Шеридан Ле Фаню

Ирландский писатель, автор детективов и сверхъестественных фантастических произведений — Шеридан Ле Фаню, получил известность как создатель романов о сверхъестественных персонажах, с использованием детективных элементов.

Шеридан Ле Фаню. Биография

Джозеф Томас Шеридан Ле Фаню (Joseph Thomas Sheridan Le Fanu) родился 28 августа 1814 года в Дублине и получил блестящее домашнее образование. Его отец был гугенотского происхождения и служил священном в Военном училище Хиберниана, неподалеку от Дублина. Здесь прошла большая часть детства будущего писателя. В 1926 году его отца назначили служить в другом приходе на западе Ирландии.

Младший Ле Фаню окончил Тринити-колледж в Дублине. Выучился на адвоката, но поскольку найти работу адвокатом у него не получилось, увлекся журналистикой и написанием художественных произведений. В 1839 году купил две газеты, объединив их, создал газету Ивнинг Мейл (Evening Mail), в которой был не просто владельцем, но и редактором, ведущим-автором нескольких колонок вплоть до самой смерти. Газета также использовалась как информационный источник Консервативной партии.

В декабре 1844 года женился на Сюзанне Беннетт (Susanna Bennett), дочери адвоката, которая родила ему четверых детей. После ее смерти в 1858 году, Ле Фаню отказался от участия в общественной жизни вел затворнический образ жизни и начал писать сверхъестественные истории, благодаря которым его помнят, и по сей день. Ситуация со смертью жены была очень странная, писатель после смерти винил себя в ее смерти, а Сюзанна перед смертью сильно страдала от религиозных сомнений, которые также глубоко запали в душу будущему писателю. После ее смерти он увлекался учением Сведенборга, которое поддерживало представление о сложном устройстве духовного мира и поощряло интерес к сверхъестественному.

Самыми известными произведениями Ле Фаню является: Дядя Сайлас: повесть о Бертраме Хо (Uncle Silas: A Tale of Bartram Haugh, 1864) и Дом на кладбище (The House by the Churchyard, 1863) в обоих автор создает чудовищных для своего времени персонажей, великих злодеев, похожих скорее на монстров, чем на реальных людей. К примеру, одного из великих злодеев — Сайласа, он описывает как седого человека с похожим на мрамор лицом словно бескровное привидение, одетый в черное и белое, с огненными глазами.

Джулиан Симонс отмечает, что несмотря на свое увлечение ужасным и сверхъестественным, автору удалось создать почти настоящий детектив, очень напоминающий по сюжету роман Тонкий человек Дэшила Хэммета. Преступнику удается скрыться путем изменения своей внешности, но убийцу разыскивает бывший детектив, чей брат был убит восемь лет назад. Найти улики помогает медицинское свидетельство. Он также характеризует романы Ле Фаню как междуцарствие от Эдгара По и Уилки Коллинза к ранним романам Артура Конан Дойла. Симонс признает, что автор использует элементы детективного жанра, но делает вывод, что не следует приписывать романам Ле Фаню статус полноценного детектива.

В своих лучших романах Шеридан Ле Фаню отдалено напоминает по стилю произведения Уилки Коллинза, но ему явно недостает интригующего напряжения, отчего часть его романов откровенно скучна. Автору явно не хватает таланта, чтобы увлечь читателя напряженным и интригующим рассказом. Его интерес к психически ненормальным он скорее напоминает Достоевского, чем образцовую детективную интригу Конан Дойля.

Исследователи творчества этого ирландского писателя, часто испытывают соблазн отнести его романы к жанру ужасов, опуская при этом детективную интригу. В большинстве произведений Ле Фаню случается таинственное событие, подвергающее угрозе жизнь и судьбу главных героев. На разрешение ситуации довольно регулярно влияют любителя, хотя бывает и профессиональные детективы, но в произведениях Ле Фаню детектив-расследователь никогда не является главным героем, а его работа описывается на втором плане.

Шеридан Ле Фаню скончался 7 февраля 1873 года.

Оцените статью
Добавить комментарий