vldmrvch.ru

Печать зла

29 мая 1957 года состоялась премьера фильма Орсона Уэллса — Печать зла (Touch of Evil), созданного по мотивам романа Уита Мастерсона1. Печать зла — это проникновение шекспировской морали в детективный фильм. И что тут удивительного? Ведь автор — достойный последователь великого Уильяма!

Сюжет

В маленьком пограничном городке между Мексикой и США молодой полицейский, Вергас, которому поручено незаконной перевозке наркотиков, неожиданно становится свидетелем взрыва машины, куда, как оказалось, была подложена взрывчатка; погибли двое, один из которых — местный крупный босс, Руди Линнекэр. Американец инспектор Квинлан ведет расследование, его мексиканский коллега предлагает ему свою помощь. Но вскоре между ними начинаются нелады. Вергас убежден, что Квинлан подтасовывает доказательства. К этому добавляется и расистская неприязнь. Гранди, вожак шайки мошенников, затаив злобу на Вергаса, клевещет на его жену, Сюзан, а Квинлан ему попустительствует. Однако вожака выдает один из членов его шайки, Мензис, и Варгас, воспользовавшись этим, разоблачает Квинлана. Тот в отчаянии, тем более что в деле с раскрытием взрыва он был на правильном пути. Когда он гибнет, его старая подруга Тания произносит краткое надгробное слово: Это был мужчина — вот и все.

О фильме

Фильмом Печать зла отмечено возвращение в Голливуд блудного сына — Орсона Уэллса после его восьмилетнего пребывания в Европе. Вернулся он ненадолго по совету актера Чарлтона Хестона и, как следовало ожидать, взяв за основу фильма банальный роман черной серии, превратил его в сумрачную притчу, которая поднимает значительную проблему общественных отношений — проблему злоупотребления властью полицейского, что прямо ведет к нетерпимости, а там и к диктатуре. Либерал Варгас резко противопоставлен в фильме фашиствующему Квинлану. Положение получается несколько двусмысленным, потому что Уэллс как раз играет — к тому же с невероятной убедительностью — роль этого негодяя, что идет вразрез с его собственными взглядами. Это, несомненно, и придает фильму его шекспировский характер. Квинлан недалеко ушел от Макбета, а его верный подручный Мензис — от Яго. Оба они воплощают в себе несправедливость и предательство. И отсюда возникает некая неловкость, как это заметил Робин Вуд, которая может поколебать нравственные устои зрителя.

Виртуоз режиссер

Фильм начинается со знаменитого плана, снятого с операторского крана, а затем использует всю гамму киноиллюзорности (угловой крупный план, ненормальную глубину поля, искажение пространства и тому подобное), вплоть до схватки в финале, где на фоне страшного пустыря, залитого илистой водой и заваленного ломаными балками, мы погружаемся в какой-то мир, созданный для нас неутомимой, вездесущей, поразительно гибкой камерой, которая ни на миг не дает нам отвлечься от экрана.

  1. Под псевдонимом Уит Мастерсон публиковали свои совместные произведения Роберт Эллисон Уэйд и Билл Миллер, опубликовавшие порядка 30 крутых детективов, самым известным из которых стал роман Печать зла, благодаря экранизации Уэллса
Об авторе
Поделитесь этой записью
1 комментарий к этой записиОтправить свой
  1. Печатью зла отмечен маленький городок на американо-мексиканской границе. Её оттиск ложится и на главных героев — на мексиканского агента отдела по борьбе с наркотиками Варгаса, превращающегося из законопослушного мужа и полицейского в мстительного безумца; на его невинную жену Сьюзан, погружённую преступниками в пучину наркотического транса; и на американского полицейского Хэнка Куинлена, не брезгующего никакими средствами, чтобы состряпать дело.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе