Огромный успех бондиады объясняется прежде всего удачными экранизациями. Продюсеры Гарри Зальцман и Альберт Брокколи опытными глазами разглядели потенциальные возможности агента 007. Любопытно, что на роль Бонда пробовались такие знаменитости, как Ричард Бартон, Питер Финч, Джеймс Мейсон. Но получил роль никому неизвестный Шон Коннери. Это было, как говорится, судьбоносное решение: ведь именно Коннери предложил внести в сценарий элементы юмора — всерьез эти сказки для взрослых смотрелись бы много хуже.

Причудливой судьбе было угодно еще раз столкнуть меня буквально лицом к лицу с мифом о Бонде. В конце 80-х годов я снимался в англо-американском фильме Русский дом, по роману Джона Ле Карре, где моим партнером был как раз Шон Коннери, игравший роль английского издателя. По сценарию мне пришлось с ним троекратно по-русски целоваться. В жизни знаменитый актер оказался милым и доброжелательным человеком.

После выхода в 1953 году романа Казино Руайаль жизнь Флеминга становится размеренной. Работа в газете, два зимних месяца на Ямайке, где он пишет очередные похождения Бонда, путешествия по разным странам, любимый гольф.

По свидетельству его близкого друга Ивара Брюca, Флеминг не слишком серьезно относился к созданному им персонажу и был потрясен выпавшим на его долю успехом.

Флеминг прекрасно понимал, что его произведения — для чтения в поезде, в самолете, на пляже. Он вполне самокритично признавался, что образ Бонда — это ночная фантазия автора, его горячечные мечты о том, каким бы он, автор, мог бы быть. Это продукт ума подростка, которым, так уж вышло, я обладаю.

Конечно, здорово, что писатель и в зрелые годы сохранил юношеское восприятие жизни, но, к счастью, не все юноши такие жестокие и кровожадные.

Можно, естественно, принять точку зрения, основывающуюся на теории сублимации. Иными словами, поклонники Флеминга, читая его произведения, реализуют свои фантазии, как на бумаге их реализовал сам автор. Но не думаю, что такой подход может полностью объяснить возникший вокруг Бонда миф.

Более близким к истине представляется мне иное объяснение. Романы о Бонде просты до откровенной примитивности. Ни о какой психологии там и речи быть не может. Такое четкое деление персонажей на положительных и злодеев не часто встречалось и в советской литературе сталинских лет.

Лично для меня секрет феноменального успеха бондиады кроется в удивительно низком уровне массового сознания в так называемых цивилизованных странах Запада. Я сам неоднократно встречал американцев и англичан, которые искренне верили в то, что им внушалось десятилетиями,— русские только и думают о том, чтобы на них напасть и все у них отнять. Быть может, в чуть более изысканной форме книги Флеминга эту мысль и внушали. Ну а внушаемость массовой аудитории на Западе — особая тема, досконально изученная многообразными специалистами по рекламе и политтехнологами.

Флеминг, прямо скажем, писатель не самый выдающийся. Но знать его надо, хотя бы потому, что он — безусловно классик жанра политического триллера.

В настоящий том наряду с наиболее известными произведениями Флеминга Живи — пусть умирают другие, Доктор Ноу и Операция Шаровая молния включена и сравнительно малоизвестная вещь Шпион, который любил меня, написанная от лица героини. Эта книга по многим параметрам выбивается из общего потока бондиады и свидетельствует о том, что Флеминг обладал существенно большим писательским потенциалом, нежели он использовал.

Правда, злобные критики утверждали, что написать эту вещь Флемингу помогла жена. Не нам об этом судить, но, может быть, проживи Флеминг подольше, а скончался он в августе 1964 года от сердечного приступа, создал бы он что-нибудь совсем в ином стиле.

Сегодня агент 007 Джеймс Бонд — достояние ушедшей эпохи печально знаменитой холодной войны. Он ее рыцарь и ее герой. Законное место его — в истории середины XX века.

Но не дай Бог, раскрутится новый виток холодной войны. Свободную Россию на Западе считают голодной, бандитской и агрессивной страной сотни тысяч потенциальных поклонников Бонда XXI века. Его возможным создателям есть у кого учиться…

История, к несчастью, имеет свойство повторяться…

Г. Анджапаридзе

Добавить комментарий