vldmrvch.ru

Печальные антидетективы Себастьена Жапризо

Российская интеллигенция традиционно с недоверием и подозрением относилась к произведениям литературы и искусства, созданным по заказу, неважно чей был заказ: царя-батюшки или ЦК КПСС. Считалось бесспорным, что подобная продукция по определению не может представлять никакой художественной ценности.

Между тем блистательные результаты деятельности западных творцов, по меньшей мере, ставят эту жесткую позицию под сомнение. Известно, что по прямому и непосредственному заказу регулярно сочиняли гениальные Моцарт и Бетховен, великий Мольер по заказу написал одну из самых остроумных своих пьес Мещанин во дворянстве. А если взять времена поближе к нам, то разве не по заказу строчил с утра до вечера многолетний любимец читающей публики, в том числе и советской, Жорж Сименон, выдавший на-гора примерно 400 романов. Сами понимаете, какое при таких космических скоростях может быть вдохновение…

Не секрет, что будущий создатель бессмертного комиссара Мегрэ в юности во время дружеских застолий признавался, что его вдохновляет пример Генри Форда, клепавшего дешевые машины и на том разбогатевшего. Сименон и не притворялся, во всяком случае в начале своей писательской карьеры, что пишет ради общественного блага, а не исключительно ради денег. Одним словом, сочинять или играть на сцене, не служа высокому Искусству, а добывая себе просто хлеб насущный, было на Западе делом вполне заурядным.

И потому нет ничего удивительного в том, что, когда работник издательства Деноэл Робер Кантерс предложил молодому человеку по имени Жан-Батист Росси солидный аванс под будущий детектив для выходящей в издательстве серии под названием Криминальный Клуб, тот охотно согласился и ровно через месяц принес целых два романа. (Конечно, не рекорд скорости, но согласитесь, темп был взят вполне профессиональный). Первый роман Купе смертников вышел в мае 1962 года, второй — Ловушка для Золушки в ноябре того же года. Обе книги имели неожиданный и оглушительный успех. Казалось бы автору, укрывшемуся под псевдонимом Себастьен Жапризо, представлявшим анаграмму его настоящего имени (Jean-Baptist RossiSebastien Japrisot) следовало развивать и закреплять обретенный успех, сочиняя по нескольку романов каждый год. Но третий роман Дама в автомобиле в очках и с ружьем увидел свет лишь в 1966 году. Потом последовал еще более длительный перерыв, что совершенно нетипично для автора популярных произведений. Буквально с самого начала своей литературной карьеры начинающий писатель вел себя принципиально иначе, нежели те, кто выбирает себе эту странную профессию с намерением разбогатеть…

Japrisot

Жан-Батист Росси родился в 1931 году в городе Марселе, куда его дед и бабка иммигрировали с нищего юга Италии. Очевидно автобиографичны воспоминания о школьных годах персонажа позднего романа Любимец женщин (1986): Поначалу не проходило и дня, чтобы в толчее по окончании уроков ученики постарше не окружали меня на тротуаре, норовя порвать книжку и надавать по шее, Я успел закалиться и встречал их кулаками, не обращая внимания на поношения вроде: «Макаронник! Дерьмохлеб! Катись в свою страну, грязный итальяшка!»

Детские годы вряд ли были легкими не только потому, что приходилось давать отпор мальчишкам-обидчикам, — семью рано бросил отец. Западные критики, стоящие на позициях фрейдизма, находят в большинстве романов Жапризо яркие проявления так называемого эдипова комплекса, и считают его литературные занятия своеобразной формой психотерапии, но мы-то, читатели, имеем перед собой захватывающий наше внимание текст. Образование будущий писатель получил в школе, принадлежавшей отцам-иезуитам, потом в Сорбонне. Косвенным свидетельством того, что в школе мальчику Жану-Батисту не было очень уютно, является бегство из аналогичного учебного заведения самого симпатичного персонажа романа Купе смертников юного Даниеля.

В 17 лет Росси написал свой первый роман Неудачно начавшие, в котором запечатлел юношеское смятение и становление характера. Роман был опубликован в 1950 году солидным издательством Робер Лаффон, переведен на английский язык и вышел в Англии и США. По предложению этого же издательства двадцатилетний Росси переводит на французский знаменитый роман Дж. Сэлинджера Над пропастью во ржи и сборник Девять рассказов.

После университета Росси несколько лет занимается рекламой, и притом вполне успешно. Он руководит рекламными компаниями таких крупных фирм, как Эр-Франс и Макс Фактор. Легко понять, почему многие герои его последующих книг так или иначе связаны с рекламным бизнесом. Пожалуй, в это время его больше влечет кино, нежели литература. Он пишет сценарии и сам становится режиссером нескольких документальных картин. После шумного успеха первых трех книг, вышедших под псевдонимом Жапризо, их автор почти на десять лет оставляет литературу и погружается в кино, сначала переделывая в сценарии свои популярные романы и работая с крупнейшими режиссерами. Так, Купе смертников поставил Коста-Гаврас, Ловушку для Золушки Андре Кайат, а Даму в автомобиле в очках и с ружьем — родившийся в России признанный голливудский мэтр Анатоль Литвак.

Потом Жапризо начинает создавать собственно сценарии, которые позже переделывает в романы: Прощай, друг — режиссер Жан Эрман, Бег зайца через поля и Пришедший с дождя — оба фильма поставлены знаменитым Рене Клеманом. Нельзя не упомянуть и о том, что в фильмах, поставленных по сценариям С. Жапризо снимались такие знаменитые актеры, как Ален Делон, Мишель Пикколи, Жан-Луи Трентиньян, Чарльз Бросон и другие.

В 70-е годы Жапризо сам пишет сценарии, сам ставит и сам является продюсером нескольких фильмов, но они особого успеха не имеют.

В сентябре 1978 года выходит роман Убийственное лето, вскоре экранизированный (реж. Жан Бекер). Рискуя вызвать возмущение верных поклонников творчества Жапризо, все же осмелюсь утверждать, что, хотя в Убийственном лете есть и убийство, и расследование, которое по логике сюжета этому убийству предшествует, этот роман никакого отношения к детективному жанру не имеет. С тем же успехом можно назвать детективом Преступление и наказание Достоевского. Героиня романа Элиана пытается разгадать темную историю своего появления на свет. Сюжетный стержень романа составляют поиски героиней своего отца, судя по всему, человека не слишком добропорядочного. Вряд ли можно назвать детективом и следующий роман Любимец женщин. Он явно тяготеет к авантюрно-приключенческому жанру. Трагической истории солдат-самострельщиков во время Первой мировой войны посвящен роман Долгая воскресная помолвка (1991). Хотя и в нем присутствует длительное и обстоятельное расследование гибели этих несчастных парней, я бы не отнес его к детективному жанру.

Дело в том, что детектив — жанр канонический и подчиняющийся определенным правилам и законам. Они есть устные, можно сказать интуитивные, но есть и писаные. Например, существуют Десять заповедей детективного романа преподобного Рональда Нокса, английского священника и, по совместительству, теоретика и практика детективного жанра, или Двадцать правил С. С. Ван Дайна, создателя знаменитого сыщика Фило Вэнса.

Так вот. Не будет сильным преувеличением утверждать, что Жапризо последовательно нарушает почти все священные заповеди детективной литературы.

Избранная библиография

Неудачно начавшие (Les Mal-Partis, 1950)
Купе смертников (Compartiment tueurs, 1962)
Ловушка для Золушки (Piège pour Cendrillion, 1962)
Дама в автомобиле в очках и с ружьем (La Dame dans Tauto avec des lunettes et un fusil, 1966)
Прощай, друг (Adieu, l’ami, 1968)
Бег зайца через поля (La Course du lièvre à travers, 1972)
Убийственное лето (L’Été meurtier les champs, 1978)
Любимец женщин (La Pssion des femmes, 1986)
Долгая воскресная помолвка (Un long Dimanche de fiançailles, 1991) Пришедший с дождя (Le passenger de le pluie, 1999)

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе