Богомил Райнов

Болгарский писатель Богомил Райнов получил известность благодаря своей серии шпионских романов об Эмиле Боеве, не менее он известен благодаря своим детективам о майоре Антонове и исследовательским работам.

Биография

Богомил Николаев Райнов родился 19 июня 1919 года в Софии. Отцом Богомила был известный болгарский академик Николай Райнов. Выполняя отцовское завещание Богомил идет учиться в Софийский университет.

Но сына академика привлекает литература, печататься он начал с семнадцати лет: его первыми публикациям были стихи. После завершения учебы на философском факультете Софийского университета, по времени совпавшего с окончанием второй мировой войны, несколько лет провел на дипломатической службе во Франции и других европейских странах, не порывая с литературной деятельностью, только уже в прозе.

В шестидесятые годы Райнов почти одновременно начал разрабатывать две детективные серии — процедурный роман о расследованиях софийского инспектора уголовного розыска майора Антонова и шпионский роман о приключениях в странах Запада болгарского разведчика Эмиля Боева. Его творчество (несчастный случай для писателя детективного жанра в странах социалистического блока) отмечено высшей государственной наградой — Димитровской премией. Райнов проявил себя и как исследователь жанра, написав в семидесятые годы книгу Черный роман о западноевропейском и американском детективе.

Популярные романы Богомила Райнова были экранизированы Инспектор и ночь, Господин Никто, Что может быть лучше плохой погоды и Большая скука были переведены на русский язык и пользовались большим успехов и зрительской любовью в СССР.

Сегодня отношение к Райнову неоднозначное, поскольку он долгое время занимал важные посты в Союзе болгарских писателей, а также принимал участие в травле диссиденствующих авторов.

Богомил Райнов был неоднократно отмечен государственными наградами. Писатель скончался 8 июня 2007 года в Софии.

Из статей

Богомил Райнов — ученый и писатель

Богомил Райнов родился в 1919 году в Софии в высокоинтеллектуальной профессорской семье. Его отец Николай Райнов был известным болгарским энциклопедистом — философом, поэтом, художником, историком и исследователем изящных искусств, долгие годы читал он лекции по истории искусств в Софийской академии художеств. До недавнего времени с той же кафедры, на ту же тему и тоже долгие годы читал лекции его сын.

Успешно впитав академические семейные традиции, Богомил Райнов закончил философский факультет Софийского университета, где с самого начала, продолжая дело отца, серьезно работал в области развития эстетической мысли и занимался историей искусств.

Позже он вспоминал, что его воспитание, формирование как личности происходило по двум линиям — через кабинет отца и через улицу. И если первый приобщил его к науке, то вторая привела молодого ученого и поэта в ряды возглавлявшей антифашистскую борьбу Коммунистической партии Болгарии. Он был связным одной из партийных групп и активным участником антифашистского Сопротивления. В оккупированной гитлеровцами Софии он рискнул публично выступить со стихами, призывающими к борьбе с фашизмом, что грозило ему в те дни виселицей или расстрелом.

Стихи юный Райнов начал писать с раннего детства. Ему не было и семнадцати лет, когда первые из них появились в печати. А в 1941 году вышел их первый сборник — Стихотворения. Позже вышли стихотворные сборники Любовный календарь, Городские ветры, Избранные стихотворения. Теперь говорят, что даже если б Богомил Райнов не занимался ничем, кроме поэзии, она одна обеспечила бы ему широкую известность и прочное место в болгарской литературе.

Но такого самоограничения не произошло. Его творческое многообразие с юных лет было поистине безграничным. Едва закончив университет, Райнов начал читать лекции, выступал как литературный критик, писал и издавал отдельными книгами научные труды о творчестве крупнейших болгарских и европейских писателей. Позже, уже в годы творческой зрелости выйдут его книги Эстетика, Стиль в изобразительном искусстве, Проблемы изобразительного искусства.

Широте европейского и общемирового кругозора Богомила Райнова, безусловно, способствовали годы, проведенные им на дипломатической службе. Особенно те семь лет, которые он провел в Париже на посту пресс-атташе посольства Болгарии во Франции. Те годы, отмеченные особым ожесточением в идеологической борьбе двух миров, особенно в сфере информации и массовой культуры, не могли не сказаться на искусствоведческом творчестве Богомила Райнова. Свидетельство этому — появившиеся впоследствии книги: Массовая культура, Культура, контркультура и лжекультура, Волшебный фонарь, Портреты.

Одновременно с удачным, буквально с младых ногтей, развитием научной карьеры Райнов столь же успешно продолжал заниматься и собственной литературной деятельностью. Вслед за успешным дебютом в поэзии у него пошла и проза и публицистика, появлялись его пьесы и киносценарии. И ныне на промежуточном, так сказать, финише уже более чем пятидесятилетней творческой деятельности можно утверждать, что нет практически такой области литературной работы, где бы Райнов не пробовал свое перо.

Широкой известностью пользуются в Болгарии философско-психологические романы Б. Райнова Дорога в никуда, Черные лебеди, Только для мужчин.

В них в разных вариантах, на судьбах разных героев, большинство из которых принадлежит к близкому автору кругу творческой интеллигенции, писатель исследует вечную тему о смысле жизни, о предназначении человека, о его месте на земле и в окружающем его человеческом обществе, о гражданственности и сопричастности всему окружающему, об ответственности за выбор своей позиции и жизненного пути.

В последние годы критики особо выделяют автобиографические монологи-исповеди писателя о жизни и творчестве, называя новой прозой такие его произведения, как Табачный человек, Это странное ремесло, Элегия о мертвых днях, Третий путь.

Однако большинство читателей знает Райнова как автора детективных произведений, целиком входящих в два его знаменитых сериала: об агенте болгарской разведки (большой сериал) и инспекторе софийского уголовного розыска (малый сериал). Герой большинства детективных романов Райнова Эмиль Боев знаком множеству читателей едва ли не так же хорошо, как комиссар Мегрэ и Эркюль Пуаро — сквозные герои произведений Жоржа Сименона и Агаты Кристи. Он, конечно, уступает им по умению выстраивать психологические конструкции, но зато по внешнему суперменству Боев сродни британскому агенту 007 из популярных боевиков Яна Флеминга. С первых же его кинодебютов даже западная критика нарекла его болгарским Джеймсом Бондом

Борис Гурнов

Мастер в эпоху перемен

На фоне падения коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе происходит беспрецедентная по масштабам и драматизму объективная переоценка ценностей. В то же время, как и любое глобальное явление, этот процесс сопровождается перманентным выплескиванием с грязной водой и ребенка: беспричинными анафемами, возведением ложных идеалов и созданием временных идолов… В литературе и искусстве этот процесс протекает не менее, а зачастую гораздо более сложно и драматично. И связано это прежде всего с тем, что эстетическая оценка того или иного произведения сплошь и рядом подменяется идеологическим определением места его создателя в уходящем в прошлое обществе.

Один из наиболее характерных тому примеров — изменившееся отношение к творчеству одного из лучших мастеров детективного жанра в Европе, замечательного болгарского писателя Богомила Райнова. Его отношение к Коммунистической партии Болгарии затмевает в глазах все тех же идеологизированных (только теперь уже наизнанку) литературных критиков, функционеров от искусства и многих читателей тот факт, что Димитровские премии1, звания Героя Социалистического Труда и Народного деятеля искусств2 были присуждены писателю не только за его функционирование в структурах БКП, секретариате Союза болгарских писателей3 и за критику буржуазного массового искусства4, но и, в первую очередь, за его Литературу, ибо, несмотря на времена и режимы, Райнов — Мастер, Писатель с большой буквы, литератор, внесший свой, причем огромный, вклад в развитие современной болгарской литературы.

Николай Саркитов

P.S. В эту книгу вошли два романа из знаменитой райновской серии о приключениях замечательного разведчика Эмиля Боева, которого многие западные критики по праву называют болгарским Джеймсом Бондом. Эту книжную серию составляют семь произведений, первыми из которых являются романы Господин Никто и Что может быть лучше плохой погоды.

Из предисловия к сборнику сочинений Б. Райнова

Избранная библиография

Серия Три встречи с инспектором

Инспектор и ночь, 1964
Человек возвращается из прошлого, 1966
Бразильская мелодия, 1969

Романы об Эмиле Боеве

Господин Никто, 1967
Что может быть лучше плохой погоды, 1968
Большая скука, 1971
Наивный человек среднего возраста, 1975
Реквием, 1975
Умирать — в крайнем случае, 1976
Тайфуны с ласковыми именами, 1977
Утро — еще не день, 1981.
Сыщик секонд хенд, 2000 (Оригинальное название — Ченге втора употреба, на русском не издавалось).

Исследования

Черный роман, 1970
Николай Рерих. София-пресс, 1978
Странное это ремесло, 1980

  1. Димитровские премии, кстати, присуждены Райнову как раз за серию высококлассных детективных романов об агенте болгарской разведки Эмиле Боеве: Господин Никто, Что может быть лучше плохой погоды и Большая скука. Сериал был продолжен писателем романами Утро — еще не день, Реквием, Тайфуны с ласковыми именами, Умирать — в крайнем случае и другие.
  2. Звания Героя Социалистического Труда и Народного деятеля искусств Болгарии присвоены Райнову за огромную творческую работу.
  3. Райнов долгое время был секретарем Союза болгарских писателей.
  4. Перу Райнова принадлежит одно из подробнейших исследований современного детектива — Черный роман. Райнов до недавнего времени работал профессором эстетики Софийского Высшего института изобразительного искусства.

Добавьте комментарий