Филип Керр

Филип Керр

Английский писатель Филип Керр известен как автор серии нуарных детективов о немецком детективе Берни Гюнтере.

Биография

Филип Баллантайн Керр (Philip Ballantyne Kerr) родился 22 февраля 1956 года в Эдинбурге. Едва мальчик научился читать, как заявил, что мечтает стать писателем, но у родителей были другие планы на его будущее. Его отец был простым рабочим, а идеологическими вопросами в семье руководила мать, а поскольку она была ревностной посетительницей баптистской церкви, сына растили в строгом соблюдении норм религиозно-трудовой этики, где религиозные догмы занимали центральное положение в жизни. Когда Филип поступил в гимназию, семья перебралась южнее в Нортгемптон.

Вопреки желаниям родителей Филип рано начал писать, а когда ему исполнилось десять лет, его рассказ выиграл престижную Stopford Sack-ville English Prize. Но родители были уверены, что литература не может быть профессией, приносящей стабильный доход, поэтому настояли на получении юридического образования. В 1980 году Филип Керр закончил Университет Бирмингема со степенью магистра. Но карьера адвоката казалась молодому человеку кабалой, и он устроился на работу копирайтером в престижное рекламное агентство Saatchi & Saatchi. Позднее писатель признавался, что во время работы в агентстве он чувствовал себя ненужным человеком и за все время своей работы не написал ни одного успешного рекламного слогана, по его словам он днем маялся в агентстве, а по ночам строчил дома романы.

Первый роман Мартовские фиалки вышел в 1989 году, а оглушительный успех книги был столь велик, что позволил Керру уйти из агентства и посвятить все время литературе. Успех его романа был настолько очевиден, что его моментально приглашают к сотрудничеству в всемирно-известное издательство Пингвин как составителя антологий (Книга лжи — The Penguin Book of Lies, 1990 и Книга драк, вражды и сердечной ненависти: антология антипатии — The Penguin Book of Fights, Feuds, and Heartfelt Hatreds: An Anthology of Antipathy, 1992). Керр продолжает ежегодно публиковать романы, которые лишь добавляют успеха к его славе. А к историям популярного автора начали проявлять интерес менеджеры кино и телеиндустрии, сперва британской, а затем и голливудской. Керр активно сотрудничает с кинокомпаниями, не только в продаже прав, но и в написании сценариев, а это лишь укрепляет успех его следующих романов, а также позволяет заключить контракты на переводы его романов в 15 странах. Первые четыре книги Керра были переведены и в России.

Желая отвлечь своих собственных детей от видеоигр и приобщить к чтению, Керр в 2000 году начинает писать книги для детей. Первоначально, Керр не планировал издавать свои детские книги, но когда его литературный агент, которому тоже достался экземпляр ограниченного тиража книги, подписал контракт на публикацию истории и ее возможных продолжений в крупном издательстве, а также на экранизацию, Керру пришлось дать согласие на публикацию.

Филип Керр женат на английской писательнице Джейн Тэйнн (Jane Thynne), которая родила ему троих детей.

Первый роман Филипа Керра сделал из начинающего писателя суперзвезду. Книга Мартовские фиалки, первый роман в трилогии о Берни Гюнтере, вышел в 1989 году и стал популярен еще до того как с творчеством этого автора познакомились критики. К моменту публикации третьего романа, два года спустя, критики уже создали Филипу Керру литературную репутацию, например Салман Рушди охарактеризовал его романы как блестящую инновацию. К 1993 году Филип Керр по опросам читателей и критиков вошел в двадцатку лучших британских писателей, а его последующие техно-триллеры лишь позволили ему расширить круг своих почитателей.

Романы Керра можно узнать по двум характерным деталям: дотошному историческому изложению и невероятно сложному и запутанному развитию сюжета, особенно в части их интеллектуальной составляющей. Его романы полны подробных исторических деталей и содержат длинные пассажи о философии, науке и технологиях, правда автор всегда знает меру, обычно подобные экскурсы касаются деталей имеющих ключевое значение для сюжета и редко отвлекают от напряженно развивающегося действия. Рецензенты часто жалуются, что документальное изображение многих исторических личностей, например Исаака Ньютона, Адольфа Гитлера, Франклина Рузвельта, приводит к упрощению или стереотипности в изображении этих персонажей, хотя они являются, по сути, героями художественного, а не документального произведения.

Британские критики ехидно посмеиваются над сценами секса, которые изображаются очень неумело и являют слабое место в творчестве Керра. Но большинство жалоб со стороны рецензентов касаются сцен насилия и безысходности, на фоне которых разворачивается действие его романов. Несмотря на все эти вздохи критиков, романы Филипа Керра завоевывают все большую читательскую популярность, а автор неизменно оказывается в различных номинациях на престижные литературные премии.

О творчестве

Исследование

Новый роман английского писателя Филиппа Керра Исследование (Research, 2014) не входит в знаменитую серию о Берни Гюнтере, сыщике из фашистской Германии. Но в творческом наследии писателя накопилось уже немало несерийных романов, которые принесли ему славу автора бестселлеров. Например, его предыдущий роман — Если мертвые не воскресают (If the Dead Rise Not) получил премию Эллис Питерс как лучший исторический детектив. Керр также является автором популярной серии книг для детей.

Идея лежащая в основе романа Исследование банальна, но благодаря необычному сюжетному повороту писателю удалось взглянуть на избитый сюжет с новой, необычной точки зрения. Джон Хьюстон известен как один из самых богатых писателей в литературном мире. Его доход можно оценить лишь примерно. Автор многочисленных бестселлеров зарабатывает чуть больше 100 миллионов долларов в год. Причем он в год, публикует по несколько новых книг, каждая из которых неизменно попадает в списки самых продаваемых. Как читатели догадываются, это невероятно тяжелый труд, но не всю работу делает сам Хьюстон. Вокруг писателя собрался целый коллектив литературных негров, которые готовят сюжет для очередной книги, ее детальное описание и целый каталог материалов. Работа команды хорошо оплачивается и помимо основной работы они имеют возможность заниматься собственными проектами. Издатели, хорошо знакомые с командой и процессом подготовки бестселлеров активно поддерживают слаженную работу коллектива. Все счастливы и довольны.

Но в какой-то момент Хьюстону надоела слаженная работа, он прекрасно понимает, что процесс публикации книг на автомате снижает качество выдаваемой продукции с каждым годом. Он планирует остановить конвейер, взять год отпуска и написать настоящий роман высокого качества. Ему хочется вновь вернуть то время, когда он получал награды не только за возраст и заслуги прошлых лет. Но слишком много людей завязано в литературном конвейере по созданию бестселлеров. От подобного сбоя большинство сотрудников коллектива потеряют тот минимум доходов, за который они должны бороться и биться каждый день.

Хьюстон вместе с женой живет в Монако. Налогообложение этой страны позволяет экономить больше средств, а компания миллионеров обеспечивает ему равных соседей. Однажды, вернувшись домой, писатель обнаруживает свою жену мертвой, с огнестрельным ранением в их двуспальной кровати. Все улики указывают на него. В растерянности Хьюстон теряет голову и пытается сбежать. У него есть свой катер и лицензия пилота. Он звонит своему другу и одному из литературных негров с просьбой о помощи.

Полиция в недоумении. Если Хьюстон невиновен, зачем он сбежал? А писатель-миллионер обнаруживает другую сторону жизни, когда на собственной шкуре должен испытать не только заискивающие взгляды, восторженные отзывы и лебезящую свору поклонников. Хьюстон оказывает в положении одного из героев своего же романа, когда нужно пройти через огонь и воду, чтобы добраться до счастливого финала…

Не все рецензенты в восторге от нового романа Филиппа Керра. Многие пишут о громоздком и тяжелом стиле, скучном и избитом сюжете, но все эти упреки слышатся каждый раз после выхода очередного романа. Привыкнуть к черному, нуарному характеру романов Керра непросто. Но для поклонников творчества этого английского писателя все нипочем. Очередной роман кажется захватывающим, сюжет интригующим, а мрачный фон лишь красит детективно-приключенческую идею создавая более широкую гамму цветов.

Избранная библиография

Серия о Берни Гюнтере

(в скобках указан год, когда происходит действие)

Berlin Noir
March Violets, 1989. (1936)
The Pale Criminal, 1990. (1938)
A German Requiem, 1991. (1947–48)
The One from the Other, 2006. (1949)
A Quiet Flame, 2008. (1950)
If The Dead Rise Not, 2009. (1934 и 1954)
Field Grey, 2010. (1954 эпизоды воспоминаний за 20 лет)
Prague Fatale, 2011. (1941)
A Man Without Breath, 2013. (1943)
The Lady From Zagreb, 2015. (1942-3, несколько эпизодов происходят в 1956.
The Other Side of Silence, 2016. (1956)
Prussian Blue, 2017. (1939, несколько эпизодов происходят в 1956)
Greeks Bearing Gifts, 2018. (1957)
Metropolis, 2019. (1928)

Романы вне серии

Pacificism Is Not Enough, 1990
A Philosophical Investigation, 1992
Dead Meat, 1993
Gridiron, 1995 (also known as The Grid)
Esau, 1996
A Five-Year Plan, 1998
The Second Angel, 1998
The Shot, 1999
Dark Matter: The Private Life of Sir Issac Newton, 2002
Hitler’s Peace: A Novel of the Second World War, 2005

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика