vldmrvch.ru

Арсен Люпен, джентльмен-грабитель

Какими бы необыкновенными ни были приключения героев, яркий свет истины, — говорил Морис Леблан, — должен помочь событиям вернуться в мир реального. Конечно, реальное романист понимает не совсем так, как мы: даже возвращенные в мир реального, события никак не вписываются удивительными, и все-таки что правда, то правда: если, например, у одного из персонажей романа Остров Тридцати Гробов оказывается обожженной от прикосновения к таинственному Божьему Камню рука, то не следует видеть в этом нечто мистическое, иррациональное: как мы узнаем, камень обладает большой радиоактивной силой. (Леблан в курсе  научных открытий!)

Арсен Люпен

В России Леблан был наиболее известным из трех авторов сборника, в Арсена Люпена дети играли еще в годы перед первой мировой войной, а имя джентльмена-грабителя остается в памяти читателей вплоть до нашего времени.

Человек прогрессивных для своего времени взглядов, Леблан в период знаменитого дела Дрейфуса оставался последовательным дрейфусаром, и это не мешало ему придерживаться весьма патриотических убеждений, верить в будущее Франции и ее победу в войне 1914 года.

Первые литературные опыты писателя не принесли ему славы; зато опубликованный в 1905 году в журнале Же сэ ту (Я знаю все) рассказ Арест Арсена Люпена был встречен читающей публикой очень доброжелательно. Успех свой Леблан закрепил сборником рассказов Арсен Люпен, джентльмен-грабитель, возвестившим городу и миру появление нового героя, которого ждало если не все человечество, то, во всяком случае, те, кого можно было бы отнести к категории средних французов. Говоря об Арсене Люпене. Исследователи творчества Леблана уже не раз цитировали характеристику, которую джентльмену-грабителю дал Жан-Поль Сартр в своей автобиографической книге Слова, назвав его Сирано уголовников; разгромленная Франция кишела воображаемыми героями, подвиги которых врачевали ее самолюбие. В самом деле, страна, потерпевшая позорное поражение во франко-прусской войне, нуждалась в герое, подающем пример смелости, великодушия и благородства, и если такого рыцаря без страха и упрека не находилось в реальной действительности, его следовало выдумать. Именно это и сделал Леблан, и не беда, если таким рыцарем оказался грабитель, не брезговавший иногда запустить руку в карман ближнего, ибо наделен он был такими свойствами, которые были чужды рядовому французскому буржуа. Арсен Люпен — ценитель изящных искусств, знаток изысканных манер, вин и блюд, что позволяет ему вращаться и в высшем свете, присваивая себе, в зависимости от обстоятельств, любые аристократические титулы. В день побега из тюрьмы он оказывается приглашенным на обед в английское посольство.

Впрочем, слава не была даром небес способному молодому человеку: он должен был постоянным трудом завоевывать ее. Сколько профессий довелось ему испробовать на своем жизненном пути! — был он и коммивояжером, и грузчиком, ювелиром и оперным певцом, секретарем почтенного ученого и так далее. Можно себе представить, как выглядела бы трудовая книжка Люпена (если бы она, разумеется, была у него!), — не сухой официальный документ, а настоящая поэма!

Вообще Арсен Люпен — личность весьма загадочная; грабитель. При случае вор, он — и заступник за несчастных и обиженных (Смерть бродит вокруг), человек, безжалостно наказывающий жестокого преступника (правда, после того, как тот отказался отдать ему большую часть добычи), в рассказе Солнечные зайчики; он же — пламенный патриот своей страны, бесстрашно сражающийся с агентами германского кайзера. А кем он оказывается в романе Остров Тридцати Гробов, читатель узнает и сам, прочитав это бессмертное произведение.

И мы уже говорили, точностью в подаче некоторых деталей современной жизни, демократизмом (впрочем, весьма умеренным) романы Леблана близки к традиции, заложенной Эмилем Габорио. Полицейский инспектор Ганимар, старый друг Люпена, тщетно пытающийся обрушить на него карающий меч правосудия, напоминает глуповатых и самодовольных полицейских, каких немало было и у Габорио, и у тех же Конан Дойла и Агаты Кристи. Есть у Люпена, однако, и нечто, сближающее его с персонажами современных Леблану романов, где преступник действует не в одиночку, а имеет целый штат помощников (или сообщников). Членами такой шайки могут быть и апаши, наемные убийцы, бродяги; готовые на все пьянчуги; именно такой публикой будет командовать, в частности, знаменитый Гений Ужаса Фантомас. Время от времени и в повествовании о Люпене появляются подозрительные личности, которые выполняют поручения нашего героя. Сам же он не только никого не убивает (разве уж в случае необходимой обороны), но даже, насколько известно, не курит и не пьет!

Приходится Люпену решать и сложные задачи, подобные тем, которые решают герои Агаты Кристи: он то разгадывает смысл солнечных зайчиков, появляющихся на стене старого дома, то загадку искусно спрятанных бриллиантов (новелла По подсказке тени) и так далее.

Люпен — своего рода мастер, художник преступного мира; с полным правом он мог бы, лишь немного изменив его, повторить признание одного из главных героев новеллы Г. К. Честертона, Фламбо: Как настоящий артист своего дела, я всегда старался, чтобы преступление гармонизировало с определенным временем года или пейзажем, и подыскивал для него, словно для скульптурной группы, подходящее место (Летучие звезды). Преступление — то же произведение искусства, — справедливо говорил кроткий отец Браун, в конце концов вернувший Фламбо на путь добродетели.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе