Третий человек

3 августа 1949 года состоялась премьера фильма Третий человек (The Third Man), признанный в 1996 году Британским институтом кино лучшим британским фильмом в истории.

Чарующий фильм, весь на легких полутонах, он уносит зрителя в восхитительном потоке своего повествования, — говорит Морис Бесси об этом фильме, о котором всегда будут помнить из-за его удивительной музыки…

Сюжет

Вена, сразу по окончании второй мировой войны, В городе, занятом союзными войсками, завязываются темные заговоры. Бесталанный американский писатель Холли Мартинс приезжает туда на встрече со своим другом Гарри Лаймом и узнает, что тот погиб, а полиция ведет расследование его довольно темного прошлого. Холли, со своей стороны, тоже расследует это дело, вращается в среде международных преступников, влюбляется в любовницу своего покойного друга, Анну Шмидт, — и неожиданно находит самого Гарри, который жив и здоров и замешан в темное дело со спекуляцией пенициллином. Писатель возмущен циничным поведением бывшего друга и выдает его полиции; тот пытается спастись бегством по канализационным каналам, но в конце длительной погони его убивают полицейские.

О фильме

Грэм Грин написал этот сценарий непосредственно для кино, но заполнил его, как и свои романы, всевозможными отступлениями. Франсуа Мориак писал, что все произведения этого автора на редкость удачно соответствуют требованиям экрана. Атмосфера преступлений и полицейских розысков, преступный мир, где они предают и уничтожают других, где скрываются и преследуют, где охотник сам становится дичью, — все это жизнь, перенесенная на экран.

Продюсер Александер Корда поручил талантливому английскому режиссеру Кэролу Риду постановку этой сумрачной драмы, и тот сумел с удивительной верностью передать атмосферу холодной войны, хаос, царящий в опустошенной стране, мрачную поэзию преступных низов общества. На экране возникает своеобразный трагикомический кошмар, подчеркнутый музыкой Антона Караша (незабываемая музыкальная тема Герри Лайм), а кульминацией является погоня за преступником по канализационным каналам. Загадочную, мрачную атмосферу фильма еще больше подчеркивает неотразимая внешность и манера игры Орсона Уэллса. Благодаря ему персонаж Гарри Лайма поднимается на некую мистическую высоту, и поразительно звучит его циничная реплика: Когда Италия находилась под властью герцога Борджиа, там царила война, террор, убийства, но вместе с тем были и Микеланджело, и Леонардо да Винчи, и Возрождение. А что дала Швейцария за пятьсот лет мира и демократии? Часы с кукушкой!

Золотая пальмовая ветвь

Первая Золотая пальмовая ветвь была присуждена фильму Третий человек на Каннском кинофестивале в 1949 году. В дальнейшем эту награду завоевали фильмы Отелло Орсона Уэллса (1952), Плата за страх А. Ж. Клузо (1953), Сладкая жизнь Феллини (1960), Вирдиана Бунюэля (1961), Леопард Висконти (1963) и так далее…

Добавить комментарий