Рут Ренделл — английская писательница, получившая ряд неофициальных титулов – Королева криминального романа, Первая леди детектива или Новая Агата Кристи. Автор цикла знаменитых детективов об инспекторе Уэксфорде, ряда несерийных психологических детективов и романов, написанных под псевдонимом Барбара Вайн. За свое творчество Рут Ренделл была отмечена всеми возможными наградами и премиями, литературными и государственными, а ее книги пользуются любовью и популярностью читателей всего мира.

Биография

Рут Барбара Ренделл (Ruth Barbara Rendell) в девичестве Грейсменн (Grasemann) родилась в Лондоне 17 февраля 1930 года. Ее родители были иммигрантами. Отец — Артур Грейсменн, хоть и родился в Плимуте, его предки в 1790 году перебрались в Англию из Германии. Мать — Эбба Элис Крузе — родилась в Стокгольме и провела детство и юность в Дании, в Англию попала с родителями, когда ей исполнилось 14 лет. Оба работали преподавателями в Восточной части Лондона. Вероятно, прошлое не позволило им завести своего круга знакомых или попасть в какое-либо сообщество, поэтому они вели очень уединенный образ жизни, ограничиваясь редким общением с родными, который унаследовала Рут. Зато уединение способствовало тому, что родители пристрастили дочь к чтению.

Рут росла пытливой и творчески очень способной. Научившись писать, она тут же принялась сочинять стихи, а чтобы развлечь своих двоюродных братьев, она в 15 лет написала историческую драму в стихах.

Рут хорошо окончила школу, но поскольку учеба ей надоела, она решила не поступать в университет. Позднее, когда ей будет за тридцать, она пыталась пройти курс английского языка, но терпения не хватило и на этот раз.

Выбор карьеры пал на журналистику. Поскольку семья жила в это время в Эссексе, она устроилась репортером в местную газету Chigwell Times. Через несколько лет работы она получила кресло главного редактора, хотя сама признавалась, что была плохим репортером, поскольку фантазия в ее репортажах и статьях превалировала над реальностью.

В 1950 году Рут выходит замуж за Дональда Ренделла (Donald Rendell), коллегу по журналистике. Карьерный рост продолжался не долго, в 1953 году у Рут родился сын Саймон, и она, как преданная мать, бросила работу, чтобы заниматься воспитанием сына. Именно во время ухода раз ребенком Рут Ренделл посвящает все свое свободное время чтению, как если бы я пошла в университет. Она штудирует французский и классический греческий, восполняя пробелы в знаниях.

В этот же период она много пишет. Результат — десятки рассказов, которые Ренделл рассылает по женских журналам. Правда, большинство из них были опубликованы только, когда она стала уже известной писательницей. По совету мужа, она пробует себя в большой форме и пишет исторический роман, еврейскую семейную сагу, комедию нравов в стиле Ивлина Во и Нэнси Митфорд. В промежутках между работой над романом она пописывает детектив, просто для того чтобы убедиться что я могу написать детектив. Исторический роман она выслала в ряд издательств с вопросом о возможности публикации. Когда ее пригласили на собеседование в одно из издательств, редактор спросил о ее других работах, на что она показала детектив, написанный просто ради удовольствия.

Рукопись была написана от руки, и с целым рядом правок, отчего Рут очень смущалась, но опытный редактор Джеральд Остин, заинтересовался и предложил ряд исправлений, которые она вносила в период рождественских каникул 1963 года и весь январь 1964 года. В начале февраля роман С любовью насмерть, Дун (From Doon with Death) был отправлен в редакцию, а в ноябре этого же года опубликован. В первом романе Ренделл действовала команда из двух полицейских детективов инспектора Реджинальда Уэксфорда (Reginald Wexford) и младшего помощника Майкла Бадена (Michael Burden). Хотя в романе главными героями были полицейские, но первый роман нисколько не напоминал полицейский детектив, с его рутиной и списком должностным обязанностей, больше он смахивал на классический детектив Золотого века, с традиционной парой сыщиков. Так появилась на свет автор детективных романов, позднее заслужившая негласного титула Леди детектива №1. А инспектор Уэксфорд стал героем целой серии популярных детективов.

Одновременно с детективной серией Ренделл публикует несерийные романы, которые иногда сложно даже назвать детективами. В них внимание автора сосредоточено на сознании главного героя — преступника или жертвы, чьи чувства: отчуждение, тревога, ненависть или сострадание являются основными составляющими романа. Публикация психологических романов шла в ногу с детективной серией о Уэксфорде, и если детективному инспектору посвящено 23 романа, то психологических детективов было написано 26, а также 2 повести и несколько сборников рассказов.

С 1986 года в творчестве Ренделл наметился новый этап. Новые романы писательница публикует под псевдонимом Барбара Вайн (Barbara Vine). Этот псевдоним состоит из ее второго имени и девичьей фамилии ее бабушки. Романы этого периода написаны в стиле Генри Джеймса или если можно так сказать Альфреда Хичкока, а тончайшие литературные манипуляции и сложные, многогранные образы подчас дарят читателям поразительные сюрпризы.

Награды и премии Рут Ренделл еще одно доказательство того признания, которым ее творчество пользуется во всем мире. Трижды ее романы получали высшую награду Американской ассоциации писателей криминального жанра — Эдгар, а в четвертый раз в 1997 году она была удостоена звания Великий мастер. В Англии ее романы четырежды были удостоены награды Золотой кинжал и один раз серебряного, а в 1991 году писательнице был вручен Алмазный, за достижения в жанре.

Рут Ренделл — член Королевского общества литературы и имеет почетные докторские степени целого ряда университетов. Ей были вручены самые почетные награды Британии, а также присвоен титул баронессы.

Как заядлая путешественница Ренделл посетила большинство уголков мира, за исключением России, Центральной Африки и Южной Америки. После ряда своих поездок она оставила память в виде путевых заметок. Ренделл большая любительницы природы, что находит отражение в ее творчестве, где она оставляет подробные описания пейзажей и конкретных растений, а путешествия и вовсе стали неотъемлемой частью ее жизни и работы. С детства Ренделл сохранила любовь к чтению, недельная порция составляет обычно порядка 5 книг.

Рут Ренделл — активно участвует в политической жизни страны, с момента получения Тони Блэром в кресла премьер-министра она была принята в Палату Лордов и активно занялась освоением законопроектов, участвуя в принятии решений от лейбористской партии.

Английская писательница Рут Ренделл — образец человека, который смог достичь своим трудом и талантом многого, не зациклившись на творчестве.

Из статей

Психология Рут Ренделл

Рут Ренделл (Барбара Вайн — псевдоним) пользуется международной известностью как мастер детектива. Она обладательница многочисленных премий, а ее романы пользуются заслуженной популярностью среди читателей всего мира.

У Рут Ренделл есть свой фирменный стиль, в котором написано большинство ее произведений. Здесь линии и формы зыбки и обманчивы, зло словно разлито в воздухе, опасность подстерегает за каждым углом. Главное в романах писательницы — атмосфера. Дом, комната, сад, ночная улица играют у нее не меньшую, а то и большую роль, чем люди, а в людях, ее интересуют не столько поступки, сколько настроения, воспоминания, фантазии, особенно все потаенное, тщательно скрытое от чужих глаз. Типичный для Ренделл композиционный ход — прошлое вновь оживает в настоящем, или напоминая о некогда совершенном преступлении, или порождая новые. Борьба добра и зла в ее романах представлена куда сложнее, чем у обычно. Например, в финале романа Под вуалью, построенном наиболее традиционно (проницательный полицейский инспектор ищет и находит убийцу), Ренделл применяет свой излюбленный прием: правосудие уже не в силах покарать преступника, так как зло само навлекло на себя возмездие. В Роковой инверсии, Доме с лестницей, Разговаривать с неизвестными вообще нет противостояния преступника и детектива. В первых двух романах история убийства воссоздается через воспоминания участников и свидетелей трагедии, наказание зла совершается далеко не привычной форме, а о торжестве добра можно говорить с какой-то определенность лишь применительно к Дому с лестницей.

Как правило мотивы преступлений, на взгляд Ренделл, коренятся в психологии, в том темном и болезненном, что люди так тщательно прячут от других, а то и от самих себя. Варианты разнообразны: врожденные преступные наклонности, подавленная или извращенная сексуальность, несчастное детство, утрата нравственных табу под влиянием среды; преступники-одиночки (Под вуалью, Дом с лестницей, Разговаривать с неизвестными), преступники, связанные круговой порукой (Роковая инверсия), преступники — женщины и дети (в каких романах пусть это пока останется загадкой для читателя).

Что же может противостоять злу? Ответ, который дает классический детектив (прямой герой и его союзники), для Ренделл явно не подходит: мир, изображенный ею, очень далек от ясности, рациональности, благоустроенности. Свой оптимистический ответ писательница ищет в природном начале, что парадоксально, так как именно природа и является у нее источником преступности. Однако, по логике Ренделл, самые глубокие, изначальные побуждения человеческой природы способны перебороть темное и разрушительное в ней. Могучий материнский инстинкт (Зоси — Роковая инверсия), альтруизм как врожденное свойство щедрой натуры (Козетт в Доме с лестницей) дают их носителем крепкую, несокрушимую опору, несмотря на все беды, и сообщают жизненную энергию окружающим их.

Для Рут Ренделл, в отличие от авторов классической школы, характерны открытые финалы. Это связано не только с неоднозначностью в развязке детективной интриги, но и с тем, что параллельно развиваются отношения между персонажами, лежащие вне этой интриги, и здесь с окончанием романа до развязки, как правило, еще далеко. Ренделл хвалят за умение сочетать детективную фабулу с психологическим анализом, но мнение некоторых рецензентов, будто ее романы раскрывают глубины человеческой души, — явно восторженное преувеличение. Главное у Ренделл детективная история, а психологизм придает ей занимательность и напряженность. Крен же в сторону психологизма нарушает границы жанра и возникает ощущение не глубины, а скуки (как в некоторых местах романа Разговаривать с неизвестными).

Романы Рут Ренделл дают хорошее представление о психологическом направлении в современном детективе.

В. Ряполова

Ренделл Рут

Ренделл Рут (Rendell Ruth), родилась 17 февраля 1930 в Лондоне. Автор детективов. Награждена орденом Британской империи (1996). За достижения в области литературы (1996). За достижения в области литературы удостоена премии Бриллиантовый кинжал (1991), высшей премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании. Член Королевского литературного общества. С 1997 — член Палаты лордов.

После окончания средней школы в графстве Эссекс Ренделл занималась журналистикой: работала репортером и редактором в местных газетах (1948-1952). Добившись известности, поселилась в старинном фермерском доме в графстве Суффолк, где происходит действие большинства ее романов.

Серия о Реджинальде Вексфорде

Несколько десятков произведений Ренделл делятся на три группы, демонстрирующие трансформацию детективного жанра от романа-загадки к психологическому детективу. Наиболее близки классической форме ее детективы с серийным персонажем — полицейским Реджинальдом Вексфордом (Reginald Wexford), которого Ренделл представила в первом опубликованном романе Дун означает смерть (From Doon with Death, 1964; экранизирован в 1991) и затем обращалась к нему на протяжении последующих десятилетий (в частности, в романах Смерть делает выбор — The Best Man to Die, 1969; экранизирован в 1990; русский перевод в 1991; И больше смерти нет — No More Dying Then, 1971; экранизирован в 1989; Одни лгут – другие умирают — Some Die and Some Lie, 1973; экранизирован в 1990; Проститесь навсегда — Shake Hands for Ever, 1975; экранизирован в 1988; Целуясь с Дочерью оружейника — Kissing the Gunne’s Daughter, 1992; экранизирован в 1992; Симисола — Simisola, 1994; экранизирован в 1995). Действие этих детективов происходит в суссекском городке Кингсмаркхем и строится по принципу головоломки — как составление целостной картины из отдельных деталей.

Герой Ренделл внешне не похож на других литературных детективов (пожилой человек, страдающий гипертонией, громоздкий и неуклюжий, как слон). По традиции, утвердившейся после Второй мировой войны, Ренделл в иронической перспективе соотносит свои романы о жизни с далеким от нее классическим детективом. Когда Вексфорду не хватает улик вроде окурков или оторванных пуговиц, он вспоминает Великого Детектива Конан Дойла, но при этом поясняет: Хотя я глубоко уважаю сэра Артура, жизнь совсем не похожа на рассказы о Шерлоке Холмсе. В реальной жизни знание человеческой натуры важнее аналитических способностей Холмса. В то время как в романах Агаты Кристи (Ренделл крайне низко ее оценивает) совершались два, а то и три убийства, чтобы дать достаточно пищи аналитическому уму сыщика, двойные и тройные завязки в романах Ренделл нередко распадаются на параллельные сюжетные линии, что создает более разветвленное по сравнению с классическим детективом повествование. Вексфорд помимо функциональной роли наделен собственной историей, сопоставленной с основной детективной интригой. Его уютный дом, теплые отношения с женой противостоят жестокости и насилию, с которыми ему приходится иметь дело, однако, столкнувшись с расовой проблемой, он вынужден признать: все мы расисты. У него те же проблемы с собственными детьми, что и у других жителей городка, а в романах конца 90-х годов его жена и дочь оказываются в центре криминальных происшествий (Ярость на дорогах — Road Rage, 1997; экранизирован в 1998; Причиненное зло — Harm Done, 1999).

Простоватый на вид, типичный провинциал, Вексфорд, как и его предшественники, — большой ценитель литературы, особенно поэзии (на все случаи жизни у него припасены цитаты из Шекспира, но он может ответить и словами Дягилева, обращенными к Кокто). Ход расследования нередко направляется литературными ассоциациями. Знание викторианской поэзии, сюжетов произведений Э. Троллопа помогают ему раскрывать загадочные убийства. Названием романа Признание виновности (А Guilty Thing Surprised, 1970; экранизирован в 1988) служит строка из Прелюдии Уильяма Вордсворта семейная драма, приведшая к убийству,  а соотнесена с любовью поэта-романтика к родной сестре. Установив аналогичность ситуации, детектив разгадывает тайну преступления. Цитаты из Утопии Томаса Мора, предваряющие главы романа Коль скоро жертва мертва (Murder Being Once Done, 1972; экранизирован в 1991; русский перевод в  1991), иронически проецируют изображение идеального общественного устройства на проблемы XX века.

