Психология Рут Ренделл

Рут Ренделл (Барбара Вайн — псевдоним) пользуется международной известностью как мастер детектива. Она обладательница многочисленных премий, а ее романы пользуются заслуженной популярностью среди читателей всего мира.

Psychology Ruth Rendell

У Рут Ренделл есть свой фирменный стиль, в котором написано большинство ее произведений. Здесь линии и формы зыбки и обманчивы, зло словно разлито в воздухе, опасность подстерегает за каждым углом. Главное в романах писательницы — атмосфера. Дом, комната, сад, ночная улица играют у нее не меньшую, а то и большую роль, чем люди, а в людях, ее интересуют не столько поступки, сколько настроения, воспоминания, фантазии, особенно все потаенное, тщательно скрытое от чужих глаз. Типичный для Ренделл композиционный ход — прошлое вновь оживает в настоящем, или напоминая о некогда совершенном преступлении, или порождая новые. Борьба добра и зла в ее романах представлена куда сложнее, чем у обычно. Например, в финале романа Под вуалью, построенном наиболее традиционно (проницательный полицейский инспектор ищет и находит убийцу), Ренделл применяет свой излюбленный прием: правосудие уже не в силах покарать преступника, так как зло само навлекло на себя возмездие. В Роковой инверсии, Доме с лестницей, Разговаривать с неизвестными вообще нет противостояния преступника и детектива. В первых двух романах история убийства воссоздается через воспоминания участников и свидетелей трагедии, наказание зла совершается далеко не привычной форме, а о торжестве добра можно говорить с какой-то определенность лишь применительно к Дому с лестницей.

Как правило мотивы преступлений, на взгляд Ренделл, коренятся в психологии, в том темном и болезненном, что люди так тщательно прячут от других, а то и от самих себя. Варианты разнообразны: врожденные преступные наклонности, подавленная или извращенная сексуальность, несчастное детство, утрата нравственных табу под влиянием среды; преступники-одиночки (Под вуалью, Дом с лестницей, Разговаривать с неизвестными), преступники, связанные круговой порукой (Роковая инверсия), преступники — женщины и дети (в каких романах пусть это пока останется загадкой для читателя).

Что же может противостоять злу? Ответ, который дает классический детектив (прямой герой и его союзники), для Ренделл явно не подходит: мир, изображенный ею, очень далек от ясности, рациональности, благоустроенности. Свой оптимистический ответ писательница ищет в природном начале, что парадоксально, так как именно природа и является у нее источником преступности. Однако, по логике Ренделл, самые глубокие, изначальные побуждения человеческой природы способны перебороть темное и разрушительное в ней. Могучий материнский инстинкт (Зоси — Роковая инверсия), альтруизм как врожденное свойство щедрой натуры (Козетт в Доме с лестницей) дают их носителем крепкую, несокрушимую опору, несмотря на все беды, и сообщают жизненную энергию окружающим их.

Для Рут Ренделл, в отличие от авторов классической школы, характерны открытые финалы. Это связано не только с неоднозначностью в развязке детективной интриги, но и с тем, что параллельно развиваются отношения между персонажами, лежащие вне этой интриги, и здесь с окончанием романа до развязки, как правило, еще далеко. Ренделл хвалят за умение сочетать детективную фабулу с психологическим анализом, но мнение некоторых рецензентов, будто ее романы раскрывают глубины человеческой души, — явно восторженное преувеличение. Главное у Ренделл детективная история, а психологизм придает ей занимательность и напряженность. Крен же в сторону психологизма нарушает границы жанра и возникает ощущение не глубины, а скуки (как в некоторых местах романа Разговаривать с неизвестными).

Романы Рут Ренделл дают хорошее представление о психологическом направлении в современном детективе.

В. Ряполова 

Добавить комментарий