vldmrvch.ru

Тридцать девять ступеней

Англичане, мастера загадочных романов, уже давно ожидали зарождения эквивалентного произведения на экране, которое было бы способно вызвать у зрителя дрожь от тревожного ожидания. И вот наконец появился Хичкок.

Сюжет

Канадец по имени Ричард Ханнэй живет в Лондоне. Однажды после спектакля к нему подходит незнакомая женщина, которая заявляет, что ей угрожает таинственная организация 39 ступеней. Он предлагает незнакомке свою помощь, но ее убивают прямо у него на глазах. Преследуемый Скотланд-Ярдом, убежденным в его виновности, Ричард идет по следу преступников, который приводит его в Шотландию, к подозрительному профессору Джордану. Молодая девушка Памела оказывается замешанной в эту историю в результате злополучного инцидента с наручниками. Эта спутница по несчастью поможет Ричарду в трудной ситуации. Преступная сеть 39 ступеней будет раскрыта; ее лондонским резидентом окажется артист мюзикл-холла, который благодаря своей феноменальной памяти хранит государственные секреты. Он будет убит в момент признания своей вины.

О фильме

Альфред Хичкок родился в Лондоне в 1899 году и стал работать на английских студиях с 1922 года. Он специализировался на криминальных мелодрамах и фильмах о шпионаже, приправленных черным юмором. Его рецепт очень прост, даже если подготовка требует большой ловкости: герой почти всегда молодой и невиновный человек, оказывается случайно впутанным в дьявольскую историю, из которой он сможет выпутаться лишь благодаря вмешательству отзывчивой души, которая ему верит. Высшая ловкость: отказываясь от перегруженности ужасающими сценами, охотно используемых в старых добрых сериалах, режиссер предлагает отстраненный, почти саркастический взгляд на вещи. Речь идет о несерьезном представлении очень драматических событий (understatement). Поразительная техническая виртуозность и сдержанность в средствах выражения прибавляет растерянности героя — а заодно и зрителя.

Любопытна история создания одного из лучших триллеров в истории мирового кинематографа, удостоенных Оскара — 39 ступеней (The 39 Steps, 1935). Альфреда Хичкока фактически назначили экранизировать шпионский роман Джона Бакена. Планировался рядовой малобюджетный фильм с погонями; единственная ставка делалась на исполнителя главной мужской роли, графа Монте-Кристо Роберта Доната, одного из самых блестящих английских актеров, когда-либо появлявшихся на экране (им восхищалась сама Марлен Дитрих). Но режиссер, использовав стиль и технику, которые вскоре его прославят, сделал невозможное. Прежде всего, максимально переработал роман: в фильме Хичкока молодого канадца Ричарда Ханнея обвиняют в убийстве случайной знакомой Анабеллы; бегущего в панике героя принимают за опасного преступника, и английская полиция открывает на него охоту. Сцены погонь, преследований и чудесных спасений сняты с гениальной, хичкоковской убедительностью; счастливый финал не очень понравился критикам, зато зрители были в восторге. В картине есть и саспенс, усиленный очень быстрой сменой кадров, и любовная интрига, и ирония, которые служат усилению, а не снижению напряжения. К примеру, в одном из эпизодов в главного героя стреляют, но жизнь ему спасает конечно же лежащая в кармане Библия! В захватывающем сценарии много невероятных поворотов, и позже Хичкок признавался, что в этом и будущих фильмах его больше всего беспокоило наращивание эмоций, поэтому он отдал предпочтение наиболее интересным, ярким сцены, пожертвовав правдоподобием и логическим развитием сюжета. Некоторые фильмы представляют собой кусок жизни. Мое кино — кусок пирога, — говорил режиссер.

В 2008 году кинокомпания BBC сняла новую версию 39 ступеней, основываясь на версии Бакена, но этот фильм не смог затмить черно-белую версию хичкоковского триллера.

Два самых совершенных с этой точки зрения английских фильма Хичкока — это Леди исчезает (1938) и Тридцать девять ступеней, которые стали архетипичными произведениями для фильмов темного дела, в которых герой оказывается игрушкой в руках судьбы. В этой увлекательной игре в кошки-мышки, где даже пули отскакивают от Библии, спрятанной в пиджаке, все становится опасным, все становится угрожающим, отмечает Франсуа Трюффо.

Жена режиссера Альма Ревил была сценаристкой фильма и одной из самых преданных помощниц. Неудивительно, что Хичкок появляется на экране в маленьких эпизодах каждого своего фильма. Здесь мы видим, как в начале картины он пересекает площадь перед театром.

В 1999 году Британский институт кино (British Film Institute), подводя итоги XX века, включил картину Хичкока в список лучших британских фильмов под номером 4. Это неоднократно подтверждают другие рейтинги. Например, в 2004 году рейтинг Total Film включил 39 ступеней в список из 21 лучших фильмов, а в 2011 году фильм назвали второй по качеству исполнения книжной адаптацией.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе