Немецкий писатель, автор популярных детективных романов — Борис Дьяченко, больше известного по псевдониму Петер Аддамс.

Биография

Борис Дьяченко родился 10 сентября 1917 года в Риге. Ему не удалось закончить среднюю школу из-за конфликта с авторитарным директором. Вынужден был устроиться грузчиком в порту, но страсть к обучению подвигла устроиться на учебу в Рижский университет.

Но из-за своих политических взглядов и надвигающегося ареста вынужден был бежать в Роттердаме. Бежать удалось в грузовом помещении самолета, после этого мотался по Европе и Северной Африке, начало Второй мировой войны застало Бориса на территории Франции. Дьяченко попытался добраться до Риги. Но был арестован на датской границе и помещен в Фленсбургскую тюрьму, откуда вскоре бежал. О дальнейшей жизни Бориса Дьяченко сохранилось мало достоверных сведений, а имеющиеся носят обрывочный характер. Известно, что он был в Берлине, а также известно, что Борис Дьяченко участвовал в движении подполья. С приходом советских войск активно сотрудничал с русскими, и даже какое-то время был мэром города Теплица. Уже в 50-е годы работает внештатным автором в Восточном Берлине.

Свой первый роман Борис Дьяченко написал еще во время обучения в Рижском университете. Роман назывался, Тлеющие угли и был посвящен описанию русской революции 1905 года. Но постоянной писательской деятельностью Дьяченко начал заниматься уже в 50-е годы. Он был автором романов, пьес и рассказов. Жизнь богатая необычными событиями была прекрасным материалом для творчества.

Борис Дьяченко опубликовал роман, в котором описывал события связанные с немецким сопротивлением против фашистского режима. В романе была затронута больная тема об изнасиловании советскими солдатами немецких женщин. Но в дальнейшем автор сосредоточился на работе над детективными романами, которые публиковал под псевдонимом Петер Аддамс.

Скончался Борис Дьяченко — 14 апреля 1975 года в Берлине.

О творчестве

Дьяченко был не самым крупным писателем детективного жанра в ГДР. Тем не менее, в его произведениях есть привлекательные черты, позволяющие отличить его от других. Аддамс в известной степени близок традициям английского социально-критического романа в детективной интригой конца XVIII-XIX веков (У. Годвин, М. Брэддон и других). Он довольно умелый стилизатор, что наиболее удачно выражено в романе Убийство в замке. Немаловажную роль в его произведениях играет сатирико-обличительная интонация по отношению к своим персонажам — преступникам, подозреваемым и слугам закона. Не случайно, поэтому автор предпочитает переносить действие в буржуазное общество.

Писатель высоко ставит динамичность сюжета; пренебрегая психологической глубиной, он стремится взять приключенчеством, калейдоскопичностью поступков и событий, нагромождением истинных и ложных ходов.

Убийство в замке

Роман Убийство в замке (в журнальном варианте — Загадка замка Карентин, роман-пародия) — наибольший успех немецкого писателя Бориса Дьяченко. Роман представляет собой своеобразный детективный гротеск о нравах английского общества. Детектив, стилизованный под социально-критические романы классиков XVIII века Г. Филдинга и Т. Смоллета, с авторскими заставками-предуведомлениями о том, что происходит в каждой главе, нескрываемая злая ирония по отношению к английской аристократии, кристиевское построение детективной интриги — такое сочетание заслуживает внимания. В этой книге, — пишет автор во вступлении, — происходят следующие преступления: два убийства, два покушения на убийство, две кражи с взломом (совершенные полицейскими служащими Ее Величества), жульничество, нарушение неприкосновенности жилища, взяточничество… Даже самый снисходительный суд вынес бы приговор о тюремном заключении общим сроком трижды пожизненно, тринадцать лет, шесть месяцев и восемнадцать дней. Эти статистические данные достаточно обоснованно раскрывают содержание и литературное значение произведения. Остается лишь предать гласности, что пришедший в упадок английский замок, в котором встречаются скорбящие наследники весьма почтенного сэра Роберта Торпа, явится местом самых запутанных и ужасных происшествий, которыми сначала несколько беспомощно занимается тучный, постоянно испытывающий жажду комиссар полиции Бейли. Эту книгу следовало бы особенно рекомендовать для чтения в приемной у зубного врача…

Именно суть завещания сэра Торпа таит смертельную опасность для всех его наследников. По всем канонам детектива Аддамс оставляет читателя в поисках разгадки вплоть до того момента, когда любитель крепкого портера комиссар Бейли не без помощи добровольных помощников стремительно размотает клубок преступлений. Он умел ловко скрывать свои способности за упрощенной манерой поведения, — пишет автор, не упуская и тут возможности подковырнуть даже положительного героя.

