В первом романе Джона Диксона Карра Оно ходит по ночам (It Walks by Night) один из персонажей говорит: Искусство убийства, дорогой Моро, сродни искусству фокусника. Последнее не имеет никакого отношения ко всякой чепухе типа «рука действует быстрее, чем реагирует глаз», но заключается в том, чтобы отвлечь ваше внимание. Фокусник заставит вас смотреть на одну руку, тогда как другой — кстати, невидимой в полной мере — добьется нужного эффекта. В значительной степени это же правило применимо и к творчеству самого Дж.Д. Карра, литературная деятельность которого продолжалась на протяжении более сорока лет. Годы отточили его писательский талант — это и скрупулезное внимание к историческим реконструкциям, и щедрый, подчас шутовской юмор, и мастерское развертывание причудливых инцидентов, и создание мрачной, подчас жутковатой атмосферы действия, и случайное прикосновение к чистой фантазии. И все же фундаментальная база его произведений всегда оставалась неизменной: гениально задуманная и реализованная с мастерством талантливого иллюзиониста интрига, непременным атрибутом которой являлось убийство. Наиболее сильной стороной мастерства Карра была проблема чуда, или идея совершения так называемого невозможного преступления в одной из его разновидностей — убийство в запертой комнате. Работая в данном направлении, он превзошел многих авторов по числу всевозможных вариаций и даже написал нечто вроде монографии на эту тему, включив ее в один из своих романов (известная Лекция о запертой комнате из романа Человек-призрак),

Анри Банколен

Пятьдесят из семидесяти романов Карра относятся к сериям, в каждой из которых действует один из трех его главных персонажей-детективов. Первый из них — шикарный парижанин Анри Банколен, представший перед читателями в романе Оно ходит по ночам. Дела, которые расследовал Банколен, обычно относятся к разряду упоминавшегося выше невозможного убийства — например, жертва входит в пустую комнату игорного дома, все входы в которую находились под наблюдением, а позднее ее обнаруживают там обезглавленной; или описывается трагедия молодой девушки, зарезанной в Музее восковых фигур; или повествуется о многочисленных смертях, случившихся в зловещем замке на Рейне. Эти романы отчасти лишены стройности и изящества, присущего более поздним детективам Карра, в них также нет его бесподобного, искрометного юмора, хотя все остальные компоненты, включая пристрастие автора к образу плохой женщины в роли наивной простушки, сохраняются.

Гидеон Фелл

Четыре романа про Банколена и один вне данной серии — Отравление в шутку (Poison in Jest) — вышли в стремительной последовательности один за другим, после чего первоначальным издателям Карра стало ясно, что плодовитость писателя явно превышает их запросы. Второй издатель был более чем счастлив, столкнувшись с таким потоком детективных новинок, хотя теперь речь шла уже о другом персонаже. Наиболее устоявшийся и долговечный детектив Карра, неуклюжий пьянчужка Гидеон Фелл, впервые предстал перед читателями в романе Ведьмино логово (Hag’s Nook). Созданный в манере и традициях Г.К. Честертона, которого сам Карр боготворил, доктор Фелл затем появлялся еще в двадцати трех романах писателя. Наиболее известными среди них являются Охота на цирюльника (The Blind Barber) — из ряда вон выходящий фарс про убийство на океанском лайнере; уже упоминавшийся роман Человек-призрак, включающий в себя два невозможных убийства и памятную Лекцию о запертой комнате; Согнутая петля (The Crooked Hinge) — один из наиболее оригинальных детективов, которые вообще когда-либо были написаны; Клетка для простака (The Problem of the Wire Cage), в котором человека находят задушенным на мокром теннисном корте, и никаких следов от ног, кроме его собственных; Тот, кто шепчет (Не Who Whispers) с его мрачноватой атмосферой и намеками на вампиров, а также Вне подозрений (Below Suspicion), в котором убийство оказывается замешанным на современном сатанизме. В последний раз доктор Фелл предстает перед читателями в романе Темная сторона луны (Dark of the Moon), в котором он разоблачает убийцу, действовавшего в родном городе Карра — Чарлстоне, штат Южная Каролина.

