Дом-убийца

Дом-убийца

Авторы французских детективов вообще неравнодушны к излюбленному месту действия — старому замку, где стены хранят тайны стародавних преступлений, а призраки вопиют. В романе Пьера Маньяна (Pierro Magnan) Дом-убийца (La Maison assassinée, 1984) он становится едва ли не главным персонажем, направляет развитие сюжета.

Как обычно в детективах, героем выбран юноша, пытающийся сам вершить свою судьбу и оказывающийся игрушкой чужой воли. В 1920 году пройдя войну, Серафим Монж возвращается в родные места, в Прованские Альпы и узнает о том, как трагически погибли его родители. Когда ему было три недели отроду, его дед, отец, мать и двое братьев были зверски зарезаны (пощадили лишь младенца). За это преступление казнили троих иностранных рабочих, но всем ясно, что они были невиновны. Силач Серафим, в которого влюблены все окрестные девушки, решает снести дом, стереть память о преступлении — может быть, тогда призрак матери перестанет мучить его по ночам. Сломав стену, он обнаруживает тайник с золотыми монетами и три долговые расписки — мельника, пекаря и кузнеца, — срок платежа по которым истекал как раз в день гибели родителей. Серафим решает мстить, но чья-то таинственная рука опережает его: поскользнувшись на намыленных камнях, разбогатевший кузнец тонет в фонтане собственного поместья, мельника перемалывают жернова его же мельницы (неизвестный пустил воду, когда тот смазывал механизм).

И постепенно юноша узнает, что подлинным преступником был трактирщик Монж, разбогатевший после того, как зарезал богатого постояльца. Не его, законного мужа, любила мать Серафима, а деревенского колдуна Зорма, от которого и родила мальчика. Догадавшись об измене. Монж перерезал горло свекру, жене, старшим сыновьям, но не успел прикончить младенца: подоспевший Зорм убил трактирщика. Свидетелями происшедшего стали мельник, пекарь и кузнец, пришедшие в ту ночь к дому в надежде силой отобрать расписку, но молчали двадцать лет, боясь мести колдуна. Зорм-то и начал убирать их, опасаясь что из страха перед Серафимом они откроют ему роковую тайну, но умер, не доведя дело до конца.

В последней главе автор уже в 1980-е годы посещает место действия, беседует со своими изрядно одряхлевшими героями, разрешает старикам умереть — то есть пытается литературной игрой скрасить нагромождение роковых случайностей, полуфантастических происшествий. Сосредоточиваясь на романтическом местном колорите. Пьер Маньян подчиняет им законы детективного жанра. Это уже роман ужасов, где герой-жертва, пытавшийся, но так и не сумевший никому отомстить борется не с реальными людьми, а с тенями — проекциями темных сил своего подсознания.

По роману в 1988 году Жорж Лотнер снял одноименный фильм.

Оцените статью
Добавить комментарий