Обезглавленная Мона Лиза

В повести Обезглавленная Мона Лиза сюжет с расследованием крупных махинаций по торговле произведениями живописи сливается с фрагментами борьбы полиции и добровольного сыщика-журналиста с заправилами наркобизнеса во Франции. Для последних право и закон — не больше шлагбаума для танковой атаки, и миллионы престарелого грека Авакасова решают если не все, то очень многое. Интригу поддерживает умение автора навести тень подозрения едва ли не на каждого, кто появляется в поле зрения читателя.

Ангелочки по десять шиллингов

В романе Ангелочки по десять шиллингов (Engel für zehn Shilling) немецкий писатель идет по следам Агаты Кристи. Действие происходит в маленьком английском городе, где сохранились старинные замки, традиции и даже привидения. Однако владельцы — английская аристократия — подрастеряли былое величие и приличествующее их классу моральное достоинство. На этом особенно настаивает писатель, конструируя детективную интригу на вопиющих противоречиях между внешним и внутренним в своих героях.

Молодой репортер уголовной хроники Чэд Оливье, задумавший книгу о бывшей владелице имения Касл-Хоум, посещает старинную усадьбу, где, кроме хозяйки, по разным причинам находятся еще несколько человек. Наутро в своей спальне он обнаруживает зловещий знак: у всех фарфоровых ангелочков, что украшали комнату, отсутствовали головы. Кто-то аккуратно их снял и положил у ног статуэток. Шея каждого ангелочка была покрыта красной краской, точно его обезглавили.

Тайна происходящих событий уводит в прошлое, в годы второй мировой войны, когда владелица имения перепрофилировала его в дом свиданий для базировавшихся неподалеку офицеров флота Ее Величества и местной аристократии. Кому-то явно не по душе возможность обнаружения некоторых пикантных подробностей. Расследование, которое проводят Чэд и его подруга фотокорреспондент Джун, не только раскрывает тайну двух убийств, но и с совершенно неожиданной стороны показывает личность бывшей владелицы дома.

Избранная библиография

Люди на границе (Menschen an der Grenze, 1950)
Джунгли (Dschungel, 1951)
Как человек получил лицо (Wie der Mensch Gesicht bekam, 1952)
Желтый крест и другие рассказы (Das gelbe Kreuz und andere Novellen, 1953)
Ласточка дизайнер (Der Schwalbenkonstrukteur, 1953)
Сердце и пепел (Herz und Asche, 1954)
Пастырь Костас (Der Hirte Costas, 1954)
Женщина на третьем этаже (Die Frau im dritten Stock links, 1955)
Красная цепь (Die Khmer-Kette, 1955)
Дорога в лесу (Der Weg in die Wälder, 1955)
Волки (Wölfe, 1955)
Заговорщики с Кинг-стрит (Die Verschwörer der Königsgasse, 1958)
Под скалой, дьявол (Doch unterm Rock der Teufel, 1964)
Привлеченные лица (Das geborgte Gesicht, 1964), в желтой серии (под псевдонимом Петер Аддамс)
Ночь в Париже (Nacht über Paris, 1965)
Обезглавленная Мона Лиза (Die enthauptete Mona Lisa, 1966) (под псевдонимом Петер Аддамс)
Ангелочки за десять шиллингов (Engel für zehn Shilling, 1967) (под псевдонимом Петер Аддамс)
Алмаз в гнезде аиста (Diamant im Storchennest, 1969) (под названием Петер Адамс)
Ночной вызов (Anruf in der Nacht, 1973)
Атака подсолнечника (Angriff der Sonnenblumen, 1974)
Убийство в замке (Mord im Schloß, 1974) (под псевдонимом Петер Аддамс)

 

Добавить комментарий