Макс и жестянщики

18 мая 1971 года состоялась премьера фильма Макс и жестянщики (Max et les ferrailleurs) итальянского режиссера Клода Сотэ по роману малоизвестного автора Клода Нерона.

Сюжет

Макс, полицейский офицер, самовлюбленный и управляемый, одержим навязчивой идеей — захватить преступников на месте преступления. Такую возможность ему предоставляет его приятель Абель, которого время от времени подкармливает шайка мошенников, действующая в предместье Нантерра. Макс задумывает хитроумный план, чтобы заманить эту шайку в ловушку. Приманкой должна послужить проститутка Лили. Операция превзошла все ожидания. Шайка арестованных комиссаром Розинским, человеком очень принципиальным, который отказывается отпустить женщину, выдавшую виновных. В приступе ярости Макс убирает своего коллегу и молча сдается в руки полиции на глазах у изумленной проститутки.

О фильме

Клод Сотэ (Claude Sautet) является, как и Жан Пьер Мельвиль, одним из участников возрождения французского детективного фильма. Однако взгляды этих кинорежиссеров не совпадают: высокомерной холодности Мельвиля Сотэ противопоставляет великодушное и ностальгическое отношение к людям, замешанным в темных делах и действующих в живописном пригороде — где он и сам провел юность. Герои Мельвиля носят обычно прозвища-клички, а герои Сотэ действуют под собственными именами — Абель, Макс, Венсан, Фраснсуа, Розали, Мадо. Женщина играет здесь особо важную роль — она и соблазнительница, и утешительница. Роми Шнайдер явилась идеальной исполнительницей такой роли — именно с ее помощью Сотэ создает своих ранимых и духовно уязвимых героинь. Он вскоре отказывает от детективной тематики и обращается к теме духовной жизни буржуазии в ее критические периоды: от фильма Сезар и Розали (César et Rosalie, 1972) к фильму Официант (Garçon! 1983) он с чувством излагает простые повести, выросшие на почве сегодняшней французской действительности.

Макс и жестянщики — это психологический детектив высокого класса, который можно сравнить скорее с Достоевским, чем с Сименоном. Глубокой поэтичностью проникнут этот смертельный поединок между полицейским теоретиком и нищими подельниками, поединок, тайной целью которого, быть может, является для каждого отчаянная попытка найти свое я. Острые режиссерские приемы, живой диалог, дуэт актеров в период их высшего расцвета — все это подняло на высокую ступень пригородную сагу, расцвеченную самой жизнью.

Священные чудовища

Клод Сотэ говорил о своей любимой актрисе Роми Шнайдер (Romy Schneider), умершей во цвете лет: … она поднялась над повседневностью. В этом фильме она является партнершей другого священного чудовища французской кинематографии, Мишеля Пикколи (Michel Piccoli), который начал свою карьеру у крупнейших режиссеров (Ренуар, Бунюэль, Хичкок), а потом снимался, по-прежнему оставаясь верным себе, у Годара, Девиля, Шаброля, Феррери и других, а также был продюсером некоторых своих фильмов.

Оцените статью
Добавить комментарий