Психологические детективы

С 70-х годов, параллельно с вексфордскими романами, Ренделл начинает писать психологический детектив, в центре которого не сыщик, а преступник, не технология расследования, а психология и анатомия преступления. Интересно не убийство само по себе, а сознание того, кто его совершает (…), обнаруживается ли оно в действии, диалоге, размышлениях или потоке сознания, — пишет Ренделл в предисловии к изданной ею книге В чем причина. Антология сознания, способного на убийство (А Reasoron Why. An Anthology of the Murderous Minind, 1995). В ней собраны отрывки из произведений высокой литературы (наиболее широко представлен Томас Харди), демонстрирующие темную сторону человеческой души от библейского братоубийства до романа Иена Макъюэна Невинный (1990). Из собственных произведений Ренделл включила в антологию отрывок из романа Демон в моем взоре (Demon in My View, 1976; премия Золотой кинжал Ассоциации писателей-криминалистов за лучший роман года; экранизирован в 1992), в котором с протокольной сухостью воссоздается история преступника, дающая возможность проникнуть в его сознание и увидеть мир его глазами, — история маньяка, убивающего женщин, изнемогающего под бременем вины, но неспособного контролировать свои действия. Чтобы удержаться он убийства, он душит манекен с витрины. В другом романе подобного рода, Один по вертикали, два по горизонтали — Оne Across, Two Down, 1971; русский перевод в 1997), фанатичный любитель кроссвордов воспринимает окружающий мир сквозь призму не связанных между у собой слов. Подобно составлению кроссворда, он разыгрывает хитроумную комбинацию с подменой трупов, и в результате его преследуют не за то убийство, которое он совершил.

Основу психологического детектива Рут Ренделл составляет убеждение в том, что преступления гораздо чаще совершаются из страха, а не по злому умыслу. Источником же страха нередко оказывается социальная пропасть, разделяющая убийцу и жертву. В Каменном наказании (А Judgement in Stone, 1977; экранизирован под названием Домработница 1987, под названием Церемония 1997, режиссер Клод Шаброль) убийцей оказывается женщина каменного века, сама превратившаяся в камень. Она тщательно скрывает свою неграмотность, в печатном слове видит личную угрозу, а в тех, кто им владеет, — личных врагов. Ее страшит не пожизненное заключение, а разглашение ее тайны. В романе нет сыщика, которому полагается раскрыть убийство, как нет и загадки. О том, что Юнис Парчмен убила семью Ковердейлов, потому что не умела читать и писать, сообщается с самого начала, а затем на всем протяжении романа излагаются события, приведшие к трагедии. Социальная подоплека преступления показана и в романе Все идет не так (Going Wrong, 1990; экранизирован в 1998). Центральный персонаж – нувориш с криминальным прошлым, одержимый любовью к девушке из хорошей семьи, — теряет ощущение реальности и ищет врага в ее окружении, убив которого, вернет ее любовь. В Крокодиловой птичке (The Crocodile Bird, 1993) Ив убила трех мужчин, потому что любила Шроув, имение со старинным домом, с которым связано все лучшее в ее   жизни. Она убивает тех, кто угрожает лишить ее этого рая и едва не доводит до безумия собственную дочь, птичку, живущую в пасти крокодила. В психологическом триллере Ренделл Зрелище для больных глаз (А Sight for Sore Eyes, 1998), высоко оцененном Филис Дороти Джеймс, непреодолимой преградой для романтической любви становятся различия в происхождении и воспитании влюбленных.

Под псевдонимом Барбара Вайн

Действие произведений третьей группы (Ренделл публикует их с середины 80-х годов под именем Барбары ВайнVine Barbara) разворачивается без участия сыщика. Речь в них идет о давнем преступлении, как правило оставшемся нераскрытым, но меняющим судьбы причастных к нему людей. Они строятся на переплетении прошлого и настоящего. В сознании героя Роковой инверсии (А Fatal Inyersion, 1987; премия Золотой кинжал; экранизирован в 1991) живет память о произошедшей 10 лет назад трагедии. Ему удается избежать разоблачения (останки похищенного младенца и убитой девушки опознаны ошибочно), но не расплаты за собственный жизненный опыт. Романы Ночь не бывает слишком длинной (No Night is Too Long, 1994; экранизирован в 2002) и Каменная свадьба (The Brimstone Wedding, 1996) прочитываются как вариации на тему, обозначенную в Антологии Ренделл: Убийство во имя любви может разрушить любовь. В первом из них исповедь-признание в совершенном преступлении пишет главный участник любовной драмы – он обрек на гибель своего друга-любовника из любви к его сестре. Во втором прошлое и настоящее встречаются в исповеди умирающей от рака старой женщины. Вместе со своим возлюбленным она играла в убийство его жены и способствовала ее гибели, когда представился случай.

Реконструкция прошлого определяет сюжет романов Книга Асты (Asta’s Book, 1993; В США вышла под названием Книга Анны) и Сын трубочиста (The Chimney Sweeper’s Boy, 1998), раскрывающих тайну жизни умерших персонажей. В первом из них прошлое воспроизводится в дневнике покойной, который она вела с 1905, и в комментариях ее внучки, которые она пишет в 1991, пытаясь проникнуть в тайну отсутствующих страниц и распутать сложный клубок родственных отношений. Во втором – дочь знаменитого писателя после его смерти пишет мемуары и в ходе работы выясняет, что он был совсем не тем человеком, за кого себя выдавал. Она восстанавливает историю его семьи, узнает, что он взял имя умершего в детстве мальчика, и только причина его бесследного исчезновения из семьи остается для нее тайной. Она раскрывается в его незаконченном автобиографическом романе истории юноши, открывающего в себе гомосексуальные наклонности. Узнав в случайном любовнике родного брата, он бежит из семьи, чтобы начать новую жизнь под новым именем.

При всем разнообразии романов Ренделл основу их составляет тайна, постепенное раскрытие которой определяет развитие сюжета. Это позволяет рассматривать их как модификацию детективного жанра, что связывается с вытяжением на первый план вопроса почему вместо традиционных кто и как.

Л. Саруханян

Будничные преступления Рут Ренделл

С тех пор как в 1976 году не стало Агаты Кристи, среди возможных претендентов на освободившийся трон Королевы английского детектива все чаще называлось имя Рут Ренделл.

Рут Ренделл (в девичестве Грейзман) родилась в Лондоне в 1930 году. Окончив в 1948 году среднюю школу, она тогда же была принята в газету Экзетер экспресс энд индепендент, где проработала четыре года — сначала репортером, а затем редактором.

В свободное от журналистики время Ренделл сочиняла новеллы или романы. Плоды ее фантазии исправно возвращались назад, отказ следовал за отказом. Так продолжалось долго, пока очередная рукопись — на сей раз комедия нравов — не вызвала интерес издателя. Вместо дежурного не пойдет в ответе содержалась просьба кое-что исправить, с тем чтобы вещь можно было бы издать. Победа? Но Рут Ренделл отсылает не исправленный вариант приглянувшейся редактору комедии, а детективный роман. Он был принят к публикации в 1964 году и увидел свет под названием Дун — означает смерть.

Роман-дебют был тепло встречен английскими читателями. Годом позже он был напечатан в США и тоже понравился. От Ренделл ждали новых вещей по обе стороны Атлантики. Ее книги раскупали нарасхват, получали хвалебные отзывы знатоков, удостаивались престижных наград.

Рут Ренделл появилась на литературно-детективной арене в эпоху, когда каноны классического интеллектуального детектива подверглись решительному пересмотру. Менялась жизнь, и уютные сельские особняки благородных семейств казались чем-то вроде анахронизма. Убийства в запертой комнате и прочие сверхизощренные способы достижения преступных целей выглядели чуть ли не комично на фоне сообщений в газетных разделах криминальной хроники. Еще жила, писала, пользовалась привычной популярностью Агата Кристи, но от тех, кто пытался заявить о себе в детективном жанре, уже требовалось нечто большее, чем хитроумное убийство и длинный список подозреваемых, из которых виновато самое неожиданное лицо.

Успех книг Ренделл не в последнюю очередь объясняется тем, что она нашла формулу, удачно соединяющую традиционные детективные правила с умением рассказать кое о чем еще. В первую очередь о повседневной жизни среднего и нижнее-среднего слоев британского общества, причем правдиво воссозданная обстановка, быт, нравы у нее — не фон, но важнейшее действующее лицо.

В классическом детективе дерзкое преступление нарушало размеренно-благополучный ритм жизни. Появлялся Гениальный Сыщик, вникал в суть дела и, повергая в смущение недогадливых полицейских. Срывал с преступника личину. Эта победа над силами зла создавала у читателей впечатление, что идиллия восстановлена и ничто не мешает обществу продолжать движение по дороге здравого смысла, высоких моральных заповедей и социального прогресса.

У Ренделл преступление не столько нарушает привычное течение будней, сколько органично из него вытекает. Обыденное существование отнюдь не идиллично. Будничный круговорот — сон, еда, работа, шаблонный досуг — скорее выступает в виде наркоза, действие которого в один прекрасный день может прекратиться. Обиды, огорчения, нереализованные возможности накапливаются исподволь, оказываясь порой причиной трагедии, и пусть преступника в конце концов поймают, — мало что меняется в укладе, изображая который Ренделл проявляет зоркость, иронию и стилистическое изящество, сделавшие бы честь и тому, кто, презирая низкие жанры, пишет исключительно серьезную прозу.

Поклонники детективных загадок в духе Агаты Кристи могут упрекнуть Ренделл, что она уступает своей великой предшественнице по части непредсказуемых поворотов и неожиданных концовок. Возможно, это так, но Ренделл и не ставит своей задачей ошеломить читателя в последней главе. Для нее куда важней показать связь между повседневным существованием человека и преступлением. Именно поэтому иногда она выходит за рамки чистого детектива, где помимо преступления основное внимание уделено расследователю, ищущему виновника. Ренделл охотно прибегает к более свободной форме криминального романа, где можно подробно исследовать психологию жертвы или преступника, что классический детектив сделать не в состоянии, ибо заклание жертвы происходит обычно слишком рано, а личность преступника устанавливается слишком поздно.

Так, в романе Ренделл Роковая инверсия (1987) группа преуспевающих людей оказывается под угрозой разоблачения: когда-то давно, в юности, они вели отнюдь не респектабельный образ жизни, и на их совести две человеческие жизни. Пока полиция пытается докопаться до истины (о том, удастся это или нет, читатель, естественно, узнает, лишь дочитав книгу до конца), почтенные буржуа оказываются один на один с давней виной, что не менее мучительно, чем нахождение на вполне реальной скамье подсудимых.

Что касается чистых детективов Ренделл, то роль Великого Сыщика исполняет там старший полицейский инспектор Реджинальд Вексфорд, проживающий в городке Кингсмаркхеме в графстве Суссекс. Когда в 1964 году он дебютировал вместе со своей создательницей, ему было 52 года, затем он стал стареть — редкий случай для великих сыщиков. Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро были великими аналитиками, умело воссоздававшими целое из массы разрозненных фактов. Вексфорд хорошо владеет основами оперативно-розыскной работы, но побеждать ему помогает прекрасное знание человеческой натуры, умение поставить себя на место жертвы — или преступника. Его помощнику и соратнику инспектору Майку Вердену лет на двадцать меньше и порой не хватает этой чуткости, хотя его профессиональные детективные качества в полном порядке.

В классическом детективе герой-сыщик был человеком со стороны. Одинокий, загадочный, наделенный двумя-тремя причудами — слабостями, он существовал в мире, не испытывая воздействия его законов, не ведая душевных потрясений. И Вексфорд и Верден у Ренделл сражаются не только с преступниками. Им, как и всем прочим действующим лицам, известны тяготы будничного существования. В одном из романов умирает любимая жена Вердена. Вексфорд, близко к сердцу принимающий проблемы своих взрослых дочек, находит силы понимать и прощать, даже когда вроде бы он абсолютно прав, а они — не очень. Разумеется, детектив-человек всегда симпатичнее счетно-аналитической детективной машины, но за этим еще и скрывается деликатное напоминание Ренделл, что умение сострадать, понимать и любить — верное оружие в борьбе со злом. Порой куда более действенное, чем карающий меч правосудия.

Сергей Белов

Избранная библиография

Серия об инспекторе Уэксфорде

С любовью насмерть, Дун (From Doon with Death, 1964)
Зловещее наследство (A New Lease of Death, 1967), также издавался как Грехи отцов (Sins of the Fathers, 1970)
Заклание волков (Wolf to the Slaughter, 1967)
Смерть делает выбор (The Best Man to Die, 1969)
Застигнутый врасплох (A Guilty Thing Surprised, 1970)
А ты пребудешь вечно (No More Dying Then, 1971)
Коль скоро жертва мертва (Murder Being Once Done, 1972)
Some Lie and Some Die, 1973
Shake Hands Forever, 1975
Дремлющая жизнь (A Sleeping Life, 1978)
Источник зла (Means of Evil, 1979)
Put On by Cunning, 1981 (также издавался как Death Notes, 1981)
The Speaker of Mandarin, 1983
Бессердечие воронов (An Unkindness of Ravens, 1985)
Лицо под вуалью (The Veiled One, 1988)
Поцелуй дочери канонира (Kissing the Gunner’s Daughter, 1992)
Simisola, 1995
Road Rage, 1997
Непорядок вещей (Harm Done, 1999)
Чада в лесу (The Babes in the Wood, 2002)
End in Tears, 2005
Not in the Flesh, 2007
The Monster in the Box, 2009
The Vault, 2011
No Man’s Nightingale, 2013

Романы вне серии

To Fear a Painted Devil, 1965
Vanity Dies Hard, 1966 (также издавался как In Sickness and in Health)
The Secret House of Death, 1968
One Across, Two Down, 1971
The Face of Trespass, 1974
A Demon in My View, 1976
A Judgement in Stone, 1977
Make Death Love Me, 1979
The Lake of Darkness, 1980
Master of the Moor, 1982
The Killing Doll, 1984
The Tree of Hands, 1984
Live Flesh, 1986
Talking to Strange Men, 1987
Heartstones, 1987
The Bridesmaid, 1989
Going Wrong, 1990
The Crocodile Bird, 1993
The Keys to the Street, 1996
A Sight for Sore Eyes, 1998
Thornapple, 1998
Adam and Eve and Pinch Me, 2001
The Rottweiler, 2003
Thirteen Steps Down, 2004
The Water’s Lovely, 2006
The Thief, 2006
Portobello, 2008
Tigerlily’s Orchids, 2010
The Vault, 2011
The Child’s Child, 2012
The Saint Zita Society, 2012

Романы под псевдонимом Барбара Вайн

A Dark-Adapted Eye, 1986
A Fatal Inversion, 1987
The House of Stairs, 1988
Gallowglass, 1990
Ковер царя Соломона (King Solomon’s Carpet, 1991)
Asta’s Book, 1993 (также издавался как Anna’s Book)
No Night Is Too Long, 1994
The Brimstone Wedding, 1995
In the Time of His Prosperity, 1995
The Chimney-sweeper’s Boy, 1998
Grasshopper, 2000
The Blood Doctor, 2002
The Minotaur, 2005

Сборники рассказов

The Fallen Curtain, and Other Stories, 1976
The Fever Tree, and Other Stories, 1982
The New Girlfriend, and Other Stories of Suspense, 1985
Collected Short Stories, 1987
The Copper Peacock, and Other Stories, 1991
Blood Lines: Long and Short Stories, 1996
Piranha to Scurfy, and Other Stories, 2000

Собрания сочинений

Wexford: А Omnibus. L., 1988
Ruth Rendell’s Suffolk. L., 1989
The Fourth Wexford Ctainibus. L., 1990
Blood Lines: Long and Short Stories. L., 1995

Литература для дальнейшего изучения

Rowland S. From Agatha Christie to Ruth Rendeli. N.Y., 2000.

Добавить комментарий