Генри Мерриваль

Через год после появления доктора Фелла в романе Убийства на чумном дворе (The Plague Court Murders) возникает не менее колоритная фигура сэра Генри Мерриваля — в данном случае писатель выступал под псевдонимом Картер Диксон. Очерченный более широко, нежели доктор Фелл, склонный к мальчишеству и эмоциональной несдержанности, Генри Мерриваль оказался не менее способным в деле раскрытия головоломных преступлений, практически каждое из которых относилось к числу невозможных. Убийства павлиньего пера (The Peacock Feather Murders) и Окно Иуды (The Judas Window) по праву считаются классикой детективов на тему запертой комнаты. В Проклятии бронзовой лампы (The Curse of the Bronze Lamp) и Кладбище в аренду (А Graveyard to Let) фигурируют профессиональные иллюзионисты, устраивающие таинственные исчезновения. Сам Генри Мерриваль очень комичная фигура, но даже в пылу юмористических сцен автор не забывает про разработанный им замысел.

Исторические детективы

В 1928 году, то есть еще до того, как заняться детективной прозой, Карр написал романтическое произведение на историческую тему, в котором фигурировали былинные герои и было много сражений на мечах. Книга так и не была издана, а ее рукопись оказалась уничтоженной. Однако в 1934 году, когда сага о похождениях доктора Фелла и Генри Мерриваль еще только разворачивалась, он под псевдонимом Роджер Фэйрберн выпустил исторический роман Дьявол Кинсмер (Devil Kinsmere) — тридцать лет спустя эта книга была заново переписана и в очередной раз издана, на сей раз под настоящей фамилией писателя и под названием Совершенно секретно (Most Secret). В период между 1934-м и 1950 годами Карр не писал исторических романов, хотя в 1936 году вышла его книга Убийство сэра Эдмунда Годфри (The Murder of Sir Edmund Godfrey) — захватывающее произведение по мотивам реального преступления, совершенного в конце XVII века. В 1950 году Карр выпустил Ньюгейтскую невесту (The Bride of Newgate), положившую начало серии исторических романов с детективным сюжетом. Второй роман из этой серии, Дьявол в бархате (The Devil in Velvet), продавался, пожалуй, лучше, чем любая другая книга писателя. В этом романе исторический сюжет и криминальная головоломка хитроумно переплетались с темой сделки человека с дьяволом и фантазиями автора по поводу перемещения во времени. Два последующих исторических детектива Все тот же страх (Fear is the Same) и Пылай, огонь! (Fire, Burn!) также были связаны с темой путешествия во времени. Вершиной творчества Карра на исторические темы стал роман Голодный гоблин (The Hungry Goblin) — викторианский детектив, в котором роль следователя была отведена писателю Уилки Коллинзу.

Шерлокиана

Наряду с романами Карр написал в высшей степени удачную биографию Жизнь сэра Артура Конан Дойла (Life of Sir Arthur Conan Doyle), а также огромное количество рассказов и радиопьес. Диапазон его короткой прозы был весьма широк — от мелодрам, публиковавшихся в дешевых журналах, до классических детективных загадок, от фантазии Новые убийства для стариков (New Murders for Old) до многократно переиздававшегося лауреата всевозможных премий Джентльмен из Парижа (The Gentleman from Paris). В девяти детективных рассказах фигурировал еще один следователь — полковник Марч из полицейского департамента. Карр также сотрудничал с младшим сыном Конан Дойла, Адрианом, совместно с которым написал шесть рассказов-имитаций, вышедших в сборнике Подвиги Шерлока Холмса (The Exploits of Sherlock Holmes).

Добавить комментарий