Творчество Якоба Пальме (Jacob Palme) лежит в русле традиций классического шведского детектива Пера Валё и Май Шёваль. Для него также характерно внимание к социальным и личным проблемам неблагополучных слоев шведского общества, решение детектива с жанре процедурного полицейского романа, сдержанная ирония. В чем-то схожи со знаменитым Мартином Беком и его друзьями инспекторы Петер Сюндман и Берндт Фаландер — герои романов Якоба Пальме. Сюндман спокоен и рассудителен, но, при необходимости, проявляет высокую готовность к активным действиям, интеллигентен, обладает ценным даром вступать с людьми в контакт, любящий муж и отец; Фаландер по отношению к Сюндману часто выступает на вторых ролях, но его помощь незаменима в экстремальных ситуациях; в отличие от коллеги, он не прочь приударить за каждой симпатичной девушкой…

Но сыщики Пальме — все же другое поколение; они и решают задачи другого характера, чем команда Бека, и отношение к людям несколько иное, что автор однажды даже счел возможным подчеркнуть.

Дверь медленно отворилась, и Сюндман вошел в прихожую, где стояла рыжеволосая женщина в ночной сорочке.

Полицейский инспектор Мартин Бек, всегда придававший большое значение внешней стороне дела, сдержанно попросил бы женщину надеть более подобающую одежду, но Петер Сюндман принимал людей такими, какие они есть: хочет эта дева демонстрировать свои телеса — ради бога, это ее личное дело, его это не касается…

Автор предпочитает в качестве криминальных сюжетов психологически мотивированные ситуации, коренящиеся в прошлом своих персонажей. В некотором смысле их можно расценивать как жертвы обстоятельств — тяжелого детства, ожесточившего сердце молодого человека (Человек, который ограбил банк), дурного воспитания (Взрывы в Стокгольме), длительного прозябания на дне общества (Тайная сила). Во многих случаях (не только по отношению к центральным персонажам) Якоб Пальме стремится создать хотя бы эскиз характера, логически увязать, взаимоподчинить разнородные события и поступки.

Писатель внимателен к характерным приметам жизни окружавшего его общества; он не преминет напомнить и о правилах поведения банковских служащих при ограблении (Жизнь человека дороже денег), и о нравах общества, где водитель может сообщить в полицию о пьяном, позволившем себе в автобусе громко восхвалять… снег и зиму, ибо шуметь считается неприличным в стране, где незнакомым не принято вступать даже в беседу, где распространена система типсов — каждый желающий может позвонить в полицию и поделиться своими соображениями о расследуемом преступлении (таким образом, кстати, у сыщиков появилась мысль о националистических мотивах непонятных взрывов в Стокгольме).

Желание охватить побольше разных характерных сюжетов приводит автора к некоторой рыхлости повествования, но его стремление придать законченность каждому из них (в юмористическом, мелодраматическом или ином ключе) в какой-то степени искупает эту не слишком приветствуемую в детективе черту.

О творчестве

Социальные и политические детективы Пальме

Значительное место в детективах шведского писателя Якоба Пальме занимает его пристрастие к социальным, моральным, бытовым сентенциям, наблюдениям, зарисовки разрастающиеся чуть ли не в самостоятельные сюжеты (некоторые при желании можно истолковать как ложные следы), например, в романе Взрывы в Стокгольме. Повествование все время балансирует на грани драмы и комедии, словно автор, затронув сверх-серьезную тему отношения шведов к иммигрантам и решительно заняв в ней позицию подлинного гуманиста, опасается, как бы не напугать читателя, и перемежает повествование то историей о набожном любовнике, сваливающем свою нерешительность на промысел Божий, то описанием самой знаменитой операции стокгольмской полиции под названием Великая распродажа сыра, то расположением очередного взрыва в огромной рекламной чаше с мороженым…

Человек, который ограбил банк

На фоне других произведений шведского писателя Якоба Пальме, роман Человек, который ограбил банк выделяется разработанной детективной интригой. Линия расследования ограбления, в результате которого случайной жертвой стала тринадцатилетняя девочка, грозит быстро зайти в тупик, так как максимум информации  о неизвестном, действовавшем в одиночку, содержит указания на его потрепанный внешний вид и искусственную бородку, купленную неким взволнованным провинциалом незадолго до происшествия в близлежащем магазине театральных принадлежностей.

Но в руки следствия попадает случайная ниточка другого криминала — торговля наркотиками. Слежка за некоей мадам Лейонхювуд проясняет личность того, за кем охотится полиция. Лассе Экстрем не профессионал, но человек, в безвыходном положении готовы к любым решительным действиям. На одном из этапов полиция настигла его: В дверях перед Сюндманом стоял сам грабитель… Внезапно парень узнал полицейского, гнавшегося за ним от ворот гавани… Он отпрянул назад как от удара, схватил с полки на стене автомат и направил на Сюндмана:

— … Стой, полицейская морда! — закричал он. Вздумаешь бежать, нажму на спуск!

Сюндман не побежал. Он стоял и спокойно смотрел на парня… Самое лучшее сейчас, думал он, это сделать все, что велит парень. Героизм не имеет никакого смысла для полицейского, желающего дожить до пенсионного возраста. А преступника все равно поймают…

Несколько раз ему еще удастся уйти из рук преследователей, и каждый раз все ярче будет проявлена автором и его зависимость от Лейонхювуд (которой тоже грозит арест), и его деформированное злобой ожесточением на весь мир сознание, которое не в силах изменить даже ангел во плоти, сама любовь и женственность — случайно встреченная юная спутница Карен.

Экстрем оказывается преследуем с двух сторон — и полицией, и людьми Лейонхювуд, но автор, словно предвидя возможный всплеск сочувствия к загнанному в тупик герою, недаром повязал его бессмысленным убийством девочки-подростка: этические принципы Пальме не допускают возникновения такого чувства по отношению к преступнику.

Отличительная черта этого и других романов Пальме — в коренном вопросе детектива, который довольно рано из формы кто убил? переходит в форму когда поймают?. Соответственно усиливаются элемент приключенческого романа с погонями, засадам, расширением территориального действия (из Стокгольма — в провинцию, краткосрочно — и в сопредельные Данию и Норвегию).

 Тайная сила

Тайная сила — дань Якоба Пальме политическому детективу. Автор поставил своей задачей показать провал попытки американских спецслужб организовать сопротивление левым силам в Швеции. Специальный агент, Моррисон, рассчитывающий активизировать шведских антикоммунистов, политически и экономически внедриться в парламент, выглядит довольно бледно как центральная фигура, несмотря на отличное техническое обеспечение. Сюндману, конечно, есть где показать и личное мужество, и сообразительность, но его противник обречен, ибо Моррисону (даже не подозревая о том) противостоит народ — начиная от наблюдательных детей и подростков. И даже нанятый им убийца, оказавшись в руках полиции, полон раскаяния: Как он, Экенгрен, мог оказаться настолько никудышным, что дал себя одурачить и втянуть в сотрудничество с этим фанатиками с их блаженными идеями? Как могла мечта о богатстве и власти победить способность здраво мыслить и предусматривать все заранее?..

 

Добавить комментарий