярность детективных романов Патриции Вентворт объясняется массой факторов, здесь и романтическая загадка-тайна, и устойчивые, почти незыблемые фон и контекст ее романов и кажущаяся простота, под которой скрывается сложный и увлекательно сконструированный сюжет, обычно всегда удовлетворяющий читателей, которые любят подобного рода чтиво.

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе