Охотник и другие истории

После публикации в 1934 году романа Худой человек Дэшил Хэммет за оставшиеся 27 лет жизни не отправил в издательство ни строчки. Первые десять лет он просто не имел нужды писать или публиковать что-либо новое, экранизации его романов и переиздание уже написанного приносили неплохой доход. Оставшиеся 16 с лишним лет Хэммету, вероятно, просто не хватало духа взяться за написание чего-либо нового. Его романы и рассказы стали культовыми, а автор приобрел статус легенды. Этот ореол не смогли очернить ни его увлечение коммунистическими идеями, ни слежка и судилище, организованное ФБР, ни даже молчание, сдабриваемое алкоголем. Все это время его романы обсуждают, исследуют, критикуют, а сам автор беспристрастно взирает на копошащихся критиков, словно божество из-за облаков.

Творческое наследие, оставленное американским писателем, выглядит удивительно органичным и единым по стилистике и тематике монолитным каноном. Написанные им за 12 лет 5 романов и порядка 50 рассказов, всегда остаются в рамках, заданных с первым рассказом, и сохранившихся вплоть до немного ироничного Худого человека. До последнего времени эта легенда об основателе крутого детектива тщательно поддерживалась, редактировалась и культивировалась Лилиан Хеллман, спутницей и наследницей Хэммета.

dashiell-hammett-lillian-hellman

Лилиан Хеллман — американская писательница, увлекавшаяся также написанием пьес для театра, оставила после себя скандальную репутацию. Будущая писательница родилась в семье продавца обуви. Выбрав для себя литературную карьеру, Хеллман, которой еще не было и двадцати, вышла замуж за Артура Кобера, литературного агента, но как только она перебралась в среду Голливудского бомонда, с мужем начались проблемы и скандалы, закончившиеся разводом. На фабрике грез Лиллиан знакомится с Хэмметом. Вероятно, идеальные отношения между супругами Норд, описанные в романе Худой человек, в основе имеют романтику между Хэммет и Хеллман.

Лилиан Хеллман постоянно использовала в своих романах провокационные темы (Холокост, лейсбийская любовь, социальная критика и пропаганда коммунизма), не имея возможности и обладая сильным желанием, пробиться наверх. Некоторые из ее романов, написанные на скандальную тематику были запрещены к публикации на территории нескольких штатов США и в Британии. Но широкой популярностью ее творчество не пользовалось, а после публикации мемуаров, написанных в нетрадиционном стиле, писательницу и вовсе стали упрекать в искажении многих фактов. Эти мемуары на протяжении многих всей жизни писательницы служили поводом для насмешек и поддевок.

Отношения с Хэмметом Лилиан сохранила до смерти писателя в 1961 году. А после стала единоличной наследницей его творчества, которое к тому времени критики уже оценивали как классику. Исследователи приводят ряд фактов, указывающих на то, что Хеллман активно использовала свое влияние при жизни, и после смерти Хэммета тщательно выстраивая канон из всего, что было написано писателем. Одним из наиболее ярких свидетельств этого вмешательства является сборник рассказов и сценариев готовящийся к публикации издательством Мистериос Пресс (Mysterious Press).

The-Hunter-and-other-stories

Сборник включает в себя 17 рассказов и 3 сценария, ранее не публиковавшихся или не включенных в собрание сочинений. Несмотря на типичное для Хэммета название Охотник и другие истории (The Hunter and other stories), которое было выбрано из ряда предложенных издательством, дочерью и внучкой писателя, книга открывает очень нетипичного Хэммета.

Сборник разбит на несколько разделов (Криминальный, Человек, Мужчина и женщина, Сценарии) и приложения в котором опубликован начальный фрагмент романа или рассказа, где главным героем является частный детектив Сэм Спейд известный по роману Мальтийский сокол. Этот фрагмент по словам составителей был предоставлен анонимным коллекционером. Как вы уже догадались, только две истории из всего сборника написаны в столь привычном детективном жанре. Другие рассказы открывают новую грань в литературном таланте писателя — талант психолога, умеющего тонко и внимательно заглянуть не только в душу человека, но и описать непростые отношения, которые могут возникнуть между двумя людьми.

Рассказы написаны в самое разное время, если истории датируемые началом творчества, если и относящиеся к периоду молчания. Большинство из них отредактированы и готовы к печати, некоторые имеют пометки автора о планах отправить их в издательство или отметки издательств с отказом. Все они, бережно хранились писателем, который за свою жизнь немало мотался из гостиницы в гостиницу, а затем были переданы в центр Гарри Рэнсома при университете Техаса, а доступ к ним был под запретом. Человеческая узость и равнодушие скрывали рассказы от читателей.

Редакторы и издатели сборника заботливо разделили рассказы по тематике, а также дали подробные комментарии и описания рукописей, дополняя своими догадками и предположениями. Чтение сборника представляет собой увлекательное занятие, поскольку редакторы в идеале воплотили в своих комментариях метафору Козеллека, об исследователе как детективе.

С завистью я листал и вчитывался с этот сборник, великолепную иллюстрацию того, как люди другой национальности пекутся о своем наследии, дополняют и взращивают свою идентичность. Советское время оставило нам богатое наследие и великолепные традиции литературных исследований, бережно сохранявшихся и тщательно собираемых и лелеемых в эпоху застоя, которые за последние десятилетия свободы слова были основательно растеряны. Книга не только увлекательное чтение, но и прекрасный образец, как можно исправлять ошибки прошлого.

Мы благодарим издательство Mysterious Press, а также NetGalley за возможность ознакомиться с текстом книги

Оцените статью
Добавить комментарий