vldmrvch.ru

Коломбо и предшественники

Легендарная роль Питера Фалька — лейтенант полиции Лос-Анджелеса Коломбо, сыщика с мозгами Шерлока Холмса, но одетого как бомжа. В течение 30 лет Коломбо появлялся на экране, чтобы продолжать удивлять зрителей новаторским подходом в этом знаменитом детективном сериале.

Марк Доидзиак (Mark Dawidziak), автор единственного исследования о Коломбо, пишет, что все Великие Детективы начинали свою карьеру как литературные герои, а лишь потом были экранизированы. С Коломбо все было иначе. Он стал первым детективом, которого взрастило телевидение. Его персонаж стал настолько популярным, что имя превратилось в символ, подобно Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро, и сегодня трудно недооценить тот вклад, который этот персонаж внес в развитие жанра.

Сериал о лейтенанте Коломбо впервые появился на экране в 1971 году. Отцы-основатели — сценаристы Ричард Левинсон (Richard Levinson) и Уильям Линк (William Link), были заядлыми любителями детектива. Они буквально пропитались стереотипами и шаблонами классического детектива, но также они хорошо понимали исчерпанность в дальнейшем развитии сюжетной линии этого жанра. Подобно Дороти Л. Сэйерс их больше интересовало обрамление детективных историй, а не поиск новых сюжетных линий. Оставил в качестве основы традиционную историю с загадкой, их новаторский вклад заключался в изменении обрамления, ставшего к тому времени навязчивым в традиционном детективе.

В своем интервью 1981 года Левинсон признается, что в создании образа Коломбо на них с Линком серьезным образом повлияли два персонажа — Порфирий Петрович из романа Федора Достоевского Преступление и наказание и отец Браун из рассказов Гилберта Кита Честертона. Для обоих сценаристов эти герои слились в единый образ Великого Детектива, хранителя консервативных традиций и устоев, в мире, где все подвергалось изменениям, и любые незыблемые основы были расшатаны. Детектив стал для них символом неизменяющегося свидетеля, видевшего появления и угасание теорий Дарвина, Фрейда, Юнга, Фрэзера и других.

В самом начале XIX века в России, многие интеллектуалы с восторгом приняли и пропагандировали нигилистические и революционные идеи. Оправдывали изменение моральных ценностей и использование насилия как средства для достижения цели. В русской литературе этот нигилизм хорошо виден, к примеру, в поэзии Пушкина. Одновременно в Германии философ и писатель Фридрих Ницше расширяет нигилистические взгляды того времени, предложив концепцию Сверх-человека, стоящего по ту сторону добра и зла.

Один из молодых людей XIX века, который решал для себя вопрос о том, можно ли выйти за пределы морали, стал Достоевский. Его роман Преступление и наказание стал нравственным ориентиром в мировой литературе, другим таким ориентиром стали рассказы Гилберта Кита Честертона об отце Брауне. Для Честертона сочинение этих детективных рассказов стало своего рода позицией защищавшей его от увлечения атеизмом и нигилизмом. Британские интеллектуалы также реагировали на модные европейские концепции, но эта реакция была скорее эстетической, чем политической. Поэтому Колобо связывает в себе две традиции – русскую и англо-американскую, консерватизм и эстетическую революцию для детективов второй половины XX века.

Многие черты были списаны сценаристами у этих гениев Англии и России. Так смирение Коломбо — черта заимствованная у отца Брауна, но исследователи отмечают поразительное сходство с Порфирием Петровичем: внешностью, характером и методом расследования. Коломбо как Порфирий Петрович и отец Браун обычный человек, внешность которого свидетельствует об отсутствии вкуса, а помятая и поношенная одежда о простоте и обыденности в повседневной жизни гениального ума.

О близости этих людей к простым обывателям свидетельствуют их имена. Достоевский выбрал для своего героя более чем обычное имя, для того времени, а Левинсон и Линк подражая Честертону никогда и словом не обмолвились об имени лейтенанта. Поэтому в различных энциклопедиях авторы статей приводят самые различные варианты исходя из собственных соображений: Филипп, Милдред, Франк или Иосиф.

Честертон скопировал образ своего героя с реального служителя римо-католической церкви, отца Джона О’Коннора, сельского священника, поразившего Честертона своим острым умом и огромными познаниями. Именно отец Браун передал свою скромность, удивление, смирение и благодарность перед лицом Общества или Вселенной. Именно детективные рассказы Честертона, комичные, беззаботные истории стали основой для сюжетов сериала о Коломбо. Истории-головоломки, позволяющие получить наслаждение от интеллектуальной игры, в отличие от сложного и глубокого романа Достоевского, стали моделью для сюжетов Коломбо.

Итак, получив в качестве исходного материала гениальные произведения, заслуга Левинсона и Линка заключается в умении органично слить эти две совершенно непохожие друг на друга вселенные, чтобы представить миру нового Великого Детектива, органично сочетающего в себе гений и простоту, искренность и ироничность имя которому — лейтенант Коломбо.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе