Тридцать девять ступеней

Англичане, мастера загадочных романов, уже давно ожидали зарождения эквивалентного произведения на экране, которое было бы способно вызвать у зрителя дрожь от тревожного ожидания. И вот наконец появился Хичкок.

Сюжет

Канадец по имени Ричард Ханнэй живет в Лондоне. Однажды после спектакля к нему подходит незнакомая женщина, которая заявляет, что ей угрожает таинственная организация 39 ступеней. Он предлагает незнакомке свою помощь, но ее убивают прямо у него на глазах. Преследуемый Скотланд-Ярдом, убежденным в его виновности, Ричард идет по следу преступников, который приводит его в Шотландию, к подозрительному профессору Джордану. Молодая девушка Памела оказывается замешанной в эту историю в результате злополучного инцидента с наручниками. Эта спутница по несчастью поможет Ричарду в трудной ситуации. Преступная сеть 39 ступеней будет раскрыта; ее лондонским резидентом окажется артист мюзикл-холла, который благодаря своей феноменальной памяти хранит государственные секреты. Он будет убит в момент признания своей вины.

О фильме

Альфред Хичкок родился в Лондоне в 1899 году и стал работать на английских студиях с 1922 года. Он специализировался на криминальных мелодрамах и фильмах о шпионаже, приправленных черным юмором. Его рецепт очень прост, даже если подготовка требует большой ловкости: герой почти всегда молодой и невиновный человек, оказывается случайно впутанным в дьявольскую историю, из которой он сможет выпутаться лишь благодаря вмешательству отзывчивой души, которая ему верит. Высшая ловкость: отказываясь от перегруженности ужасающими сценами, охотно используемых в старых добрых сериалах, режиссер предлагает отстраненный, почти саркастический взгляд на вещи. Речь идет о несерьезном представлении очень драматических событий (understatement). Поразительная техническая виртуозность и сдержанность в средствах выражения прибавляет растерянности героя — а заодно и зрителя.

Любопытна история создания одного из лучших триллеров в истории мирового кинематографа, удостоенных Оскара — 39 ступеней (The 39 Steps, 1935). Альфреда Хичкока фактически назначили экранизировать шпионский роман Джона Бакена. Планировался рядовой малобюджетный фильм с погонями; единственная ставка делалась на исполнителя главной мужской роли, графа Монте-Кристо Роберта Доната, одного из самых блестящих английских актеров, когда-либо появлявшихся на экране (им восхищалась сама Марлен Дитрих). Но режиссер, использовав стиль и технику, которые вскоре его прославят, сделал невозможное. Прежде всего, максимально переработал роман: в фильме Хичкока молодого канадца Ричарда Ханнея обвиняют в убийстве случайной знакомой Анабеллы; бегущего в панике героя принимают за опасного преступника, и английская полиция открывает на него охоту. Сцены погонь, преследований и чудесных спасений сняты с гениальной, хичкоковской убедительностью; счастливый финал не очень понравился критикам, зато зрители были в восторге. В картине есть и саспенс, усиленный очень быстрой сменой кадров, и любовная интрига, и ирония, которые служат усилению, а не снижению напряжения. К примеру, в одном из эпизодов в главного героя стреляют, но жизнь ему спасает конечно же лежащая в кармане Библия! В захватывающем сценарии много невероятных поворотов, и позже Хичкок признавался, что в этом и будущих фильмах его больше всего беспокоило наращивание эмоций, поэтому он отдал предпочтение наиболее интересным, ярким сцены, пожертвовав правдоподобием и логическим развитием сюжета. Некоторые фильмы представляют собой кусок жизни. Мое кино — кусок пирога, — говорил режиссер.

В 2008 году кинокомпания BBC сняла новую версию 39 ступеней, основываясь на версии Бакена, но этот фильм не смог затмить черно-белую версию хичкоковского триллера.

Два самых совершенных с этой точки зрения английских фильма Хичкока — это Леди исчезает (1938) и Тридцать девять ступеней, которые стали архетипичными произведениями для фильмов темного дела, в которых герой оказывается игрушкой в руках судьбы. В этой увлекательной игре в кошки-мышки, где даже пули отскакивают от Библии, спрятанной в пиджаке, все становится опасным, все становится угрожающим, отмечает Франсуа Трюффо.

Жена режиссера Альма Ревил была сценаристкой фильма и одной из самых преданных помощниц. Неудивительно, что Хичкок появляется на экране в маленьких эпизодах каждого своего фильма. Здесь мы видим, как в начале картины он пересекает площадь перед театром.

В 1999 году Британский институт кино (British Film Institute), подводя итоги XX века, включил картину Хичкока в список лучших британских фильмов под номером 4. Это неоднократно подтверждают другие рейтинги. Например, в 2004 году рейтинг Total Film включил 39 ступеней в список из 21 лучших фильмов, а в 2011 году фильм назвали второй по качеству исполнения книжной адаптацией.

Добавить комментарий