Мальтийский сокол

Мальтийский сокол

Подборка статей о детективном романе Дэшила Хэммета, известном как один из лучших американских детективов XX века.

О романе

В отличие от своих первых романов (Красная жатва и Проклятие Дейнов) следующее произведение Дэшил Хэммет пишет как цельную книгу связанную единым сюжетом и героями. А чтобы не возникало желания закруглить одну из частей, поскольку роман печатался по прежнему в журнале Черная маска, он отказывается даже давать этим частям самостоятельные названия. Поэтому в журнале роман выходит с сентября 1929 по январь 1930 года в виде книги разбитой на фрагменты часть 1 и так далее.

Мальтийский сокол (The Maltese Falcon) появляется новый персонаж, частный детектив — Сэм Спейд. Хэммет написал о Спейде только один роман и три рассказа, а тем не менее, именно этот герой, вместе с Филипом Марло созданным Раймондом Чандлером, стали символами крутого детектива.

Сюжет в романе построен вокруг поисков легендарной реликвии — статуэтки сокола, в которой спрятаны драгоценные камни Мальтийского ордена. Конечно же за этой драгоценной статуэткой охотится целая свора искателей сокровищ, которые готовы пойти на любое преступление, включая убийство для того, чтобы завладеть соколом.

Блестящее сочетание архитепических героев (Сэм Спейд — классический частный сыщик, которого полиция считает одним из преступников, Бриджит О’Шонесси — роковая женщина, злодей, полицейские и другие) и легендарная история о сокровищах придет ему сходство с мифом. В противовес мифологическому фону, реалистичность роману придает отсутствие четких моральных принципов и постоянная смена характеристик (положительная сменяется отрицательной и наоборот) у героев романа. Хэммет не дает прямого ответа на вопрос о моральных принципах своего главного героя — Спейда. Когда О’Шоннеси пытается прощупать и найти в Спейде союзника, тот в свою очередь рассказывает ей ничего не объясняющую притчу о Флиткрафте и упавшей балке, которая отсылает читателя к философии Чарльза Сандерса Пирса, а в разговоре только запутывает стройную логику объяснения. Непростые отношения Спейда с партнером, его женой, возникающими преступниками и полицейскими окончательно запутывают читателя. Полиция также сперва обвиняет Спейда в убийстве, а затем и сама предстает в неприглядном виде.

Очень необычно для того времени было отсутствие авторских комментариев (обычно в виде записи мыслей героя) и ремарок.

Роман вошел в список 100 лучших англоязычных романов XX века.

Экранизации

Роман был трижды экранизирован. С разницей в 5 лет фильмы снимали начиная с 1931 года. Самой популярной оказалась третья и последняя на данный момент версия, римейк первой картины, с Хамфри Богартом в главной роли. Фильм был дополнен элементами нуара, популярного для лент того времени.

Дэшил Хэммет, — пишет Реймонд Чандлер, — вытащил преступление из венецианской вазы и бросил его на улицу. Хьюстон и Богард его подобрали и нанесли на него печаль поэзии.

Сюжет

Сан-Франциско, 30-е годы. Убит компаньон Сэма Спейда, частного детектива. Сам Спейд в это время занят расследованием, по поручению молодой женщины, которую он, не без оснований подозревает в двойной игре. Оказывается, она действительно замешана в деле, связанном с пропажей статуэтки сокола, сделанной из золота и украшенной драгоценными камнями. За статуэткой охотятся ловкие мошенники — а среди них чудаковатый Каспар Гутман, который готов заплатить любые деньги тому, кто для него разыщет эту вещь, изображающую сокола — некогда она была подарена королем Испании рыцарям Мальтийского ордена. Ловкость и опыт Сэма позволяют ему завладеть статуэткой — но оказывается, что это не подлинная драгоценность, всего лишь дешевая подделка! Гутман насмехается над невезением Спейда, а тот, убедившись, что клиентка обманывала его, передает ее, без зазрения совести, в руки полицейских.

О фильме

Роман Дэшила Хэммета, опубликованный в 1930 году, был сразу же признан классическим произведением американской детективной литературы. Острый диалог, неприкрашенная манера изложения, показ общества, где властвуют секс и деньги, сделали его образцом романов черной серии. Роман был экранизирован три раза, — сперва в 1931 году, затем в 1936, — оба фильма получились довольно тусклыми; наконец, в 1940 году. Джон Хьюстон впервые — после длительного пребывания на студии братьев Уорнер в качестве сценариста — выступает как режиссер и создает значительно омоложенный вариант, в точности следующий сюжету романа и отличающийся убийственной логикой, смягченной юмором, как сказал Карлос Кларенс. Он поручил роль Сэма Спейда своему другу, Хэмфри Богарту (после того, как от нее отказался Джордж Рафт, многократно снимавшийся в гангстерских фильмах), И эта роль стала одной из самых прославленных ролей этого замечательного актера, создавшего образ непробойного детектива в плаще, застегнутом на все пуговицы, с неизменной сигаретой в зубах. Богги сыграл аналогичную роль — детектива Филипа Марлоу в фильме Большой сон (1946), созданном по роману другого крупного американского романиста, Реймонда Чандлера.

Классика черной серии

С 1941 по 1955 годы поток детективных фильмов не иссякает: Смертельная страховкаУбийцыДжильдаНочные пассажирыЖенщина, которую надо убитьПаника на улице и, наконец, Четвертая скорость. Джон Хьюстон не раз и с большим успехом возвращается к этому жанру, поставив Кей Ларго и Когда город спит, предварительно отдав дань приключенческому жанру в фильме Сокровище Сьерра-Мадре (1948).

Содержание

  • Спейд и Арчер
  • Смерть в ночном тумане
  • Три женщины
  • Черная птица
  • Левантинец
  • Хвост
  • Встреча
  • Басни
  • Бригид
  • В поисках разгадки
  • Толстяк
  • Карусель
  • Подарок императору
  • Ла Палома
  • Встреча с прокурором
  • Еще одно убийство
  • Убегающий догоняет убегающего
  • Козел отпущения, или Мальчик для битья
  • Кто смеется последним

Из статей

Лучший американский детектив

Роман Дэшила Хэммета Мальтийский сокол принадлежит к детективной классике. Известный критик из США Ал. Уолкот назвал его лучшим американским детективом всех времен. Можно сказать, что именно в этом произведении Хэммета впервые наиболее отчетливо заявила о себе та поначалу специфически американская модель жанра, которую можно условно назвать крутым детективом. Эту линию успешно разовьют Чейз, Макдональд, Джадсон Филипс и другие американские авторитеты детективной литературы.

Хэммет родил триллер, то есть с сенсационный детектив-боевик (дословный перевод с английского — вызывающий дрожь). И совершенно естественно, что эта разновидность жанра появилась в той стране, которая дала миру вестерн, организованную преступность и развитую киноиндустрию Голливуда. После Хэммета крутой детектив стал успешно конкурировать со своим старшим и более традиционным собратом — английским психологическим детективом, или, как его еще называют, романом-загадкой. Между ними целый ряд принципиальных различий.

Если пространство английского детектива локально, камерно, чаще всего — это родовое поместье, старинный дом, благопристойная семья, свой круг, где и происходит преступление, в основе которого либо роковая тайна, способная нанести непоправимый ущерб репутация, либо вопрос о наследстве, то в американском триллере художественным пространством и фоном действия становится большой город, целый штат, а нередко география перерастает и эти пределы; в основе же совершаемых преступлений, как правило, лежат дела мафии, контролирующей подвластные ей территории. Известный болгарский писатель наших дней, автор многих детективно-политических произведений, к тому же тонкий знаток истории жанра. Богомил Райнов считает, что Хэммет, первый писатель, который в душной и угрожающей атмосфере своего времени дерзнул изображать гангстеризм и коррупцию во всем их тлетворном влиянии на американскую действительность, определил некоторые весьма глубокие причины этого явления и рассказал о преступлении не как о чем-то неразрывно связанном с жизнью и бытом подонков общества, а как о буднях его социальной верхушки, поощряющей и использующей насилие в качестве достижения своих корыстных целей.

Так уж часто получается в детективе, что выбор пространства предопределяет, если хотите, и поведение персонажей и облик человека, ведущего расследование, да и сами принципы, по которым это расследование ведется. Пространному месту действия необходим и более мобильный, динамичный сюжет. Вместо традиционных для английской литературы образов детективов-любителей, типа Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро, патера Брауна, Хэммет делает героем своего романа профессионала с железной хваткой, частного детектива Сэмюэля Спейда. В единоборстве с гангстерами ему помогают не столько интеллект и логика, сколько твердая воля, выдержка, мгновенная реакция, ловкость, искусство владения оружием и приемами физической расправы над своими противниками.

Триллер как бы утвердил за главным героем детективного произведения не только право на анализ, но прежде всего — право на действие.

Хотя нельзя не заметить, что сам писатель с изрядной долей осторожности относится к своему персонажу. Это только на первый взгляд может показаться, что Спейд у Хэммета, как впоследствии и Фэннер у Чейза, является воплощением стопроцентного американца, этаким мужественным и благородным суперменом из сыскного бюро, борцом с мафией. На самом деле дистанция между автором и героем чувствуется вполне определенно, и по мере развития действия, ближе к финалу, она еще более увеличивается. С позиций общечеловеческой морали кое-какие поступки Спейда не в состоянии выдержать самой элементарной критики (например, его отношение к Арчеру, Иве, Бриджит). Автор вовсе не склонен прощать герою его недостатки, он старается понять и объяснить их. Так Хэммет приходит к нелестному для Спейда выводу о том, что среда, с которой тот призван бороться, сумела-таки наложить свой отпечаток и на него самого. Что ж, потаенные идеалы, мораль, своеобразный кодекс чести частного детектива — все это нежизнеспособно в мире гетманов и кайроу…

О Дэшиле Хэммете

Несколько слов о самом Дэшиле Хэммете (1894-1961). Он был человеком крайне противоречивым и довольно эксцентричным, перепробовал за свою жизнь несколько профессий: был частным детективом в бюро Пинкертона, журналистом, писателем, кинодраматургом. Приходилось ему бывать и безработным, ибо писательство ради добывания денег претило его совести. С другой стороны, кому-то Хэммет мог казаться баловнем голливудской богемы, преуспевающим денди, всегда с иголочки одетым, катающимся с наемным шофером в собственном шикарном автомобиле. И мало кто знал, что долгие годы писатель находился под постоянной слежкой ФБР как борец против маккартиэма, был заключен в тюрьму за свои политические убеждения…

Пик писательской популярности Хэммета падает на конец 20-х начало 30-х годов. Он был чрезвычайно работоспособен и за какой-нибудь десяток лет с сумел издать пять романов, с полсотни рассказов и множество статей, но с 1934 года неожиданно для всех как писатель и журналист замолчал, лишь изредка работая над кино- радиоадаптациями своих прежних произведений.

Уже первый детективный роман Хэммета Красная жатва, как затем и последующий — Проклятие Дейнов, — пришлись по нраву читателям. И все же настоящая известность пришла! К нему только после того, как появился Мальтийский сокол, сразу же ставший национальным бестселлером.

Думается, что советскому читателю будет небезынтересен и еще один любопытный факт, связанный с именем Дэшила Хэммета. В 1984 году в США был создан общественный фонд помощи литераторам. Разделяющим марксистские убеждения. Этот фонд назван именем Дэшила Хэммета. Устав его рекомендует распорядителям руководствоваться политическими, социальными и экономическими убеждениями покойного Дэшила Хэммета, который верил в доктрины Карла Маркса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика