Рут Ренделл

Рут Ренделл

Рут Ренделл — английская писательница, получившая ряд неофициальных титулов – Королева криминального романа, Первая леди детектива или Новая Агата Кристи. Автор цикла знаменитых детективов об инспекторе Уэксфорде, ряда несерийных психологических детективов и романов, написанных под псевдонимом Барбара Вайн. За свое творчество Рут Ренделл была отмечена всеми возможными наградами и премиями, литературными и государственными, а ее книги пользуются любовью и популярностью читателей всего мира.

Биография

Рут Барбара Ренделл (Ruth Barbara Rendell) в девичестве Грейсменн (Grasemann) родилась в Лондоне 17 февраля 1930 года. Ее родители были иммигрантами. Отец — Артур Грейсменн, хоть и родился в Плимуте, его предки в 1790 году перебрались в Англию из Германии. Мать — Эбба Элис Крузе — родилась в Стокгольме и провела детство и юность в Дании, в Англию попала с родителями, когда ей исполнилось 14 лет. Оба работали преподавателями в Восточной части Лондона. Вероятно, прошлое не позволило им завести своего круга знакомых или попасть в какое-либо сообщество, поэтому они вели очень уединенный образ жизни, ограничиваясь редким общением с родными, который унаследовала Рут. Зато уединение способствовало тому, что родители пристрастили дочь к чтению.

Рут росла пытливой и творчески очень способной. Научившись писать, она тут же принялась сочинять стихи, а чтобы развлечь своих двоюродных братьев, она в 15 лет написала историческую драму в стихах.

Рут хорошо окончила школу, но поскольку учеба ей надоела, она решила не поступать в университет. Позднее, когда ей будет за тридцать, она пыталась пройти курс английского языка, но терпения не хватило и на этот раз.

Выбор карьеры пал на журналистику. Поскольку семья жила в это время в Эссексе, она устроилась репортером в местную газету Chigwell Times. Через несколько лет работы она получила кресло главного редактора, хотя сама признавалась, что была плохим репортером, поскольку фантазия в ее репортажах и статьях превалировала над реальностью.

В 1950 году Рут выходит замуж за Дональда Ренделла (Donald Rendell), коллегу по журналистике. Карьерный рост продолжался не долго, в 1953 году у Рут родился сын Саймон, и она, как преданная мать, бросила работу, чтобы заниматься воспитанием сына. Именно во время ухода раз ребенком Рут Ренделл посвящает все свое свободное время чтению, как если бы я пошла в университет. Она штудирует французский и классический греческий, восполняя пробелы в знаниях.

В этот же период она много пишет. Результат — десятки рассказов, которые Ренделл рассылает по женских журналам. Правда, большинство из них были опубликованы только, когда она стала уже известной писательницей. По совету мужа, она пробует себя в большой форме и пишет исторический роман, еврейскую семейную сагу, комедию нравов в стиле Ивлина Во и Нэнси Митфорд. В промежутках между работой над романом она пописывает детектив, просто для того чтобы убедиться что я могу написать детектив. Исторический роман она выслала в ряд издательств с вопросом о возможности публикации. Когда ее пригласили на собеседование в одно из издательств, редактор спросил о ее других работах, на что она показала детектив, написанный просто ради удовольствия.

Рукопись была написана от руки, и с целым рядом правок, отчего Рут очень смущалась, но опытный редактор Джеральд Остин, заинтересовался и предложил ряд исправлений, которые она вносила в период рождественских каникул 1963 года и весь январь 1964 года. В начале февраля роман С любовью насмерть, Дун (From Doon with Death) был отправлен в редакцию, а в ноябре этого же года опубликован. В первом романе Ренделл действовала команда из двух полицейских детективов инспектора Реджинальда Уэксфорда (Reginald Wexford) и младшего помощника Майкла Бадена (Michael Burden). Хотя в романе главными героями были полицейские, но первый роман нисколько не напоминал полицейский детектив, с его рутиной и списком должностным обязанностей, больше он смахивал на классический детектив Золотого века, с традиционной парой сыщиков. Так появилась на свет автор детективных романов, позднее заслужившая негласного титула Леди детектива №1. А инспектор Уэксфорд стал героем целой серии популярных детективов.

Одновременно с детективной серией Ренделл публикует несерийные романы, которые иногда сложно даже назвать детективами. В них внимание автора сосредоточено на сознании главного героя — преступника или жертвы, чьи чувства: отчуждение, тревога, ненависть или сострадание являются основными составляющими романа. Публикация психологических романов шла в ногу с детективной серией о Уэксфорде, и если детективному инспектору посвящено 23 романа, то психологических детективов было написано 26, а также 2 повести и несколько сборников рассказов.

С 1986 года в творчестве Ренделл наметился новый этап. Новые романы писательница публикует под псевдонимом Барбара Вайн (Barbara Vine). Этот псевдоним состоит из ее второго имени и девичьей фамилии ее бабушки. Романы этого периода написаны в стиле Генри Джеймса или если можно так сказать Альфреда Хичкока, а тончайшие литературные манипуляции и сложные, многогранные образы подчас дарят читателям поразительные сюрпризы.

Награды и премии Рут Ренделл еще одно доказательство того признания, которым ее творчество пользуется во всем мире. Трижды ее романы получали высшую награду Американской ассоциации писателей криминального жанра — Эдгар, а в четвертый раз в 1997 году она была удостоена звания Великий мастер. В Англии ее романы четырежды были удостоены награды Золотой кинжал и один раз серебряного, а в 1991 году писательнице был вручен Алмазный, за достижения в жанре.

Рут Ренделл — член Королевского общества литературы и имеет почетные докторские степени целого ряда университетов. Ей были вручены самые почетные награды Британии, а также присвоен титул баронессы.

Как заядлая путешественница Ренделл посетила большинство уголков мира, за исключением России, Центральной Африки и Южной Америки. После ряда своих поездок она оставила память в виде путевых заметок. Ренделл большая любительницы природы, что находит отражение в ее творчестве, где она оставляет подробные описания пейзажей и конкретных растений, а путешествия и вовсе стали неотъемлемой частью ее жизни и работы. С детства Ренделл сохранила любовь к чтению, недельная порция составляет обычно порядка 5 книг.

Рут Ренделл — активно участвует в политической жизни страны, с момента получения Тони Блэром в кресла премьер-министра она была принята в Палату Лордов и активно занялась освоением законопроектов, участвуя в принятии решений от лейбористской партии.

Английская писательница Рут Ренделл — образец человека, который смог достичь своим трудом и талантом многого, не зациклившись на творчестве.

О творчестве

Психология Рут Ренделл

Рут Ренделл (Барбара Вайн — псевдоним) пользуется международной известностью как мастер детектива. Она обладательница многочисленных премий, а ее романы пользуются заслуженной популярностью среди читателей всего мира.

У Рут Ренделл есть свой фирменный стиль, в котором написано большинство ее произведений. Здесь линии и формы зыбки и обманчивы, зло словно разлито в воздухе, опасность подстерегает за каждым углом. Главное в романах писательницы — атмосфера. Дом, комната, сад, ночная улица играют у нее не меньшую, а то и большую роль, чем люди, а в людях, ее интересуют не столько поступки, сколько настроения, воспоминания, фантазии, особенно все потаенное, тщательно скрытое от чужих глаз. Типичный для Ренделл композиционный ход — прошлое вновь оживает в настоящем, или напоминая о некогда совершенном преступлении, или порождая новые. Борьба добра и зла в ее романах представлена куда сложнее, чем у обычно. Например, в финале романа Под вуалью, построенном наиболее традиционно (проницательный полицейский инспектор ищет и находит убийцу), Ренделл применяет свой излюбленный прием: правосудие уже не в силах покарать преступника, так как зло само навлекло на себя возмездие. В Роковой инверсии, Доме с лестницей, Разговаривать с неизвестными вообще нет противостояния преступника и детектива. В первых двух романах история убийства воссоздается через воспоминания участников и свидетелей трагедии, наказание зла совершается далеко не привычной форме, а о торжестве добра можно говорить с какой-то определенность лишь применительно к Дому с лестницей.

Как правило мотивы преступлений, на взгляд Ренделл, коренятся в психологии, в том темном и болезненном, что люди так тщательно прячут от других, а то и от самих себя. Варианты разнообразны: врожденные преступные наклонности, подавленная или извращенная сексуальность, несчастное детство, утрата нравственных табу под влиянием среды; преступники-одиночки (Под вуалью, Дом с лестницей, Разговаривать с неизвестными), преступники, связанные круговой порукой (Роковая инверсия), преступники — женщины и дети (в каких романах пусть это пока останется загадкой для читателя).

Что же может противостоять злу? Ответ, который дает классический детектив (прямой герой и его союзники), для Ренделл явно не подходит: мир, изображенный ею, очень далек от ясности, рациональности, благоустроенности. Свой оптимистический ответ писательница ищет в природном начале, что парадоксально, так как именно природа и является у нее источником преступности. Однако, по логике Ренделл, самые глубокие, изначальные побуждения человеческой природы способны перебороть темное и разрушительное в ней. Могучий материнский инстинкт (Зоси — Роковая инверсия), альтруизм как врожденное свойство щедрой натуры (Козетт в Доме с лестницей) дают их носителем крепкую, несокрушимую опору, несмотря на все беды, и сообщают жизненную энергию окружающим их.

Для Рут Ренделл, в отличие от авторов классической школы, характерны открытые финалы. Это связано не только с неоднозначностью в развязке детективной интриги, но и с тем, что параллельно развиваются отношения между персонажами, лежащие вне этой интриги, и здесь с окончанием романа до развязки, как правило, еще далеко. Ренделл хвалят за умение сочетать детективную фабулу с психологическим анализом, но мнение некоторых рецензентов, будто ее романы раскрывают глубины человеческой души, — явно восторженное преувеличение. Главное у Ренделл детективная история, а психологизм придает ей занимательность и напряженность. Крен же в сторону психологизма нарушает границы жанра и возникает ощущение не глубины, а скуки (как в некоторых местах романа Разговаривать с неизвестными).

Романы Рут Ренделл дают хорошее представление о психологическом направлении в современном детективе.

В. Ряполова

Избранная библиография

Серия об инспекторе Уэксфорде

С любовью насмерть, Дун (From Doon with Death, 1964)
Зловещее наследство (A New Lease of Death, 1967), также издавался как Грехи отцов (Sins of the Fathers, 1970)
Заклание волков (Wolf to the Slaughter, 1967)
The Best Man to Die, 1969
Застигнутый врасплох (A Guilty Thing Surprised, 1970)
А ты пребудешь вечно (No More Dying Then, 1971)
Murder Being Once Done, 1972
Some Lie and Some Die, 1973
Shake Hands Forever, 1975
A Sleeping Life, 1978
Means of Evil, 1979
Put On by Cunning, 1981 (также издавался как Death Notes, 1981)
The Speaker of Mandarin, 1983
Бессердечие воронов (An Unkindness of Ravens, 1985)
The Veiled One, 1988
Поцелуй дочери канонира (Kissing the Gunner’s Daughter, 1992)
Simisola, 1995
Road Rage, 1997
Harm Done, 1999
The Babes in the Wood, 2002
End in Tears, 2005

Романы вне серии

To Fear a Painted Devil, 1965
Vanity Dies Hard, 1966 (также издавался как In Sickness and in Health)
The Secret House of Death, 1968
One Across, Two Down, 1971
The Face of Trespass, 1974
A Demon in My View, 1976
A Judgement in Stone, 1977
Make Death Love Me, 1979
The Lake of Darkness, 1980
Master of the Moor, 1982
The Killing Doll, 1984
The Tree of Hands, 1984
Live Flesh, 1986
Talking to Strange Men, 1987
Heartstones, 1987
The Bridesmaid, 1989
Going Wrong, 1990
The Crocodile Bird, 1993
The Keys to the Street, 1996
A Sight for Sore Eyes, 1998
Thornapple, 1998
Adam and Eve and Pinch Me, 2001
The Rottweiler, 2003
Thirteen Steps Down, 2004
The Water’s Lovely, 2006
The Thief, 2006

Романы под псевдонимом Барбара Вайн

A Dark-Adapted Eye, 1986
A Fatal Inversion, 1987
The House of Stairs, 1988
Gallowglass, 1990
Ковер царя Соломона (King Solomon’s Carpet, 1991)
Asta’s Book, 1993 (также издавался как Anna’s Book)
No Night Is Too Long, 1994
The Brimstone Wedding, 1995
In the Time of His Prosperity, 1995
The Chimney-sweeper’s Boy, 1998
Grasshopper, 2000
The Blood Doctor, 2002
The Minotaur, 2005

Сборники рассказов

The Fallen Curtain, and Other Stories, 1976
The Fever Tree, and Other Stories, 1982
The New Girlfriend, and Other Stories of Suspense, 1985
Collected Short Stories, 1987
The Copper Peacock, and Other Stories, 1991
Blood Lines: Long and Short Stories, 1996
Piranha to Scurfy, and Other Stories, 2000

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий